Урок окружающего мира на тему "Горожане и селяне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • расширение знаний обучающихся о жизни села и города;
  • воспитание уважения к людям, занимающимся разными видами деятельности в городе и на селе;
  • воспитание любви к родным местам.

Задачи урока:

  • формировать понятия “селянин, горожанин”;
  • познакомить с видами деятельности человека на селе и в городе;
  • учить учащихся уважать и ценить людей, занятых сельскохозяйственным трудом.

Необходимое оборудование и материалы:

Использованные источники и литература:

  1. О.Т.Поглазова “Окружающий мир” Учебник для учащихся 2 класса. Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012 год.

Ход урока

1. Организационный момент

Дети рассажены группами по 4 ученика. Каждый ученик в группе имеет свой номер. У каждой группы в центре лежит карточка так, чтобы стрелка была направлена на доску, в центре указан номер группы. (Приложение 1)

Дети приветствуют в группе с напарником по плечу (кто сидит слева или справа), по лицу (кто сидит напротив) (слайд 1, Приложение 6).

Дети отмечают на “часиках” (слайд 2) (Приложение 2) стрелку на 3 и надписывают имя ученика, с которым хотят встретиться на уроке, договорившись предварительно с этим учеником перед уроком.

2. Актуализация знаний

На доске изображение карты РФ (слайд 3) и надпись “Россия”.

- Каким словом можно заменить “Россия”? (Родина, Отечество, страна)

- Мы продолжаем изучать раздел “Моя страна”. А о чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав ребус (слайд 4).(о городе и селе)

3. Работа по теме урока

Беседа:

- Что называется городом, селом? (ответы детей и вывод)

- Город - это населённый пункт, где много инженерных и архитектурных сооружений, с развитой экономикой. Село – населённый пункт, объединяющий несколько деревень, имеющий церковь. (слайд 5)

- Что общего? (населённые пункты)

- Подберите родственные слова. (городской, горожане, сельский, селяне) (слайд 6)

- Откройте учебники на стр. ... и прочитайте тему урока “Горожане и селяне”.

- Рассмотрим особенности жизни людей в городе и на селе. (слайд 7) Выберите одно из направлений. (каждая стрелка работает по гиперссылке)

Обсуждение жизни в городе и селе по направлениям: жильё (слайд 8), связь (слайд 9), труд людей (слайд 10), природа (слайд 11), транспорт (слайд 12), дороги (слайд 13), культура (слайд 14), образование (слайд 15). В каждом направлении расставить акценты: “жильё” - на этажности домов и материалах, из которых построены дома, “связь” - на видах связи, “труд людей” - на специфике предприятий, связанных с работой на земле, “дороги” - на особенностях ландшафта, “культура” и “образование” - на многообразии городских заведений.

Практическая работа:

- Сейчас вы будете работать в парах с напарником по плечу (кто сидит слева или справа от вас). (слайд 16) Ученики №3 и №1 читают вопросы на карточке белого цвета и отвечают. Ученик №4 и №2 слушают и сверяют с ответами по жёлтым карточкам. Рядом с каждым вопросом проставляйте “плюс”, если ответ был точен, “минус”, если ответа не было. (Приложение 3, Приложение 4)

Проверка:

- Ученики №2, №4 посчитайте “плюсы”, сколько их. Кто не справился с работой?

- Теперь вы будете работать в парах с напарником по лицу (кто сидит напротив вас). (слайд 17) Обменяйтесь карточками. Ученики №2 и №4 читают вопросы на карточке белого цвета и отвечают. Ученик №1 и №3 слушают и сверяют с ответами по жёлтым карточкам. Рядом с каждым вопросом проставляйте “плюс”, если ответ был точен, “минус”, если ответа не было.

Проверка:

- Ученики №2, №4 посчитайте “плюсы”, сколько их. Кто не справился с работой?

Проверка: выслушать ответы на вопросы любого ученика №1-4 из любой группы (слайд 18)

Вопросы:

1.Чем отличается городское и сельское жильё?

2.Как связываются люди друг с другом?

3.Где трудятся горожане и селяне?

4. Каким транспортом пользуются?

5. Какие дороги в городе и селе?

6. Как природа помогает людям?

Ответы:

1.В городе живут в многоэтажных домах, а в селе, как правило, в одноэтажных.

2.В городе люди связываются по телефону, в селе – с помощью почты.

3.Горожане трудятся на фабриках и заводах, а селяне занимаются животноводством и земледелием.

4.В городе разные виды транспорта, а в селе больше сельскохозяйственной техники.

5.Городские дороги асфальтированные, в селе – грунтовые.

6.Горожане создают парки, скверы, а в селе пользуются тем, что дарит природа.

Подвести итог (слайд 19, 20):

Город – это населённый пункт, где дома ..., много ... транспорта, ... дороги, много театров, ..., люди занимаются....

Село – это населённый пункт, где дома ..., много ... техники , ... дороги, люди занимаются ...

4. Физминутка (слайды 21-24)

Учащиеся встречаются со своими друзьями по “часикам”, становятся в любом месте класса. Стулья при этом надо задвинуть. Пары держатся за руки, один из них “горожанин”, другой “селянин”. Ученики выполняют имитирующие движения.

1.бег в кроссовках “горожанина”, ходьба босиком “селянина”

2.труд пекаря “горожанина”, работа пилой “селянина”

3.водитель авто “горожанин”, водитель трактора “селянин” (трястись)

4.связь по телефону “горожанина”, отправка письма по почте “селянина”

5.мытьё окон “горожанина”, работа граблями “селянина”

6.копание лопатой “горожанина” и “селянина”

5. Закрепление изученного материала

Учащиеся находят “положительные” и “отрицательные” стороны жизни в городе и селе (слайд 25). Каждая группа получает конверт с таблицей “город” или “село” (Приложение 5). Каждый ученик называет один признак и записывает его в один или другой столбик таблицы. Работа в группе осуществляется “по кругу” (слайд 26), начиная с ученика №2, и засекается время.

Проверка (слайд 27):

  • ученик №2 из тех групп, где шла работа с понятием “город”, озвучивает “положительные” и “отрицательные” стороны,
  • ученик №2 из тех групп, где шла работа с понятием “село”, озвучивает “положительные” и “отрицательные” стороны, остальные могут добавить.

6. Рефлексия

Учащиеся выбирают стикер – розового цвета, кому понравилась жизнь городская, жёлтого цвета, кому понравилась сельская жизнь (слайд 27).

7. Итог

- Каждому человеку дорого то место, где родился и живёт (слайд 28). Везде жизнь по-своему красива и интересна.

Учащиеся благодарят друг друга за работу (слайд 29).