НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием элементов арт-терапии "Путешествие к животным жарких стран"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Обобщать и расширять представления дошкольников о животных жарких стран, месте их обитания в ходе логоритмической деятельности ("Познавательное развитие").
  • Уточнять и расширять словарь дошкольников по теме "Животные жарких стран" ("Речевое развитие").
  • Закреплять количественный счет в пределах 10 ("Познавательное развитие").

Коррекционно-развивающие:

  • Вовлекать дошкольников в обыгрывание содержания песен, попевок о животных жарких стран. В ходе музыкальной деятельности развивать чувство ритма, слухоречевую память, умение согласовывать движения с музыкой и словами, варьировать несложные мелодические обороты, передавать в движении характер музыки, умение самостоятельно придумывать движения, отражая характер музыки ("Художественно-эстетическое развитие").
  • Способствовать развитию фантазии, творчества детей с ОВЗ через использование элементов арт - терапии (рисование на песке, создание морского пейзажа в технике "шерстяная акварель" и т.д.) ("Художественно - эстетическое развитие").
  • Совершенствовать импровизационные движения и умения действовать по показу, выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, движения ("Социально - коммуникативное развитие").
  • Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику рук, умение соотносить текст с движением под музыку посредством привлечения детей к выполнению пальчиковой гимнастики, игрового массажа ("Физическое развитие").

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность речевых высказываний, умение действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы ("Социально-коммуникативное развитие").

Методы и приемы:

  • практические: дыхательная и артикуляционная гимнастика; самомассаж; упражнения на развитие мелкой моторики и речевого аппарата; рисование в технике "шерстяная акварель"; песочное рисование; слушание музыкальных произведений К.Сен-Санса "Карнавал животных": "Львы" и "Антилопы"; вокальное музицирование; инструментальное музицирование;
  • наглядные: рассматривание иллюстраций, электронные игры с использованием интерактивной доски "Помоги животным найти свой дом", "Отыщи и сосчитай";
  • словесные: беседа с детьми, вопросы к детям, загадки, словесно - речевые игры "Здоровалка", "У моря".

Материалы и оборудование:

  • Проектор, ноутбук, интерактивная доска, пуфики по количеству детей, рамка для картины, цветная шерсть, световые столы с песком, шумовые инструменты по количеству детей, смайлики в виде солнышка и тучки по количеству детей для проведения рефлексии совместной деятельности.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Дыхательно-артикуляционная гимнастика "Гудок";

Упражнение "Плывем по волнам";

Упражнение "Полосатые лошадки";

Дыхательная гимнастика "Бегемотики";

Самомассаж.

Познавательная Электронные игры с использованием интерактивной доски "Помоги животным найти свой дом", "Отыщи и сосчитай".
Игровая Игра "У моря".
Изобразительная Рисование "Кораблик" в технике "шерстяная акварель";

Рисование животных жарких стран песком на световых столах.

Коммуникативная Коммуникативная игра под музыку "Здоровалка";
Музыкальная Слушание музыки.

Вокальное и инструментальное музицирование.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Целевые ориентиры
1 Педагог обращает внимание детей на экран интерактивной доски (в течение 30 секунд) и сообщает, что в гости к ним пришел "попугай Жак" и приглашает их в путешествие к животным жарких стран.

В ходе коммуникативной игры "Здоровалка" предлагает детям рассказать попугаю как можно по разному здороваться друг с другом.

Дети входят в зал друг за другом, встают в круг, здороваются с "попугаем". Ходят врассыпную по залу. Демонстрируют и проговаривают как можно здороваться по другому в коммуникативной игре "Здоровалка":

Ты шагай, ты шагай,
Своей дорогой не зевай,
Ты шагай, ты шагай,
Себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой,
Плечиком и локотком,
И конечно язычком.

- Здравствуйте!
Ты шагай, ты шагай,
Своей дорогой не зевай,
Ты шагай, ты шагай,
Себе пару выбирай.

Поздоровайся головкой,
Как ты делаешь все ловко
Пальчиком и кулачком,
И конечно язычком.

- Здравствуйте!

Формировать интерес к ситуации, мотивацию для дальнейшего участия в

совместной музыкальной деятельности Создавать положительный эмоциональный настрой на деятельность.

Совершенствовать координацию движений, речевые умения

2 Предлагает детям отправиться вместе с "попугаем Жаком" в путешествие в гости к животным жарких стран. Спрашивает детей, на чем можно путешествовать? Дети перечисляют транспорт, на котором можно путешествовать (самолет, поезд, автомобиль, воздушный шар, корабль и т.д.). Расширить словарь детей. Закреплять умение согласовывать глаголы с существительными, отвечать полными предложениями.
3 Привлекает детей к выполнению группового коллажа "Корабль" на котором они отправятся в путешествие к животным жарких стран в технике "шерстяная акварель" Дети выполняют групповую работу, изображают с помощью цветной шерсти - корабль, волны, трубу, иллюминаторы, облака, солнце и т.д. Развивать творческие способности, фантазию, ручную умелость при выкладывании коллективной картины из цветной овечий шерсти.
4 Привлекает детей к выполнению дыхательно-артикуляционной

гимнастики "Гудок"

Дети садятся на пуфы вокруг картины с кораблем, имитируют плавание, подражают гудку парохода: "У-у" в разных музыкальных регистрах показывая высоту звуков рукой. Развивать длительность, плавность выдоха.
5 Вовлекает дошкольников в выполнение

упражнения "Плывем по волнам".

Педагог произносит:

Море шумит. Дует легкий ветерок, светит солнышко, корабль легко скользит по волнам. Вот ветер подул сильней, стало холодно. Снова выглянуло солнце, погода замечательная. Вдалеке показалась земля.

Дети сидят в кругу на пуфах, действуют в соответствии со словами педагога и выполняют разнообразные движения (поднимают руки вверх, делают плавные движения из стороны в сторону, изображают легкий ветерок, обнимают себя за плечи, изображая, что им холодно; "греются" на солнце; "смотрят" в бинокль, радуются появлению острова и т.д.) Развивать эмоциональность и выразительность невербальных способов коммуникации, позитивного самоощущения.
6 Речевая игра "У моря"

Педагог сообщает, что приплыли к острову, предлагает выйти на берег, позагорать и поиграть с песком:

К берегу бежит волна, в след за ней еще одна.
Эта выше, эта ниже, эта вовсе не видна.
А на берегу морском будем мы играть с песком.
Будет башня из песка, как до неба высока.

Дети слушают педагога, проговаривают вместе с ним слова речевой игры, одновременно сопровождая слова подражательными движениями. Совершенствовать умение согласовывать движения со словами. Развивать воображение, фантазию.

Пополнять словарный запас.

7 Беседа о животных.

Педагог приглашает детей подойти к световым столам с песком и нарисовать на песке животных жарких стран.

Назвать каких животных жарких стран они знают.

Дети в парах рисуют животных жарких стран на песке и пропевают попевки о них с разной интонацией:

На реке он - гладиатор,
Кого хочешь победит,
Правда, в целом аллигатор
До безумия сердит (крокодил).

На лугу траву жуёт
Этот крошка-бегемот.
Он сегодня скушал сам
Целых сорок килограмм!

Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Он огромный, как гора,
Уши словно два крыла,
Слон силён и неуклюж,
Очень любит тёплый душ.

Средствами песочной терапии развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Формировать интонационную выразительность речи.
9 "Полосатые лошадки"

(с использованием интерактивной доски в течение 30 сек.)

Загадывает детям загадку:

По лужайке целый час,
Бегает игриво
Полосатенький матрас,
С хвостиком и гривой.

Предлагает детям исполнить песенку о зебре.

Дети отгадывают загадку, рассматривают зебру на экране интерактивной доски. Исполняют песню "Полосатые лошадки" сл.С.Маршака, муз. М. Гоголевой. Расширять представление детей о животных жарких стран, их внешнем виде, повадках. Развивать музыкальные способности, слух посредством исполнения музыкального произведения о животных.
10 Педагог от имени "попугая" предлагает прослушать музыкальную загадку и отгадать, каких животных изображает музыка. Звучат отрывки из произведения К.Сен-Санса "Карнавал животных": "Львы" и "Антилопы".

Спрашивает детей, какая музыка по характеру, кого из животных жарких стран она может изображать?

Предлагает изобразить движения "льва", "антилопы", посмотреть видеосюжет об антилопах с использованием интерактивной доски в течение 1 минуты.

Дети слушают музыкальные произведения, определяют характер музыки, отвечают на вопросы педагога.

Смотрят отрывки видео, изображают с помощью движений, мимики, жестов львов, антилоп и т.д.

Определяют характер музыки, изображающей животных.

Формировать умение определять характер музыки. Развивать воображение, умение изображать животных с помощью мимики, жестов.

Способствовать определению средств музыкальной выразительности, создающих образ. Совершенствовать мимику и пантомимику.

Развивать координацию движений.

11 Рассказ педагога о том, что животные жарких стран могут жить в разных местах: пустыни, саванне, джунглях и т.д. Приглашает детей поучаствовать электронной игре "Помоги животным жарких стран найти свой дом" с использованием интерактивной доски в течение 2 минут.

Сообщает о том, что животные потерялись и не могут найти дорогу домой. Предлагает им помочь. Загадывает загадки:

В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный (бегемот).

Не нужны другие страны:
Там, где джунгли, где лианы,
Где кокосы и бананы,
Дом родной для (обезьяны).

Это он с длиннющей шеей
Здесь под солнцем рожки греет
У него спокойный нрав,
Сверху вниз глядит (жираф).

Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы, определяют место обитания каждого из животных и, нажимая на экран интерактивной доски, "находят дом" для них (бегемот "отправляется" в болото; обезьянка в джунгли; жираф в саванну и т.д.)

Исполняют песенки, упражнения, дыхательную гимнастику, самомассаж про бегемота, мартышек, жирафа сопровождая слова движениями.

Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается,
То животик опускается;
В джунглях качели - это лианы,
Любят качаться на них обезьянки.

А еще обезьянки любят шалить и корчить рожицы.

Расширять и пополнять представления детей о месте обитания животных жарких стран. Пополнить словарь детей словами: джунгли, саванна, болото и т.д.

Совершенствовать умения детей выполнять дыхательные упражнения, движения в песне в соответствии со словами.

Развивать речевое дыхание, музыкальные, творческие способности детей.

Совершенствовать память, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

12 Дидактическая игра "Отыщи и сосчитай"

Педагог обращает внимание детей на картину где спрятались животные, предлагает отыскать их в "джунглях" и сосчитать.

Дети находят на картине животных жарких стран и считают их. Закреплять счет в пределах 10. Формировать умение выполнять вычисления. Развивать внимание, сосредоточенность.

Совершенствовать связную речь в процессе ответов на вопросы.

Формировать грамматическую правильность речи.

13 Инструментальное музицирование "Веселый перепляс зверей"

Предлагает детям превратиться в музыкантов и весело сыграть на музыкальных инструментах для всех зверей.

Дети поют песню, играют на шумовых инструментах и выполняют движения, а звери "пляшут" на экране. В ходе музыкальной деятельности развивать чувства ритма, слухоречевую память, варьировать несложные мелодические обороты, передавать в движении характер музыки, умение самостоятельно придумывать движения, отражая характер музыки.
14 Педагог вместе с "попугаем Жаком" отмечает, как интересно было в гостях у животных жарких стран, но пора возвращаться домой. Говорит: Корабль ждет, гудок подает, на борт всех зовет. Дети садятся на ковер. Звучит тихо музыка, дети плавно раскачиваются. Снятие эмоционального и физического напряжения
15 Рефлексия деятельности

Педагог беседует с детьми о том, с какими животными они познакомились? Как можно, одним словом назвать этих животных? (животные жарких стран)

Где в нашей местности мы можем встретить таких животных? (в зоопарке). Как нужно вести себя с этими животными? (осмотрительно)

Педагог предлагает детям оценить, как прошла совместная деятельность. Если понравилось, было интересно то, дети выбирают желтый смайлик - солнышко, если нет - серый (тучка). Предлагает детям объяснить свой выбор.

Дети отвечают на вопросы педагога. Выбирают смайлик, объясняют свой выбор. Закреплять правила взаимодействия в команде.

Упражнять в умении рефлексировать свою деятельность.

Создавать условия для того, что дети делились впечатлениями о наиболее интересных заданиях в выполнении которых они участвовали.