Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 12 человек
Возраст детей: 3-4 года.
Форма проведения: подгрупповая
Цель педагогическая: Формировать способность у дошкольников увидеть прекрасное в окружающем мире, уметь отражать ее в рисунках. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
Цель детская: узнать, как можно больше о красоте природы, которая окружает нас, научиться видеть ее.
Краткое содержание проекта: Проект направлен на формирование представлений детей о красоте в природе.
Ожидаемые результаты:
- сформированные понятия дошкольников о красоте в окружающем мире и об их многообразии, умении видеть её.
- обогащение словарного (пассивного и активного) запаса детей, расширение кругозора в ходе выполнения изображений через использование различных арт-терапевтических технологий (шерстяная акварель, айрисфолдинг, рисование песком, солью, пластилиновое рисование, бисерография; ниткография и т.д.).
- вовлечение родителей в педагогический процесс, привлечение их к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- активизация познавательного интереса детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
- закрепленное умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной проектной деятельности.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
1. беседы с детьми;
2. наблюдение за детьми во время:
- совместной непосредственно образовательной деятельности;
- самостоятельной деятельности;
- подвижных и дидактических игр;
- в музыкально-художественной деятельности.
Продукт проекта:
Выставка работ в разных нетрадиционных техниках рисования на тему: “Как прекрасен этот мир”.
Проблема (педагогическая). У дошкольников представления о природе поверхностные, отношения к ее объектам бессистемны, что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Проблема, сформулированная детьми: Дети хотят узнать как можно больше о красоте в окружающем мире, научиться отражать ее в рисунках.
Задачи:
- Формировать у детей представление о красоте в окружающем мире.
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
- Воспитание эстетических чувств, умение видеть красоту природы.
- Формировать способность классифицировать, расширять кругозор.
- Развивать способность почувствовать настроение и красоту природы в произведениях.
- Развивать речь детей, расширять словарный запас.
- Воспитывать бережное отношение к природе, заботиться о ней.
- Формирование экологического мировоззрения.
Актуальность:
“Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, которое плещется у нас под ногами. В буйной зелени, в которой утопают сады летом. Но так же красива зима – с ее бесконечными вьюгами и морозом. Сколько совершенства и тончайшей красоты в одной-единственной снежинке! А осень? Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная, то ворчливая, то нежная, то угрюмая... Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека” М. Твен
Как прекрасен этот мир, посмотри. Постарайся, его сбереги!
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация непосредственно – образовательной деятельности, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Отношение к природе является важным показателем экологической культуры.
Почему, зачем, а где, а как ...? Ему всё любопытно, ему обязательно хочется знать всё обо всём и сразу. Объяснить, сберечь, рассказать, помочь задуматься, разобраться, если не во всём, то во многом поможет данный проект.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Так же особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности: лепка, рисование, аппликация... Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Она помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы.
Гипотеза:
Мы, предполагаем, что у детей расширятся представления об окружающем мире, научатся видеть красоту природы вокруг себя, а также бережно относится к ней. Благодаря разнообразным видам деятельности у детей повысится интерес. Привлечь к рисованию в различных техниках (шерстяная акварель, рисование песком, солью, пластилиновое рисование, бисерография; ниткография и т.д.).
План действий:
1. Постановка проблемы. Модель трех вопросов:
Что мы знаем о красоте природы?
- Это красивые цветы.
- Это красивая бабочка.
- Это когда красиво вокруг.
Что хотим узнать?
- Как сберечь эту красоту?
- Как помочь животным и растениям?
2. Определение предстоящей деятельности:
Что нужно сделать, чтобы это узнать?
- Спросить у воспитателей.
- Спросить у мамы и папы.
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования
Реализация детского проекта
Актуальность обозначена тем, что от уровня познавательного и речевого развития и кругозора в целом, зависит успешность развития ребенка. Опыт показывает, что дети с широким кругозором, высоким уровнем познавательно – речевой активности, как правило не испытывают затруднений в развитии.
Однако мониторинг в начале учебного года показал недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы нам представляется расширение кругозора и повышение уровня познавательного и речевого развития дошкольников в ходе выполнения проектной деятельности.
Данный проект направлен на обогащение словаря, повышение познавательной активности дошкольников, развитие творческих способностей, расширение знаний о красоте в природе.
На первом этапе, реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности не все дети умеют видеть красоту в окружающем мире.
Так как самостоятельно решить данную проблему дети не могут в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками, то взрослые, должны помочь детям найти информацию по данной теме. Одним из путей решения данной проблемы нам представляется развитие расширение кругозора и повышение уровня познавательно-речевого развития дошкольников в ходе выполнения проектной деятельности. Вначале работы над проектом дети проявили активный интерес. С целью выявления знаний детей была использована “модель трех вопросов”: Что мы знаем об окружающей нас красоте? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
На втором этапе наметить последовательность бесед, чтения художественной литературы, где ставить цели и задачи в работе с детьми. Развивать интерес детей по данной теме, рассматривание иллюстраций, бесед с детьми по изученному материалу. Приобщать детей к самостоятельному рассказыванию по картинам, внимательному слушанию небольших рассказов, стихотворений, отгадыванию загадок.
Закреплять с детьми знания по познавательному развитию через непосредственно образовательную деятельность, беседы, наблюдения, рассматриванием иллюстраций.
Для реализации проекта используются разнообразные формы, методы и приемы.
На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей исследовательских навыков, умению с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках.
Родителям и детям было предложено нарисовать красоту природы глазами детей и украсить ее в различных видах арт-терапевтических, в дальнейшем оформить выставку работ.
Перспектива развития проекта:
В целях перспективности развития темы проекта: в дальнейшем работа может быть продолжена. Результатом может быть создана выставка рисунков по другим тематическим неделям.
Список литературы.
1. Интернет-ресурсы: nsportal.ru – Социальная сеть работников образования
2. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Творческий Центр “СФЕРА” М. 2003 г.
4. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятий с детьми. Минск “АСАР”,2001 г.
5. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005 г.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. Системы работы с детьми в детском саду. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
7. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.