Звуки Р, Рь. Транспорт

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звуков Р, Рь в словах со стечением согласных, фразе.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • развивать умение воспроизводить трех, четырехсложные слова со стечением согласных;
  • развивать слуховое, фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать слоговой анализ слова, позиционный анализ;
  • развивать мышление (обобщение, конкретизация, установление причинно-следственных зависимостей);

образовательные:

  • развивать словарь по теме “Транспорт”;
  • уточнить словарь по темам: игрушки, продукты, фрукты;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • вызывать желание порадовать игровых персонажей;

здоровьесберегающие:

  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: предметные картинки (ракета, поезд, трамвай, автобус, (воздушный) шар, поезд, катер, грузовик, самолет, паровоз), большие картинки (грузовик, самолет, поезд); картинки игрушек (матрешка, пирамидка, петрушка, погремушка, конструктор, кораблик), фруктов (абрикосы, персики, груши, гранаты, хурма), продуктов (кефир, йогурт, мороженое, творог, рыба, торт), куклы Рома, Марина, аудиозапись “Самолет”, “Автомобиль”, “Поезд”, картинка-перепутанка “Огород-дорога”.

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика: Лошадка, Грибок, Маляр, Качели.

2. Загадка “Отгадай по звуку предмет”.

Звучит аудиозапись “Полета самолета”, “Поездка автомобиля”, “Движение поезда”. Дети определяют по звуку предметы и объясняют свою догадку:

- Это самолет, потому что самолет гудит.

- Это поезд, потому что колеса стучат.

- Это автомобиль, потому что мотор шумит.

3. Сообщение темы занятия.

Логопед просит назвать одним словом эти предметы. Дети произносят это слово по слогам: тран-спорт.

Взрослый сообщает, что на занятии мы будем говорить о транспорте.

- Сколько слогов в слове транспорт?

- Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

- Повторите слово полностью.

Чтобы транспорт мог передвигаться, у него необходимо завести мотор. Сегодня мы будем говорить много слов со звуком Р.

4. Речедвигательная ритмика (А.Я.Мухина). Упражнения.

а) Звук Р.

б) Слоги: РА, РО, РУ, РЭ, РЫ

5. Упражнение “Ладошка”.

Логопед произносит слоги: РА, РУ, РО, РЫ, РЭ, РИ. Одновременно шарик Су-джок удерживается большими, указательными, средними, безымянными пальцами, мизинцами, ладошками соответственно слогам. Дети поочередно произносят слоги, добавляя в начало звук Г (Т):

ГРА, ГРУ, ГРО, ГРЫ, ГРЭ, ГРИ;

ТРА, ТРУ, ТРО, ТРЫ, ТРЭ, ТРИ.

В качестве опоры используется схема слога из синих (зеленый) и красных кружков: Согласный, Согласный, Гласный.

6. Упражнение “Место звука в слове”.

а) На доске картинки: ракета, поезд, трамвай, автобус, (воздушный) шар, поезд, катер, грузовик, самолет, паровоз. Логопед предлагает назвать только транспорт, если в слове есть звук Р.

Дети выбирают картинки и называют слова: ракета, трамвай, грузовик, шар, паровоз, катер.

б) Логопед выставляет схему слова – полоску с условным обозначением согласного звука в начале и просит назвать слова со звуком Р в начале. Дети называют ракету.

Затем выставляется схему слова – полоску с условным обозначением согласного звука в конце и просит назвать слова со звуком Р в конце. Дети называют шар, катер.

7. Подвижная игра “Машина”.

Би-би-би —
Гудит машина.
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —

Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.
Е.А.Алябьева

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

 

Ритмично хлопают руками.
Ритмично потопывают ногами.
Потирают ладони.

 

 

Делают ритмичную “вертушку” руками.

8. Дыхательная гимнастика “Шины шуршат”.

И.п.: о.с. 1 — потирать ладошки друг о друга, вдох носом; 2 — на выдохе произнести “Шур-шим! Шур-шим!”. Повторить 3—4 раза.

9. Игра с мячом “Грузовой и пассажирский транспорт”.

Логопед напоминает, что назначение транспорта – перевозить предметы. Людей перевозит пассажирский транспорт, а неживые предметы – грузовой. Логопед предлагает назвать вид транспорта по началу фразы (с передачей мяча).

- Автомобиль перевозит игрушки. - Грузовой автомобиль (грузовик).

- Трамвай перевозит людей. - Пассажирский трамвай.

- Самолет перевозит фрукты. - Грузовой самолет.

- Самолет перевозит людей. - Пассажирский самолет.

- Поезд перевозит продукты. - Грузовой поезд.

- Поезд перевозит людей. - Пассажирский поезд.

10. Сюрпризный момент “Рома и Марина отправляются в путешествие”.

Появляются куклы Рома и Марина. Рома и Марина живут в Новокузнецке. Логопед говорит о том, что они отправляются в гости к своим друзьям. Друзья живут в другом городе – Москве.

Педагог сообщает, что дети хотят сделать приятное своим друзьям. Они отправят им игрушки на грузовом поезде, продукты - на грузовом автомобиле, фрукты – на грузовом самолете.

11. Дидактическая игра “Загружаем транспорт”.

На столах у детей стоят игрушки: грузовик, самолет, поезд; картинки: игрушки (матрешка, пирамидка, петрушка, погремушка, конструктор), фрукты (абрикосы, персики, груши, гранаты, хурма), продукты (кефир, йогурт, мороженое, творог, торт). Дети раскладывают картинки в три группы, комментируя свои действия фразой по образцу:

Образец:

- Матрешку перевезет грузовой поезд.

- Абрикосы перевезет грузовой самолет.

- Мороженое перевезет грузовик. И т.п.

12. Игра “Прощаемся с Ромой и Мариной”.

Логопед предлагает детям рассказать, как отправятся их подарки (сделать вывод).

- Матрешка, пирамидка, петрушка, погремушка, конструктор, кораблик отправятся на грузовом поезде.

- Абрикосы, персики, груши, гранаты, хурма отправятся на грузовом самолете.

- Кефир, йогурт, мороженое, творог, рыба, торт отправятся на грузовике.

- Какой груз доставят быстрее? Почему?

- Быстрее доставят фрукты, потому что самолет быстрее поезда и грузовика.

13. Итог.

- Какой звук мы сегодня повторяли?

Логопед оценивает работу детей и дарит им буквы Р.

14. Домашнее задание.

Рома и Марина благодарят за помощь и дарят картинку-шутку к рифме-перепутанке: В огороде растет светофор, на дороге горит помидор. Логопед предлагает подумать (в группе), как исправить картинку и предложение, чтобы не было аварии на дорогах. О движении на дорогах дети поговорят на следующем занятии.