Урок русского языка на тему "Падежные окончания имен существительных 1-го склонения"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4

Программа: “Перспектива”

Урок: Русский язык

Цели: развивать умение распознавать существительные 1-го склонения; провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

- Чтобы вспомнить те знания, которые понадобятся на уроке, начнем с повторения.

1. Работа по карточкам. (2 ученика)

2. Тест в пространстве. (выполняют 2 ученика)

3. Блиц-опрос “Да – Нет” (фронтально, 1 у доски)

- Склонение – это изменение имен существительных по падежам. (+)

- В русском языке пять падежей. (-)

- В русском языке три склонения : мужское, женское, среднее. (-)

- Склонение – это постоянный признак имени существительного. (+)

- Имена существительные 1-го склонения в именительном падеже имеют окончания –а, -я. (+)

- Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам. (+)

- К 1-му склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода. (-)

III. Орфографическая минутка.

Вр...дить, грус...ный, сколь...кий, по дорог....

- Объяснить орфограммы.

- Как проверить орфограммы в корне?

- Что вы можете сказать о слове по дороге? (сущ., 1 скл, Д.п.) (Проблема – не могут объяснить написание безударного окончания)

IV. Сообщение темы и целей.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (После ответов учеников на доске открывается запись)

Тема: Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.

V. Работа по теме.

Наблюдение над окончаниями существительных.

- Чтобы наблюдать за окончаниями существительных и сделать выводы, вы сейчас просклоняете слова сестра, земля.

- Выделите окончания. Поставьте ударение.

- Что вы заметили? (Ударные окончания)

Проверка. Проектор. Презентация.

- Как вы думаете, в каких падежах на окончания мы должны обратить особое внимание? (Родительный, Дательный, Предложный)

- Почему? (окончания безударные –е, -и )

Раздать детям опорную схему.

Физкультминутка.

- Сейчас ваша задача усложнится. Вы должны будете просклонять существительные с безударными окончаниями.

- Что вам поможет? (Ударные окончания)

- Просклонять слова ветка, няня.

- Что можете сказать про эти слова? (существительные, 1 склонение)

(один ученик выполняет задание у доски)

- Выделите окончание.

- Что вы заметили? (Ударные окончания пишутся так же как ударные)

3) Работа по учебнику.

с.22 №33 таблица

- Обратите внимание на падежные окончания существительных 1-го склонения. Эта табличка поможет вам и дальше работать на уроке.

4) Упражнение в правописании окончаний.

- Что вам нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительных? (склонение, падеж, слово – помощник)

Работа по карточкам.

- Я вам раздаю карточки, на которых написаны пословицы и фразеологические обороты со словами дорога, дорожка.

- Вы должны вставить окончания, для этого должны определить ... (падеж) и посмотреть в таблицу на окончание.

Карточка:

  1. Всякая дорога вдвоём веселей.
  2. Пробить себе дорогу.
  3. Идти по плохой дорожке.
  4. Добра слава за печкой сидит, а худая по дорожке бежит.
  5. Беседа дорогу коротает.

- Объяснить смысл.

VI. Закрепление. Рефлексия.

№ 36 – выполняется самостоятельно

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание существительных? (склонение, падеж)

VII. Итог.

- Что узнали?

- За что могли бы похвалить себя и одноклассников?

VIII. Домашнее задание.

Упражнение № 35