Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить опорные знания понятий "химия", "вещество", "свойства вещества";
- обеспечить восприятие и осмысление понятий "физическое явление ", "химическое явление (реакция)", "признаки химических реакций";
- формировать умение проводить экспериментальное исследование, анализировать его ход и результат, вырабатывать практические навыки работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности;
- сформировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека.
Развивающие:
- развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений;
- развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторной работы.
Воспитательные:
- воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
- воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;
- подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний.
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения проблемы;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД
- формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
- анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;
- на основании результатов эксперимента формулировать выводы.
Коммуникативные УУД
- планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- формулировать и аргументировать свое мнение.
Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучения нового материала).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология
Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки - инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), химическое оборудования для выполнения лабораторных опытов.
УМК: Химия. 8 класс. Учебник-навигатор. ФГОС. Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.- М.:Дрофа, 2014.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации
(самоопределения) к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся к уроку |
||
Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. | Проверка рабочих мест, готовятся к уроку. | Личностные: формирование
личностного смысла обучения. Регулятивные: готовятся к началу урока. Коммуникативные: используют речевые средства общения. |
II. Этап актуализации и
фиксирования индивидуального затруднения в
проблемном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения |
||
Актуализация знаний. Организует повторение понятий “химия”, “вещество”, “свойства веществ”. Давайте с вами вспомним, что изучает наука химия? Что такое свойства веществ? На какие две группы можно разделить свойства веществ? Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические? |
Дают определение понятиям, описывают
физические свойства вещества. Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других. Физические и химические. Формулирование ответов (да, нет, возможно).
Учащиеся выдвигают гипотезы: |
Познавательные: выдвижение
гипотез, их обоснование, выделение того, что уже
пройдено. Коммуникативные: умение давать определение понятиям, описывать свойства веществ; воспроизводить и фиксировать затруднения Регулятивные: формулируют ответ, осуществляют целеполагание. |
Давайте посмотрим несколько
слайдов. Слайды презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда, плавление металла. Что мы можем найти общее на этих картинках? Давайте посмотрим ещё несколько слайдов. Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока. Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений? Создание проблемной ситуации Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии? |
1) По первым слайдам презентации:
извержение вулкана, образование инея, образование
тумана, образование облаков, таяние льда
– это физические явления. 2) По следующим слайдам презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока - к физическим явлениям не относятся (химические). 3) делают вывод, что для ответа на вопросы знаний недостаточно. Делают умозаключения, сравнения, выводы. Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания) |
|
III. Этап выявления места и
причины затруднения. Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения, подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока |
||
Попробуйте сформулировать тему урока,
т.е. что мы сегодня будем с вами изучать? Какова цель нашего урока? |
Формулируют и записывают в тетрадь тему
урока: “Физические явления. Химические
реакции”. Определяют цель урока: Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций. |
Познавательные (общеучебные): постановка и формулирование проблемы;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
IV. Этап построения проекта
выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации |
||
Составим последовательность наших шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися). | 1. Вспомнить, всё, что вы уже знаем по
этой теме из физики, природоведения, из жизни. 2. Выяснить, что такое физические и химические явления. 3. Охарактеризовать признаки отличия этих явлений друг от друга. |
Познавательные: (постановка и
решение проблемы): создание алгоритма
деятельности. Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество. |
V. Этап реализации построенного
проекта. Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий |
||
Перед тем, как вы приступите к работе, вы
должны разделиться на 5 групп. Каждая группа
получает инструктивную карту с описанием того,
что вы должны сегодня на уроке выполнить. Но
прежде всего, давайте с вами вспомним правила
работы в группе (слайд) Задание № 1: Пользуясь текстом учебника, на страницах 129,135 заполните таблицу. (Происходит обсуждение вопросов в группах, результат заносится в тетрадь). |
Работают с текстом учебника,
анализируют информацию, заполняют таблицу. Явления
Физические явления Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма. Изменение агрегатного состояния, формы. Химические явления Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ. Изменение окраски; |
Регулятивные: коррекция – внесение
дополнений в план действия Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование; логические – анализ. Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль,взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. |
По окончании заполнения таблицы
проверяем правильность её заполнения на доске.
Заранее подготовить признаки и примеры явлений
для оформления таблица на доске в распечатанном
виде. Признаки: вещество не изменяется, образуется новое вещество, меняется форма, меняется агрегатное состояние, изменение цвета, образование осадка, образование газа, появление запаха. Примеры: плавление парафина, испарение воды, таяние снега, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев. Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует) |
Работа учащихся у доски. От каждой
группы приглашается к доске учащийся и выполняет
задание. Явления Физические явления Изменение агрегатного состояния, формы. Плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега. Химические явления Изменение окраски; |
Регулятивные: умение исправлять
ошибки. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание; логические – синтез (достраивание информации). Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение. |
VI. Этап первичного закрепления
с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия |
||
Задание №2: На примере
конкретных химических реакций рассмотрим
признаки. (Напомнить правила по технике
безопасности). Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между членами групп.) |
По инструктивным картам по группам
выполняют лабораторные опыт, фиксируют в
инструктивной карте наблюдаемые явления, делают
вывод. Обсуждают результаты и сверяют их с эталоном. (слайд). |
Регулятивные: планирование
последовательности действий. Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. |
Во время проверки на каждый пример
необходимо задать вопрос: А где подобные
признаки реакции можно видеть в нашей
повседневной жизни? Какую роль играют физические и химические явления в жизни человека? Особое внимание уделите 5 опыту. Как доказать, является ли взаимодействие кислоты и щелочи химической реакцией? |
- бутылка с минеральной водой, мама
окрасила волосы, сода и уксус - для теста.
Ответы учащихся. Использование индикатора. |
|
VII. Этап самостоятельной
проверки с самопроверкой по эталону. Цель: исполнительная рефлексия |
||
Задание №3: В качестве проверки
усвоения изученного материла, учащиеся работают
с тестом “Физически и химические явления” После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга. |
Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат. | Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить. |
VIII. Этап включения в систему
системы знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. |
||
Анализирует работу класса, нацеливает
на формулирование выводов по уроку. Выставляет
оценки. Предлагает разноуровневые домашние
задания по выбору, комментирует предложенные
задания: 1 уровень: параграфы 24-25, выучить определения, стр.105 упр.2,4; стр.108 упр.1,2,4. 2 уровень: параграфы 24-25, составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. 3 уровень: параграфы 24-25, мини-проект “Физические и химические явления в повседневной жизни” |
Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности. | ||
А теперь закончим предложения и наш
урок Сегодня я понял...... Меня удивило...... Мне захотелось...... Особенно интересно было.... Урок окончен. Спасибо за урок. |
Слушают, задают вопросы на понимание и
уточнение, участвуют в обсуждении, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. |
Личностные: смыслообразование – установление учащимися связи между учебной целью, деятельностью и результатом учения. |