Класс: 4
Программа: “Перспектива”
Урок: Русский язык
Цели: развивать умение распознавать существительные 1-го склонения; провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
- Чтобы вспомнить те знания, которые понадобятся на уроке, начнем с повторения.
1. Работа по карточкам. (2 ученика)
2. Тест в пространстве. (выполняют 2 ученика)
3. Блиц-опрос “Да – Нет” (фронтально, 1 у доски)
- Склонение – это изменение имен существительных по падежам. (+)
- В русском языке пять падежей. (-)
- В русском языке три склонения : мужское, женское, среднее. (-)
- Склонение – это постоянный признак имени существительного. (+)
- Имена существительные 1-го склонения в именительном падеже имеют окончания –а, -я. (+)
- Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам. (+)
- К 1-му склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода. (-)
III. Орфографическая минутка.
Вр...дить, грус...ный, сколь...кий, по дорог....
- Объяснить орфограммы.
- Как проверить орфограммы в корне?
- Что вы можете сказать о слове по дороге? (сущ., 1 скл, Д.п.) (Проблема – не могут объяснить написание безударного окончания)
IV. Сообщение темы и целей.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (После ответов учеников на доске открывается запись)
Тема: Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
V. Работа по теме.
Наблюдение над окончаниями существительных.
- Чтобы наблюдать за окончаниями существительных и сделать выводы, вы сейчас просклоняете слова сестра, земля.
- Выделите окончания. Поставьте ударение.
- Что вы заметили? (Ударные окончания)
Проверка. Проектор. Презентация.
- Как вы думаете, в каких падежах на окончания мы должны обратить особое внимание? (Родительный, Дательный, Предложный)
- Почему? (окончания безударные –е, -и )
Раздать детям опорную схему.
Физкультминутка.
- Сейчас ваша задача усложнится. Вы должны будете просклонять существительные с безударными окончаниями.
- Что вам поможет? (Ударные окончания)
- Просклонять слова ветка, няня.
- Что можете сказать про эти слова? (существительные, 1 склонение)
(один ученик выполняет задание у доски)
- Выделите окончание.
- Что вы заметили? (Ударные окончания пишутся так же как ударные)
3) Работа по учебнику.
с.22 №33 таблица
- Обратите внимание на падежные окончания существительных 1-го склонения. Эта табличка поможет вам и дальше работать на уроке.
4) Упражнение в правописании окончаний.
- Что вам нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительных? (склонение, падеж, слово – помощник)
Работа по карточкам.
- Я вам раздаю карточки, на которых написаны пословицы и фразеологические обороты со словами дорога, дорожка.
- Вы должны вставить окончания, для этого должны определить ... (падеж) и посмотреть в таблицу на окончание.
Карточка:
- Всякая дорога вдвоём веселей.
- Пробить себе дорогу.
- Идти по плохой дорожке.
- Добра слава за печкой сидит, а худая по дорожке бежит.
- Беседа дорогу коротает.
- Объяснить смысл.
VI. Закрепление. Рефлексия.
№ 36 – выполняется самостоятельно
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительных? (склонение, падеж)
VII. Итог.
- Что узнали?
- За что могли бы похвалить себя и одноклассников?
VIII. Домашнее задание.
Упражнение № 35