Технологическая карта урока химии по теме «Физические явления. Химические реакции». 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить опорные знания понятий "химия", "вещество", "свойства вещества";
  • обеспечить восприятие и осмысление понятий "физическое явление ", "химическое явление (реакция)", "признаки химических реакций";
  • формировать умение проводить экспериментальное исследование, анализировать его ход и результат, вырабатывать практические навыки работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности;
  • сформировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений;
  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;
  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторной работы.

Воспитательные:

  • воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
  • воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;
  • подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний.

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;
  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения проблемы;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД

  • формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
  • анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;
  • на основании результатов эксперимента формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

  • планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • формулировать и аргументировать свое мнение.

Тип урока: Урок открытия новых знаний (изучения нового материала).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология

Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки - инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), химическое оборудования для выполнения лабораторных опытов.

УМК: Химия. 8 класс. Учебник-навигатор. ФГОС. Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А.- М.:Дрофа, 2014.

Приложение.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Проверка рабочих мест, готовятся к уроку. Личностные: формирование личностного смысла обучения.

Регулятивные: готовятся к началу урока.

Коммуникативные: используют речевые средства общения.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения

Актуализация знаний.

Организует повторение понятий “химия”, “вещество”, “свойства веществ”.

Давайте с вами вспомним, что изучает наука химия?

Что такое свойства веществ?

На какие две группы можно разделить свойства веществ?

Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические?

Дают определение понятиям, описывают физические свойства вещества.

Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Физические и химические.

Формулирование ответов (да, нет, возможно).

 

Учащиеся выдвигают гипотезы:

Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, выделение того, что уже пройдено.

Коммуникативные: умение давать определение понятиям, описывать свойства веществ; воспроизводить и фиксировать затруднения

Регулятивные: формулируют ответ, осуществляют целеполагание.

Давайте посмотрим несколько слайдов.

Слайды презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда, плавление металла.

Что мы можем найти общее на этих картинках?

Давайте посмотрим ещё несколько слайдов.

Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока.

Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений?

Создание проблемной ситуации

Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии?

1) По первым слайдам презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда – это физические явления.

2) По следующим слайдам презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока - к физическим явлениям не относятся (химические).

3) делают вывод, что для ответа на вопросы знаний недостаточно.

Делают умозаключения, сравнения, выводы.

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания)

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения, подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока

Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать?

Какова цель нашего урока?

Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: “Физические явления. Химические реакции”.

Определяют цель урока: Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций.

Познавательные (общеучебные):

постановка и формулирование проблемы;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Составим последовательность наших шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися). 1. Вспомнить, всё, что вы уже знаем по этой теме из физики, природоведения, из жизни.

2. Выяснить, что такое физические и химические явления.

3. Охарактеризовать признаки отличия этих явлений друг от друга.

Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности.

Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: формирование умений у учащихся применения нового способа действий

Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны разделиться на 5 групп. Каждая группа получает инструктивную карту с описанием того, что вы должны сегодня на уроке выполнить. Но прежде всего, давайте с вами вспомним правила работы в группе (слайд)

Задание № 1: Пользуясь текстом учебника, на страницах 129,135 заполните таблицу. (Происходит обсуждение вопросов в группах, результат заносится в тетрадь).

Работают с текстом учебника, анализируют информацию, заполняют таблицу.

Явления
Определение
Признаки

Физические явления

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма.

Изменение агрегатного состояния, формы.

Химические явления

Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ.

Изменение окраски;
Образование или растворение  осадка;
Изменение запаха;
Выделение газа;
Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).

Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование;

логические – анализ.

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль,взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

По окончании заполнения таблицы проверяем правильность её заполнения на доске. Заранее подготовить признаки и примеры явлений для оформления таблица на доске в распечатанном виде.

Признаки: вещество не изменяется, образуется новое вещество, меняется форма, меняется агрегатное состояние, изменение цвета, образование осадка, образование газа, появление запаха.

Примеры: плавление парафина, испарение воды, таяние снега, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев.

Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует)

Работа учащихся у доски. От каждой группы приглашается к доске учащийся и выполняет задание.

Явления
Признаки
Примеры

Физические явления

Изменение агрегатного состояния, формы.

Плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега.

Химические явления

Изменение окраски;
Образование или растворение  осадка;
Изменение запаха;
Выделение газа;
Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).
Oбугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев

Регулятивные: умение исправлять ошибки.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание;

логические – синтез (достраивание информации).

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Задание №2:   На примере конкретных химических реакций  рассмотрим признаки. (Напомнить правила по технике безопасности).

Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между  членами групп.)

По инструктивным картам по группам выполняют лабораторные опыт, фиксируют в инструктивной карте наблюдаемые явления, делают вывод.

Обсуждают результаты и сверяют их с эталоном. (слайд).

Регулятивные: планирование последовательности действий.

Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Во время проверки на каждый пример необходимо задать вопрос: А где подобные признаки реакции можно видеть в нашей повседневной жизни?

Какую роль играют физические и химические явления в жизни человека?

Особое внимание уделите 5 опыту. Как доказать, является ли взаимодействие кислоты и щелочи химической реакцией?

- бутылка с минеральной водой, мама окрасила волосы, сода и уксус - для теста.

 

 

Ответы учащихся.

Использование индикатора.

 
VII. Этап самостоятельной проверки с самопроверкой по эталону.

Цель: исполнительная рефлексия

Задание №3: В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестом “Физически и химические явления”

После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга.

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат. Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
VIII. Этап включения в систему системы знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: параграфы 24-25, выучить определения, стр.105 упр.2,4; стр.108 упр.1,2,4.

2 уровень: параграфы 24-25, составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень: параграфы 24-25, мини-проект “Физические и химические явления в повседневной жизни”

Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности.
А теперь закончим предложения и наш урок

Сегодня я понял......

Меня удивило......

Мне захотелось......

Особенно интересно было....

Урок окончен. Спасибо за урок.

Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение, участвуют в обсуждении,

выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Личностные: смыслообразование – установление учащимися связи между учебной целью, деятельностью и результатом учения.