Цель: Формировать умение конструировать диалог вида “вопрос-ответ(утверждение),вопрос-ответ(отрицание).
Задачи:
- Уточнить смысловое значение диалога данного вида.
- Учить подбирать правильные вопросы к утвердительным и отрицательным ответам в диалоге.
- Закреплять умение находить признак для классификации предметов, подбирать обобщающее слово.
- Способствовать развитию диалогической речи, слухового восприятия, концентрации и распределения внимания, зрительной памяти.
- Развивать рефлексивные умения.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: ИКТ (слайдовая презентация), карточки к уроку, вспомогательные карточки на партах, муляжи овощей и фруктов, образец диалога, пальчиковый театр(заяц и медведь).
Словарь: названия овощей и фруктов, овощи растут в огороде, фрукты растут в саду.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка РСВ.
Эмоциональный настрой на работу, стоя.
- Какое настроение? (У меня ... настроение).
- Давайте с хорошим настроением начнем урок.
II. Фонетическая зарядка(с)
ас-ананас | Составьте словосочетания: |
ис- редис | вкусный... |
ус-капуста | соленый... |
Диалог:
-...где растет капуста?
-...,капуста растет в ...(саду, огороде).
III. Речевой момент:
- Какое число?
- Какой день ?
- Какое время года?
- На улице зима?
- Какой будет урок?
IV. Определение темы и цели урока.
К\р.упр. на развитие концентрации и распределения внимания. ИКТ
- О чем будем говорить?
- Вы знаете овощи ? Назовите? где растут овощи? (карт.)
- Вы знаете фрукты? Назовите? где растут фрукты? (карт)
К\р упр. на развитие зрительной памяти. ИКТ
- Посмотрите 1-2 мин. Учитель убирает картинку.
- Какие овощи вы видели?
- Какие фрукты видели?
- Назовите овощи красного цвета?
- Какого цвета яблоко?
V. Обучение построению диалога.
1. К/р упр. концентр. внимания. ГОЛАИД ДИАЛОГ
- Что такое диалог? (беседа, разговор, вопрос-ответ) табличка на доске.
- Что мы будем делать? зачем нужен диалог? Будем строить диалог
- Диалог по какой теме? О чем? (О фруктах и овощах)
2. Образец диалога. Проговариваниедиалога с использованием пальчикового театра.
С: - Ты любишь морковь?
З: -Да, я люблю морковку.
С: - Морковь растет в саду?
З: - Нет, в огороде.
С: - Морковь синяя?
З: - Нет,оранжевая.
С: -А, это овощ?
З: - Да.
С: - Она соленая?
З: - Нет ,морковь сладкая.
С: - По форме- квадратная ?
З: -нет.
- Что это? Это диалог. Кто разговаривает? (слон и зайка)
- Вопросы в диалоге построены так,чтобы ответ был да или нет. Давайте посмотрим.
- Теперь попробуем сами составить диалог. (Будем составлять диалог)
На доску вывешивается диалог с попущенными вопросами. Нужно подобрать вопрос к каждому ответу.
-..................?
- Да, это овощ.
-.................?
- Нет. Он растет в огороде.
-.................?
- Да. Он круглый.
-..................?
- Нет. Желтый.
-.................?
- Да. Это сладкий овощ.
- Растет в саду?
- Это фрукт?
- Овощ круглый?
- По форме - овальный?
- Это зелёный овощ?
- Где растёт?
- Это сладкий овощ?
- Он солёный?
- По цвету красный?
- Это овощ?
Учащиеся подбирают вопросы к ответам постепенно. Остальные вопросы и диалог закрыты.
VI. Закрепление. Усвоение.
Физминутка (Собери овощи)
1. К/р упр. Классификация. Положи овощи и фрукты в две корзинки. Как будем раскладывать? Учащиеся раскладывают овощи и фрукты, проговаривая названия.
Дети садятся. Закрывают глаза, учитель убирает 1 фрукт (Апельсин)
2. Игра “Волшебный мешочек”.
- Ребята, отгадайте, какой предмет я спрятала? Как будете отгадывать?
- Вы мне будете задавать вопросы? Какие? О чем?
Учитель предлагает схемы:
- Выберите те схемы, которые подходят к нашей теме. Почему?
- Где можно посмотреть вопросы? Дети стараются по образцу задавать вопросы, а учитель выставляет соответствующие схемы:
Сладкий?
- Что это?(АПЕЛЬСИН)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
3. Работа в парах. Составление диалога из рассыпного текста.
Андрей-Кристина
- Ты любишь овощи?
- Да. Я люблю овощи. Нет, мне не нравятся овощи.
- Овощи растут в саду?
- Да. овощи растут в саду. Нет овощи растут в огороде.
- Морковь-это овощ?
- Да, овощ.
- Банан, жёлтый?
- Нет, красный. Да. Банан желтый.
Вадим-Дима
- Ты любишь фрукты?
- Да. Я люблю фрукты.
- Фрукты растут в огороде?
- Нет, в саду. Да. Фрукты растут в саду.
- Лимон, кислый?
- Нет, красный. Да, он кислый.
Оля
- Это яблоко? (изображение красного яблока)
Да. Нет.
- Яблоко сладкое?
Да.Нет.
- Это яблоко желтое?
- Да.Нет
- Что вы делали? Составляли диалог.
- Почитайте диалоги.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какой был урок?
- О чем говорили?
- Что учились делать?
- Какое настроение?
Пирамида знаний. Оценка ЗУН. Д/з “Волшебный мешочек”.
Андрей-Кристина
- Ты любишь овощи?
- Да. Я люблю овощи. Нет, мне не нравятся овощи.
- Овощи растут в саду?
- Да. овощи растут в саду. Нет овощи растут в огороде.
- Морковь - это овощ?
- Да, овощ.
- Банан, жёлтый?
- Нет, красный. Да. Банан желтый.
Вадим-Дима
- Ты любишь фрукты?
- Да. Я люблю фрукты.
- Фрукты растут в огороде?
- Нет, в саду. Да. Фрукты растут в саду.
- Лимон, кислый?
- Нет, красный. Да, он кислый.