Для обеспечения комплексного подхода к оценке образовательных достижений учащихся выделены три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные, предметные.
Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании.
Метапредметные результаты, согласно стандартам, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
Текущий контроль – основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.
Для успешной диагностики уровня метапредметных результатов необходимы вопросы и задания, позволяющие проверять сформированность универсальных учебных действий на предметном материале.
Я хочу подробнее рассказать о работе с текстом на уроках географии в 5 классе как о средстве достижения предметных и метапредметных результатов.
Организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.
Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста, выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные (оценивать содержание текста) (см. таблицу ).
Примеры метапредметных умений и личностных качеств, формирующихся при разных видах работы с учебным текстом на предметном содержании
Задание к тексту | Метапредметные умения | Личностные качества |
Найдите ключевые слова и предложения в
каждом абзаце текста. Составьте план (простой, развернутый) текста. Сожмите текст параграфа до 5 предложений. Разделите текст на странице на основной и дополнительный. Подберите эпиграф к тексту. Составьте аннотацию текста параграфа |
Работать в соответствии с поставленной
задачей. Выделять главное. Систематизировать, структурировать информацию. Представлять информацию |
Коммуникативная компетентность |
Используя карту атласа, продолжите
предложение №... Дополните текст еще пятью-семью предложениями, используя доступные Вам источники информации. |
Формулировать высказывание на заданную
тему. Переводить информацию из нетекстовой формы в текстовую |
Коммуникативная компетентность |
На какие вопросы ответ в тексте
параграфа дан, по Вашему мнению, не совсем ясно? Составьте 3 уточняющих вопроса авторам учебника |
Оценивать информацию | Осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению |
Виды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности ученика.
Все выпускники основной школы, обучавшиеся в образовательных организациях общего образования, должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом.
С учебным текстом можно работать на любом этапе урока: от мотивации (обращение к необычному факту, неоднозначному мнению или мнению, отличному от мнения ученика, высказанному в тексте и др.) до закрепления и обобщения (составление выводов к тексту, списка его ключевых слов, определение его главной мысли и др.).
Наиболее продуктивными в 5 классе являются задания на выделение ключевой фразы фрагмента текста. Например, при подготовке рассказа о первооткрывателях учащиеся получают задание не просто найти необходимый материал, а подчеркнуть в тексте ключевые слова таким образом, чтобы передать основное содержание ярко, полно, укладываясь во времени.
Можно предложить такой текст:
1. Колумб – величина вечная. Любой грамотный человек, не задумываясь, скажет, что Америка и Колумб – понятия неразрывные. Только мужественный и неустрашимый человек мог рискнуть в те далёкие времена преодолеть бескрайнюю морскую гладь и отправиться на поиски земель, ранее упоминавшихся лишь в мифах и сагах.
2. История Колумба – это бесконечная история загадок. Сомнению подвергается абсолютно всё: дата рождения, его происхождение и город, где он родился.
3. Колумб – это три четверти жизни – в плавании.
4. Колумб – это открытие всемирно-исторического значения.
Работу с текстом на уроке по теме “Путешествие по материкам” можно организовать так. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание: составить географический портрет одного из материков. При этом из текста нужно выбрать только тот материал, который соответствует словам: самый..., самая..., самое. В результате получается: Африка – это самый жаркий материк, на котором времена года различаются только количеством осадков. На этом материке протекает самая длинная река мира. И так по всем материкам.
Практически с первых уроков начинается работа со статистическими материалами. При изучении статистического метода в теме “Методы географических исследований” учащиеся видят в учебники несплошные тексты: таблица, по которой надо определить самый большой и самый маленький материк и океан. По диаграмме “Площадь океанов и материков” нужно определить, чего на Земле больше по площади – суши или воды. По столбчатой диаграмме – сравнить площадь материков.
Большое значение на уроках географии имеет работа с картой, статистическими материалами.
С первых уроков географии учащиеся 5 класса работают с картой. Сначала показывают материки, океаны. Во время изучения темы “Как люди открывали Землю” следят за маршрутами исследователей, путешественников во время объяснения учителя, а потом и сами показывают эти маршруты. На последующих уроках ученики работают с атласом и контурной картой, наносят маршруты путешественников, землепроходцев. Так идёт запоминание и усвоение материала по этой теме. Текст учебника насыщен картосхемами “Хождение за три моря” Афанасия Никитина; “Путешествия Христофора Колумба к берегам Америки” и т.д..
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, оценивать, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Эти умения формируются при выполнении практических работ. Практическая работа – это не только достижение предметных, но и метапредметных результатов. Тем более специфика географии как предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
В 5 классе предусматривается четыре практических работы. Первые две выполняются в виде таблиц по теме “Как люди открывали Землю”. Учащиеся работают с текстом и заполняют таблицы.
В результате заполнения таблицы учащиеся систематизируют свои знания по теме, ведь на примере географических открытий от древности и до наших дней прекрасно видно, как изменялись и совершенствовались методы географических исследований, как углублялись и расширялись знания о Земле, как осваивались новые территории и исчезали с карты “белые пятна”.
Таким образом, систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит учителю поставить достаточное количество оценок, а ученикам заработать хорошие оценки, что повысит их мотивацию.