Методическая разработка викторины «Своя игра» по МДК.02.01 "Организация и технология обслуживания в барах и буфетах"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (97 МБ)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любой педагог согласится с утверждением, что нестандартная организация учебной деятельности – одно из важных средств обучения, т.к. формирует устойчивый интерес к обучению, снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности. Кроме того, такой способ обучения оказывает эмоциональное воздействие на подростков, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

При использовании активных методов обучения меняется роль обучающегося, из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Некоторые исследователи считают, что игра является неотъемлемой частью развития личности и ее потенциала. В процессе игры можно обучаться, воспитываться, изменяться и, конечно же, развиваться. Игра связана с положительными эмоциональными переживаниями, активностью, концентрацией внимания, воображением и работой мыслительных процессов. Здесь также часто задействован соревновательный аспект, заложенный в игре. Он стимулирует обучающихся активизировать по максиму все свои ресурсы и знания.

Что касается определения игры, то общепринято оно звучит как “вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе”. Это важно помнить, организовывая игры. Это как раз тот случай, где участие важнее победы, ведь человек учится уже каждую минуту, играя. И, даже проиграв, он остается в выигрыше, так как проработал, выучил и запомнил определенные конструкции. Игра включает в себя такие особенности и компоненты:

  • речевая деятельность;
  • взаимодействие в коллективе;
  • личная индивидуальная деятельность;
  • личная мотивация, работающая без принуждения;
  • развитие психических способностей;
  • обучение с увлечением.

Особое место в организации нестандартных уроков-игр, уроков-викторин занимают интерактивные игры. На таких уроках обучающиеся активно взаимодействуют не только с преподавателем, а и между собой, находятся в постоянном диалоге. Ребята являются не пассивными слушателями, но активными участниками процесса. Их деятельность носит творческий, поисковый, продуктивный характер.

Викторина проводится среди обучающихся по профессии “Официант, бармен” и является аналогом телевизионной викторины “Своя игра”.

В викторину включены вопросы по основному разделу МДК.02.01 Организация и технология обслуживания в барах и буфетах – “Обслуживание потребителей бара, буфета”:

Тема 2.1. Характеристика компонентов, используемых для приготовления смешанных напитков и коктейлей.

Тема 2.2. Посуда и инвентарь бара, оборудование.

Тема 2.3. Классификация и методы приготовления смешанных напитков и коктейлей.

Тема 2.7. Приготовление длинных смешанных напитков (лонг).

Тема 2.12. Приготовление коктейлей-аперитивов.

Тема 2.13. Приготовление коктейлей-диджестивов.

Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения дисциплин, дополнительных занятиях и общая эрудиция.

В ходе викторины обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры; в эмоциональном настрое обучающихся на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд игры.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИКТОРИНЫ “СВОЯ ИГРА”

Цель викторины – осуществление контроля обучения, продолжение систематизации знаний, выявление уровня усвоения материала.

Задачи:

  • образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на уроках МДК.02.01. Организация и технология обслуживания в барах и буфетах; обобщение материала, как системы знаний, проверка способности к творческому мышлению, к самостоятельной деятельности;
  • воспитательные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявления наибольшей активности в их выполнении; воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
  • развивающие: развитие логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу; формирование навыка самоконтроля, навыка работы в коллективе.
  • методические: использование игровой технологии в ходе систематизации знаний; формирование общих и профессиональных компетенций через использование активных форм обучения.

Время проведения – 90 минут.

Требования к помещению и материальному обеспечению: викторина проводится в кабинете организации и технологии обслуживания в общественном питании. Необходимое оборудование: мультимедийный проектор. Методическое обеспечение: план-конспект, мультимедийная презентация “Своя игра” в программе Microsoft Office PowerPoint Своя игра Своя игра \ Презентация.ppt, эталоны ответов Приложение, протоколы жюри Приложение 2.

Организация подготовки к викторине и правила:

Игра состоит из двух туров. В первом туре 4 категории – “История”, “Посуда и инвентарь”, “Дистилляты”, “Техника работы”; в каждой категории по 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов. Во втором туре 4 категории – “Аперитивы”, “Диджестивы”, “Лонгдринки”, “IBA”; в каждой категории по 5 вопросов стоимостью 60, 70, 80, 90, 100 баллов.

В первом туре принимает участие две команды по 6 игроков. Тур может длиться либо определенное время (15-20 минут), либо пока все вопросы не будут исчерпаны. Право первого выбора определяется жеребьевкой. Каждый последующий выбор выполняет команда или игрок, правильно ответивший на предыдущий вопрос. Право ответа получает участник, первыми поднявший сигнальную карточку после сигнала. Правильный ответ приносит команде или игроку сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ не оценивается.

Помимо обычных вопросов существуют специальные – “Своя игра”, “Кот в мешке”.

Своя игра (выпадает в категориях “История” за 50, “Техника работы” за 40). Видео-вопрос – на экране демонстрируется видео приготовления коктейля. Команда должна угадать название коктейля. Стоимость вопроса равна стоимости категории.

Кот в мешке (выпадает в категориях “Аперитивы” за 60, “Диджестивы” за 70, “Лонгдринки” за 90, “IBA” за 80). Если игроку достался “Кот в мешке”, он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили “Кота”. Ведущий называет тему вопроса, а получивший его игрок выбирает стоимость — минимум или максимум цен вопросов в раунде (60 или 100). Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.

По итогам первого тура определяется команда победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Во втором туре принимают участие игроки команды победителя первого тура и соревнования проходят индивидуально. Результаты предыдущего тура обнуляются. По результатам второго тура определяется игрок-победитель.

Деятельность жюри:

1. Подсчёт набранных баллов в соревновании каждой подгруппы.

2. Контроль правильности ответов на вопросы по темам.

3. Оглашение результатов викторины.

Ход проведения интерактивной викторины “Своя игра”

Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, гости!

Мы рады приветствовать вас на интерактивной викторине “Своя игра”.

Цель нашей викторины – популяризация знаний барного дела. Викторина будет проходить среди обучающихся 1 курса по профессии “Официант, бармен”. Конечно же, победители будут награждены дипломами и призами.

Ведущий: разрешите представить наше жюри. В составе жюри – преподаватели спецдисциплин социально-экономического профиля, председатель жюри – заместитель директора по учебно-производственной работе.

Ведущий: итак, начинаем нашу викторину. Представляю участников первого тура.

Правила игры:

Команды, наша игра состоит из двух туров. В первом туре 4 категории – “История”, “Посуда и инвентарь”, “Дистилляты”, “Техника работы”; в каждой категории по 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов. Помимо обычных вопросов существуют специальные – “Своя игра”, “Кот в мешке”. Категория “Своя игра” – это видео-вопросы, на экране будет демонстрироваться видео приготовления коктейля. Команда должна угадать название коктейля.

В первом туре принимает участие две команды по 6 игроков.

Право первого выбора определяется жеребьевкой. Каждый последующий выбор выполняет команда или игрок, правильно ответивший на предыдущий вопрос. Право ответа получает участник, первыми поднявший сигнальную карточку после сигнала. Правильный ответ приносит команде или игроку сумму, равную стоимости вопроса на игровом табло, неправильный ответ не оценивается.

По итогам первого тура определяется команда победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Во втором туре принимают участие игроки команды победителя первого тура и соревнования проходят индивидуально. Результаты предыдущего тура обнуляются.

Во втором туре 4 категории – “Аперитивы”, “Диджестивы”, “Лонгдринки”, “IBA”; в каждой категории по 5 вопросов стоимостью 60, 70, 80, 90, 100 баллов.

Специальные вопросы второго тура – это вопросы категории “Кот в мешке”. Если игроку достался “Кот в мешке”, он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили “Кота”. Ведущий называет тему вопроса, а получивший его игрок выбирает стоимость — минимум или максимум цен вопросов в раунде (60 или 100). Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.

По результатам второго тура определяется игрок-победитель.

Игра-викторина проводится с использованием мультимедийной презентации “Своя игра” в программе Microsoft Office PowerPoint.

Подведение итогов:

По общему количеству набранных баллов сообщается победитель.

Вот он – победитель! Игрок показал отличные знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем! (награждение).

Огромное спасибо участникам викторины, всем, кто помогал проводить игру, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Викторина была интересной, динамичной.

Заключение

Обучающимся на викторине было интересно, так как использовался метод соревнования – отличный мотиватор активности! Считаем, что цель достигнута – выявлен победитель.

При проведении открытых мероприятий такая форма как конкурс, соревнование является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Обучающиеся задействованы не только в проведении мероприятий через различные формы групповой и индивидуальной деятельности, но и в подготовке к ним.

Задания, которые получают обучающиеся в конкурсах, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Такие мероприятия дают положительный заряд обучающимся и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес к профессии.

Список источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 43.01.01 Официант, бармен.
  2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей //Электронное научно-техническое издание “Наука и образование” – № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html.
  3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 2005. – 474 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
  5. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 112с.
  6. Учебно-методическое пособие по дисциплине “Практикум “Официант-бармен” / сост. Л. В. Горбенко. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2013. – 60с.
  7. Федор Евсеевский. Библия бармена. – М.: Евробукс, 2013. – 270с.