Профилактика и коррекция плоскостопия. Открытое занятие по корригирующей гимнастике на тему "Мы идем в поход"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Цель: развитие познавательных процессов через выполнение физических упражнений, создание благоприятного эмоционального климата, мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательная:

  • разучивание комплекса упражнений на укрепление мышц стопы;
  • формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
  • осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении упражнений;
  • закрепление навыка счёта в пределах 10, стимулирование развития воображения;
  • закрепление правила поведения в природе.

Оздоровительная:

  • Укрепление здоровья;
  • Развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;
  • Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты;
  • Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Воспитательная:

  • формирование навыка самостоятельных занятий по укреплению мышц стопы;
  • воспитывание доброжелательного отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Коррекционные:

  • Развивать слухомоторную координацию движения, произвольную память, воображение;
  • Развивать навыки пространственной ориентировки, глазомер.

Инвентарь:

  • гимнастические палки,
  • мячи массажные,
  • тренажер “Ежик”,
  • канат, деревянные палочки, платочки.
  • массажные коврики.

Место проведения: музыкальный зал.

Приложение 1

Приложение 2

Ход занятия

Части занятия Частные задачи Содержание Дозировка МОУ
Подготовительная часть

10 мин.

Организовать детей и собрать их внимание.

Формирование стойких рефлексов правильного положения стоп при условии многократности их повторения.

Подготовительная часть.

Построение.

- Здравствуйте, ребята! Встанем ровно, поверти спину, ноги поставите вместе, голову приподнять.

Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими воспитателями, а как я вам сейчас покажу — повторяйте за мной: — “Скажем “здравствуйте” руками! “Скажем “здравствуйте” глазами!- “Скажем “здравствуйте” мы ртом! — Станет радостно кругом!

Психоэтюд “Здравствуйте!”

- У нас сегодня с вами необычное занятие, мы пойдем в поход в лес. Чтобы наши ноги не уставали даго их подготовить к дальней дороге.

Вспомните, ребята мы массируем стопу от пальцев к пятки.

10 мин.

4 мин.

Обратить внимание на наличие формы - все должны быть в легких носочках
Массаж проводится под музыкальное сопровождение “Звуки природы - 1” Массаж для повышения и нормализации тонуса мышц стопы.

 

Упражнения на массажном коврике.

Массаж стоп.

Поглаживание.

Выполняется пальцами правой руки (левая поддерживает стопу) по подошвенной части стопы, в направлении от пальцев стопы к пятке.

 

 

 

10 - 15 сек.

 

 

 

 Темп средний.

Дыхание свободное.

Растирание.

Производятся круговые движения от основания пальцев к пятке по внутреннему, внешнему сводам и середине стопы.

10 сек. Поглаживание выполняется до и после каждого приёма массажа.
Растирание внутреннего и внешнего свода стопы (большой нажим пальцами на среднюю часть свода). 10 сек.
Постукивание.

Выполняется тремя пальцами - указательным, средним и безымянным

10 сек. Выполняется тремя пальцами правой руки.
Расслабление.

Взяв ногу за голеностоп, встряхиваем, стопа расслаблена.

10 сек Выполняется большими пальцами обеих рук.
Основная часть 26 мин. Воспитание навыка правильной стопы (не разводя носков). Основная часть занятия.

Упражнения в движении на массажных ковриках с гимнастической палкой.

- Возьмите палку, за голову, опустите на лопатки, проверьте осанку и мы начинаем наш поход.

26 мин. Движения плавные.
1. Идем прямо, под ноги не смотрим, на коврик с носка. 10 шагов Сгибать и разгибать суставы медленно и только в переднезаднем направлении.
2. Увидели кошку (ходьба на носках)  
3. Увидели медведя (ходьба на внешней стороны стопы) 10 шагов
4. Увидели цаплю (ходьба высоко поднимая колени, на носках высоко поднимая колени, руки подняты вверх) 20 шагов
 Упражнения на укрепление мышц спины. - Повернулись ко мне лицом, ноги на ширине плеч:

1. Повороты из стороны в сторону, руки держат палку на уровне лопатки

 

 

8 раз.

Голову не опускать.
Содействовать улучшению здоровья, способствовать освоению двигательных качеств. 2.Наклоны из стороны в сторону.  8 раз
3. Тоже, но с поднятыми вверх руками. 8 раз
4. Ноги шире уровня плеч, наклоны вперед, не сгибая колени, положить палку, поднять руки вверх, наклониться, руки с палкой вверху. 8 раз Отталкиваться двумя ногами, приземляться мягко с носка на всю стопу.
5. Прыжки на двух ногах, ноги врозь – вместе. 20 раз
6. Бег на наружной части стопы.

- Теперь развернем и положим наши коврики по кругу. Давайте проверим, готовы ли наши ноги к походу, подвижная игра “Быстрые ноги!”. Мы передаем палку по кругу, как только услышите команду “Стоп!”, у кого осталась палка в руках должен перешагнуть через палку вперед и назад, а для того чтобы узнать кто быстрее выполняет упражнение, мы будем с вами считать.

 
Выполняется под музыкальное сопровождение “Музыка у ручья - 2”  Содействовать воспитанию основных физических качеств: ловкости, быстроты. Подвижная игра “Быстрые ноги!”

- Мы с вами пришли на поляну, а наши ноги захотели потанцевать.

3 раза
    Упражнения с массажными мячами и тренажером для ног.

1. прокатывание мяча: "пяточка - носочек";

2. захватывать тренажер подошвами;

3. поднятие носок вверх и вниз;

4. зажимание носок вниз и вверх;

5. упражнение “гусеница”

6. круговые движения носок по часовой стрелке и против часовой;

7. поглаживание стопой ноги по голеностопу.

- Нам пора обратно в дорогу.

7 минут Стараться захватывать платок всеми пальцами. отметить тех, кто сделает упражнения не задев платком палки.
Развитие мышление, воображения, мелкой моторики, совершенствование координации движения, скоростных качеств. Упражнения на канате “ёлочка”

- Вставайте на коврики, что –то стало холодно, как нам согреться в походе. Развести костер, каким должно быть место для костра, из чего разводится костер (ответы детей). Давайте возьмем палочки. Из чего сделаны ваши цветные палочки? Какие у тебя палочки по цвету? Какие они по величине одинаковые или разные? Поиграем в игру “Гори, гори ясно”.

1 мин.

 

 

 

 

1-2 мин.

Одну палку кладут на пол, другую держим в руках, задание одновременно произнося слова нужно прокатывать палку между ладоней и прокатывать ногой по полу.
Игра “Разведи костёр”

- Сейчас давайте положим свои деревянные палочки в костер, но сделаем это пальцами ног.

-Наш костер разгорелся! Что делают люди около костра? (Ответы детей) Мы тоже будим петь, но песню необычную, её будет петь наш нос.

 20 сек.
Упразднения на дыхание

игровой форме, осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, восстановление дыхания и нормализация пульса.

Упражнение на дыхание “Песенка костра”

- Сидя у костра еще можно играть в разные игры. Мы свами сыграем в игру “Кулак – ребро - ладонь”

15 сек Сделавь вдох через нос и одновременно, зажав одну ноздрю пальцем правой руки, постукивать пальцем левой по левой ноздре, выдыхая и не открывая рта, произносить звук “м”
Пальчиковые упражнения “Кулак – ребро – ладонь”

- Нам пора возвращаться домой, что будем делать с костром, оставим его гореть? (Ответы детей) Как погасить пламя? У нас есть платочки это “земля”, если у нас получится закрыть палки платком , то огонь перестанет гореть.

По сигналу захватив платок пальцами одной ноги положить на палки.

4-7 раз Выигрывает тот, кто сделает быстрее, не уронив платок.
Ребенок достигает хорошего развития моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и на деятельность детского мозга, психику. Игровое упражнение “Перенеси платок”

- Мы свами молодцы, нам пора возвращаться домой.

Ходьба и бег по массажным коврикам.

6-8 движений Все поднимают одновременно.
Заключительная часть 4 мин. Положительно влияет на дыхательную систему, улучшает осанку, укрепляет мышцы ног.

Оказывает благотворительное действие на нервную систему.

Заключительная часть урока.

Упражнения на восстановление.

4 мин.  
"Птица в полёте".

И.п. - встаньте прямо, ноги немного согнутые в коленях на расстоянии чуть больше ширины плеч. Руки свободно опустите вдоль туловища ладонями назад. Голову держите прямо. Представьте себя красивой птицей, легко и свободно парящей в синем безоблачном небе.

5-7 раз. Ступени параллельно друг другу.
Делая вдох, соберите пальцы рук в щепоть и поднимите руки через стороны вверх. Сцепите руки над головой, ладони при этом повёрнуты вниз. Задержите дыхание на несколько секунд и посмотрите на сцепленные пальцы рук. Расцепив пальцы рук, поверните ладони в стороны и на выдохе, медленно опуская руки вниз, присядьте, спину при этом держите прямо, обхватите колени руками и опустите голову. 30 сек. Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите.
Выдох закончен. Делая вдох, плавно выпрямитесь и повторите движения сначала. Широкие и мягкие, они напоминают взмахи крыльев летящей птицы.

Построение.

Подведение итогов занятия

Вопросы: Какие задания были трудными, что далось легко? Что бы пойти в поход нужно знать правила?