Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели
Учителя: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы – противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России и идет формирование европейски – рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы по либеральному образцу, продолжить формирование умений работы с историческими документами.
Учащихся: познакомиться с характеристикой политической системы Российской империи в начале XX века и необходимостью ее реформирования, с возможными путями решения назревших политических проблем (“сверху” или “снизу”), с политическим портретом Николая II и его политическими воззрениями.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь на основе фактов определять особенности политической системы Российской империи в начале XX века и ее главное противоречие.
Метапредметные:
- Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
- Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.
Личностные:
- осознавать себя гражданином России, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначных поступков, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.
Оборудование:
- карта “ Россия в начале XX века”,
- атлас по истории России XX века для 9 класса,
- учебник “ История России XX- начало XXI века” 9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,
- рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.
Оформление доски:
- тема урока, план изучения новой темы;
- новые слова и фамилии исторических личностей: политическая система, гражданское общество; С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк – Мирский;
- даты ключевых событий:1894г., 1985г.,1896г.;
- домашнее задание.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Экономическое развитие России в начале XX века”.
Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:
Карточка 1
Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”
Для этого подумай:
- Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?
- Какова роль иностранного капитала в экономике страны?
- Какие существовали виды монополий в России в начале XX?
Карточка 2
Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”
Для этого подумай:
- Почему важное место в экономике отводилось кустарному производству?
- Почему русская деревня приходила к “оскудению”
Пока ребята готовятся, идёт работа с классом:
Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 3 - 9 (6 человек)
Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 5 на с. 7 из рабочей тетради.
После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.
II. Изучение новой темы.
План:
1. Особенности политического развития России.
2. Исторический портрет Николая II
3. Две точки зрения на развитие Росси.
4. Зубатовский социализм
5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.
1. Рассказ учителя об особенностях политической системы России и задание для учащихся.
Ознакомьтесь с выдержками из “СВОДА ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ” 1892 г. и составьте схему “ Центральное управление Российской империи до 1906г.
- ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
- ст. 3. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.
- ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.
Центральное управление Российской империи до 1906 г.
Учитель: Таким образом, в России в начале XX века сохранялось ничем неограниченное
самодержавие. В стране отсутствовали представительные учреждения, демократические свободы, политические партии находились на нелегальном положении, крепнувшая буржуазия не имела доступа к власти.
По словам П. Милюков: “В России противопоставляется не одна партия другой, у нас противопоставляется бюрократия и общество”.
Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью вставал вопрос о выборе пути: “ Реформы или революция”? Этот выбор во многом зависел от носителя власти, от императора.
2. Характеристика личности Николая II.
Фото 1. На данной фотографии представлен портрет Николая II
Годы жизни: 6 мая 1868 - 17 июля 1918 Годы правления: 1894-1918 |
Учитель: Русский вариант “догоняющей” модернизации требовал сильной государственной власти и поэтому общество возлагало на императора большие надежды.
Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из адреса Тверского земства Николаю II и ответьте на вопросы:
“Мы ждем, Государь, возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающихся; дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского”.
- Чего ждала от Николая II передовая общественность?
- Кто такие земские либералы?
- В чем главная идея их политической программы?
Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из речи Николая II 17 января 1895г. и ответьте на вопрос:
Интересы какого государственного строя отстаивал Николай II и почему?
“Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.
Учитель: Первая публичная речь Николая II обозначила начавшейся раскол между верховной властью и либеральными общественными силами. Вся дальнейшая политическая жизнь шла под знаком борьбы за идею народного представительства и это борьба принимала различные формы.
Еще больший раскол между властью и обществом произошел после официальной коронации императора, которая закончилась Ходынской катастрофой (смотри фото 2)
Фото 2. Человеческие жертвы на Ходынском поле после массовых гуляний в честь коронации Николая II
3. Две точки зрения на развития России.
Учитель: Наиболее выпукло перспективы развития России были представлены двумя яркими фигурами в окружении императора: С.Ю. Витте, министр финансов (смотри фото 3) и В.К. Плеве, министр внутренних дел (смотри фото 4).
Фото 3. Сергей Юльевич Витте Фото 4. Вячеслав Константинович Плеве
1849г. – 1915г. |
1846г. – 1904г. |
Учитель: Предлагаю ознакомиться с двумя подходами к вопросу о перспективах развития страны и ответить на вопрос:
В чем вы видите принципиальное различие во взглядах этих государственных деятелей?
Две линии развития России
Вопросы для сравнения | Точка зрения С.Ю. Витте | Точка зрения В.К. Плеве |
Дворянство | Сокращение помещичьего землевладения; вытеснение дворян с политической сцены; расширение прав буржуазии. | Защищал русские устои; у России “своя отдельная история”. |
Крестьянский вопрос | Уравнение в правах; свободный выход из общины; введение частной собственности на землю. | Сохранение общинной собственности. |
Рабочий вопрос | Правительство не вмешивается в отношения труда и капитала. | Полицейский социализм. |
4. Зубатовский социализм.
Учитель: Политика Николая II вызвала разочарование в обществе, что способствовало нарастанию антиправительственного движения и прежде всего в среде рабочего класса.
Начальник Московского охранного отделения, а затем глава Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов (смотри фото 5) предложил взять под контроль рабочее движение. Этот эксперимент вошел в историю под названием – “ зубатовский социализм”.
Фото 5. Сергей Васильевич Зубатов
1864г. – 1917г. |
Учитель: Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 21 – 22 и запишите в тетрадь ответ на вопросы:
- В каких формах выражалась политика “зубатовского социализма”?
- Почему она не достигла результата?
5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.
Учитель: В ходе нарастания антиправительственного движения активизировались и революционные организации. В 1904 году Плеве погиб от бомбы, брошенной Е.С. Сазоновым. В августе 1904 года министром внутренних дел был назначен П.Д. Святополк-Мирский (смотри фото 6)
Фото 6. Пётр Дмитриевич Святополк-Мирского
1857г. – 1914г. |
Учитель: Назначение нового министра вызвало ликование у либералов. Ознакомьтесь с первой Речью Святополк-Мирского и его программой и ответьте на вопрос: Почему была такая реакция в обществе?
“Административный опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренно благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства”
Программа нового министра:
- Включить в Государственный Совет выборных от земств
- Расширить сферу деятельности земств
- Уравнять крестьян в правах с другими сословиями. Облегчить выход из общины, отменить телесные наказания.
- Издать закон о правах евреев
Учитель: Однако в 1905 году началась первая русская революция и П.Д. Святополк-Мирской был отправлен в отставку. Этот период получил название “ эпоха доверия” или “недолгая весна”.
III. Домашнее задание:
1. Прочитать параграф 3.
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
- Какую внутреннюю политику проводил Николай II в начале XX века?
3. Выполнить задания 2,6 из рабочей тетради стр. 10, 13.