Достижение предметных и метапредметных результатов при работе с текстом на уроке географии. 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Презентация

Для обеспечения комплексного подхода к оценке образовательных достижений учащихся выделены три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные, предметные.

Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании.

Метапредметные результаты, согласно стандартам, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Предметные результаты  включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

Текущий контроль – основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.

Для успешной диагностики уровня метапредметных результатов необходимы вопросы и задания, позволяющие проверять сформированность универсальных учебных действий на предметном материале.

Я хочу подробнее рассказать о работе с текстом на уроках географии в 5 классе как о средстве достижения предметных и метапредметных результатов.

Организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.

Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста, выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные (оценивать содержание текста) (см. таблицу ).

Примеры метапредметных умений и личностных качеств, формирующихся при разных видах работы с учебным текстом на предметном содержании

Задание к тексту Метапредметные умения Личностные качества
Найдите ключевые слова и предложения в каждом абзаце текста.

Составьте план (простой, развернутый) текста.

Сожмите текст параграфа до 5 предложений.

Разделите текст на странице на основной и дополнительный.

Подберите эпиграф к тексту.

Составьте аннотацию текста параграфа

Работать в соответствии с поставленной задачей.

Выделять главное. Систематизировать, структурировать информацию. Представлять информацию

Коммуникативная компетентность
Используя карту атласа, продолжите предложение №...

Дополните текст еще пятью-семью предложениями, используя доступные Вам источники информации.

Формулировать высказывание на заданную тему.

Переводить информацию из нетекстовой формы в текстовую

Коммуникативная компетентность
На какие вопросы ответ в тексте параграфа дан, по Вашему мнению, не совсем ясно?

Составьте 3 уточняющих вопроса авторам учебника

Оценивать информацию Осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению

Виды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности ученика.

Все выпускники основной школы, обучавшиеся в образовательных организациях общего образования, должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом.

С учебным текстом можно работать на любом этапе урока: от мотивации (обращение к необычному факту, неоднозначному мнению или мнению, отличному от мнения ученика, высказанному в тексте и др.) до закрепления и обобщения (составление выводов к тексту, списка его ключевых слов, определение его главной мысли и др.).

Наиболее продуктивными в 5 классе являются задания на выделение ключевой фразы фрагмента текста. Например, при подготовке рассказа о первооткрывателях учащиеся получают задание не просто найти необходимый материал, а подчеркнуть в тексте ключевые слова таким образом, чтобы передать основное содержание ярко, полно, укладываясь во времени.

Можно предложить такой текст:

1. Колумб – величина вечная. Любой грамотный человек, не задумываясь, скажет, что Америка и Колумб – понятия неразрывные. Только мужественный и неустрашимый человек мог рискнуть в те далёкие времена преодолеть бескрайнюю морскую гладь и отправиться на поиски земель, ранее упоминавшихся лишь в мифах и сагах.

2. История Колумба – это бесконечная история загадок. Сомнению подвергается абсолютно всё: дата рождения, его происхождение и город, где он родился.

3. Колумб – это три четверти жизни – в плавании.

4. Колумб – это открытие всемирно-исторического значения.

Работу с текстом на уроке по теме “Путешествие по материкам” можно организовать так. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание: составить географический портрет одного из материков. При этом из текста нужно выбрать только тот материал, который соответствует словам: самый..., самая..., самое. В результате получается: Африка – это самый жаркий материк, на котором времена года различаются только количеством осадков. На этом материке протекает самая длинная река мира. И так по всем материкам.

Практически с первых уроков начинается работа со статистическими материалами. При изучении статистического метода в теме “Методы географических исследований” учащиеся видят в учебники несплошные тексты: таблица, по которой надо определить самый большой и самый маленький материк и океан. По диаграмме “Площадь океанов и материков” нужно определить, чего на Земле больше по площади – суши или воды. По столбчатой диаграмме – сравнить площадь материков.

Большое значение на уроках географии имеет работа с картой, статистическими материалами.

С первых уроков географии учащиеся 5 класса работают с картой. Сначала показывают материки, океаны. Во время изучения темы “Как люди открывали Землю” следят за маршрутами исследователей, путешественников во время объяснения учителя, а потом и сами показывают эти маршруты. На последующих уроках ученики работают с атласом и контурной картой, наносят маршруты путешественников, землепроходцев. Так идёт запоминание и усвоение материала по этой теме. Текст учебника насыщен картосхемами “Хождение за три моря” Афанасия Никитина; “Путешествия Христофора Колумба к берегам Америки” и т.д..

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, оценивать, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Эти умения формируются при выполнении практических работ. Практическая работа – это не только достижение предметных, но и метапредметных результатов. Тем более специфика географии как предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

В 5 классе предусматривается четыре практических работы. Первые две выполняются в виде таблиц по теме “Как люди открывали Землю”. Учащиеся работают с текстом и заполняют таблицы.

В результате заполнения таблицы учащиеся систематизируют свои знания по теме, ведь на примере географических открытий от древности и до наших дней прекрасно видно, как изменялись и совершенствовались методы географических исследований, как углублялись и расширялись знания о Земле, как осваивались новые территории и исчезали с карты “белые пятна”.

Таким образом, систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит учителю поставить достаточное количество оценок, а ученикам заработать хорошие оценки, что повысит их мотивацию.