Урок математики на тему "Вычитание однозначных чисел с переходом через разряд". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предметная цель: формировать умение вычитать однозначные числа с переходом через разряд

Планируемые результаты:

Личностные:

  • придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
  • в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести

Регулятивные УУД

  • самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности на уроке.
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других
  • знать правила поведения и общения при работе в паре, группе

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, подарите улыбку партнёру по плечу, а теперь партнёру по лицу. Добрая и ласковая улыбка располагает к хорошему сотрудничеству. Я думаю, что мы сегодня на уроке хорошо потрудимся и получим радость и удовольствие от своей работы.

- Прочитайте девиз: (слайд 1)

Действие сложения
Достойно уважения.
Но требует внимания
К себе и вычитание.

- Названия, каких математических действий указаны в стихотворении? (Сложение и вычитание)

- Какие способы сложения вы знаете? (С помощью таблицы сложения, числового отрезка, алгоритма)

- Сегодня на уроке вы продолжите изучение способов сложения и вычитания чисел.

- Вы готовы составить мне компанию в путешествии по стране Математике? (Готовы)

- Как же будет построена работа на уроке, если вы будете узнавать новое? (Мы должны понять, что мы ещё не знаем, и самим постараться открыть новое знание.)

- С чего вы начнёте работу? (С повторения необходимых знаний)

2. Актуализация знаний (Слайд 2)

На доске выражения:

  • 3+6
  • 5+4
  • 2+7
  • 8+1

- Что общего во всех выражениях? (Сложение однозначных чисел, сумма чисел равна 9)

Обучающая структура ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН

- Встаньте те, кто согласен с ответом ... Сели.

- Встаньте те, кто не согласен. Сели

На доске выражения:

  • 7+5
  • 3+8

- Что общего в этих выражениях? (Все выражения на сложение с переходом через десяток)

- Что вам поможет найти значение этих выражений? (Эталон)

На доске – алгоритм действий при сложении однозначных чисел с переходом через десяток.

- Партнёры № 3 проговорите по одному вслух действия данного алгоритма

1. Добавить первое слагаемое до 10

2. Разбить второе слагаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу.

3. Выполнить сложение по частям.

А теперь поработайте в группе. Начиная с партнёра № 1, проговорите алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Время 1 минута. (Обучающая структура ТАЙМД РАУНД РОБИН)

А теперь на практике проверьте действия данного алгоритма. Поработайте с партнёром по плечу. 2 минуты. (Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ)

Решение примеров:

  • 7+5
  • 3+8

Проверьте свои решения (слайд3 ).

- Встаньте те, чьи партнёры решили правильно пример.

- Как вы думаете, почему вы справились с заданием? (мы знаем алгоритм действия, мы решали такие примеры)

- Встаньте те, чьи партнёры допустили ошибки.

- Почему, это произошло? (по невнимательности, не знает алгоритм действий, надо потренироваться)

- Что вы повторили? (Сложение однозначных чисел без перехода и с переходом через разряд по частям)

- Какое задание вы сейчас получите? (новое, пробное)

3. Пробное действие.

На доске выражения:

  • 10-8
  • 7-5
  • 8-6
  • 6-4 (Слайд4)

- Что общего в этих выражениях? (Все выражения на вычитание, разность равна 2)

- Что вам помогло найти значение выражений? (Знание состава чисел)

На доске задание для пробного действия: (Слайд 5)

  • 14-7

- Вычислите за 20 секунд.

- Что нового в этом задании? (Мы должны быстро решить пример)

- Попробуйте выполнить это задание.

- У кого нет ответа? Почему? (Мы не смогли решить пример за указанное время)

- Итак, кто справился с заданием? (Объясните, на какое правило вы опирались)

- Что показало пробное действие? (Мы не смогли решить пример за указанное время)

4. Выявление причины затруднения.

- У нас возникло затруднение. Что будем делать? (Разбираться)

- Какое задание вы выполняли? (Найти разность чисел 14-7)

- Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы должны были решить за короткое время)

- Вспомните, что нам помогало при решении примеров на сложение (таблица сложения, числовой отрезок). Пробуйте.

- Что же получилось? (Их использование требует время)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова же цель нашего следующего шага (Открыть способ, с помощью которого мы могли бы быстро считать)

- Какова тема урока? (Вычитание с переходом через разряд) (Слайд 6)

- Ознакомьтесь с планом работы (Слайд 7)

- Вспомните, что нам помогало открыть алгоритм сложения с переходом через разряд?

(Рисунок)

У каждого на столе лист с рисунком.

6. Реализация построенного проекта.

- Выполните вычисление с помощью рисунка. Поработайте в группе.

- Итак, какой результат вы получили? (Вывешивают работы на доску)

Представитель одной из групп комментирует свой ход работы. (Слайд 8)

- Мы представили число 14 в виде 10 белых кружков и 4 красных. Поняли, что удобно зачеркнуть сначала 4 кружка, чтобы получить 10, а потом зачеркнуть ещё 3 кружка. Получили ответ 7.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН

- Встаньте те, кто согласен с ответом ... Сели.

- Встаньте те, кто не согласен. Сели

- Но неужели при выполнении вычитания такого вида, нам всегда необходимо будет выполнять рисунок? Вспомните, как это делали при сложении чисел такого вида. (С помощью усиков) (Слайд9)

На доске: 14 - 7 = 10 - 3 =7

4 3

- Восстановите рассуждение.

На доске появляется алгоритм:

Найти число единиц уменьшаемого

Разбить вычитаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу.

Выполнить вычитание по частям.

- Итак, справились мы с затруднением?

- Чем нам поможет этот эталон? (Решать быстро примеры на вычитание с переходом через разряд)

- Какой следующий шаг мы должны сделать? (Потренироваться)

Физпауза (Структура Микс Пэа Шэа)

- Состав числа 8, 9, 20

7. Первичное закрепление во внешней речи.

с.88 №3 ( с комментированием)

- Как убедиться, что вы научились вычитать? (Выполнить самостоятельную работу)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У каждого листочек с заданием:

  • 14-8
  • 15-7

Время 2 мин.

- Проверьте решение (Слайд 10 )

- У кого есть ошибки? Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем вычитать числа с переходом через разряд.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

С. 88 №1 – самостоятельно

С.88 №2 - с комментированием

ФИЗМИНУТКА

- Сколько глаз у светофора? (встают партнёры № 3)

- Сколько углов у квадрата? (встают партнёры № 4)

- Сколько рук у человека ? (встают партнёры № 2)

- Сколько глаз у воробья? (встают партнёры № 2)

- Сколько солнышек на небе? (встают партнёры № 1)

- Сколько колёс у машин? (встают партнёры № 4)

- Сколько окон в нашем классе? (встают партнёры № 3)

10. Рефлексия учебной деятельности.

- Какому действию сегодня на уроке вы уделили большое внимание? (Вычитанию)

- Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чём заключается этот способ.

- Оцените свою работу на уроке: (Слайд 11)

  • у меня всё получилось – поднимите улыбающегося смайлика
  • у меня есть затруднения – поднимите задумчивого смайлика