Цель: автоматизация звуков Р, Рь в словах со стечением согласных, фразе.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- развивать умение воспроизводить трех, четырехсложные слова со стечением согласных;
- развивать слуховое, фонематическое восприятие;
- развивать мелкую и общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать слоговой анализ слова, позиционный анализ;
- развивать мышление (обобщение, конкретизация, установление причинно-следственных зависимостей);
образовательные:
- развивать словарь по теме “Транспорт”;
- уточнить словарь по темам: игрушки, продукты, фрукты;
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- вызывать желание порадовать игровых персонажей;
здоровьесберегающие:
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: предметные картинки (ракета, поезд, трамвай, автобус, (воздушный) шар, поезд, катер, грузовик, самолет, паровоз), большие картинки (грузовик, самолет, поезд); картинки игрушек (матрешка, пирамидка, петрушка, погремушка, конструктор, кораблик), фруктов (абрикосы, персики, груши, гранаты, хурма), продуктов (кефир, йогурт, мороженое, творог, рыба, торт), куклы Рома, Марина, аудиозапись “Самолет”, “Автомобиль”, “Поезд”, картинка-перепутанка “Огород-дорога”.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика: Лошадка, Грибок, Маляр, Качели.
2. Загадка “Отгадай по звуку предмет”.
Звучит аудиозапись “Полета самолета”, “Поездка автомобиля”, “Движение поезда”. Дети определяют по звуку предметы и объясняют свою догадку:
- Это самолет, потому что самолет гудит.
- Это поезд, потому что колеса стучат.
- Это автомобиль, потому что мотор шумит.
3. Сообщение темы занятия.
Логопед просит назвать одним словом эти предметы. Дети произносят это слово по слогам: тран-спорт.
Взрослый сообщает, что на занятии мы будем говорить о транспорте.
- Сколько слогов в слове транспорт?
- Назовите первый слог.
- Назовите второй слог.
- Повторите слово полностью.
Чтобы транспорт мог передвигаться, у него необходимо завести мотор. Сегодня мы будем говорить много слов со звуком Р.
4. Речедвигательная ритмика (А.Я.Мухина). Упражнения.
а) Звук Р.
б) Слоги: РА, РО, РУ, РЭ, РЫ
5. Упражнение “Ладошка”.
Логопед произносит слоги: РА, РУ, РО, РЫ, РЭ, РИ. Одновременно шарик Су-джок удерживается большими, указательными, средними, безымянными пальцами, мизинцами, ладошками соответственно слогам. Дети поочередно произносят слоги, добавляя в начало звук Г (Т):
ГРА, ГРУ, ГРО, ГРЫ, ГРЭ, ГРИ;
ТРА, ТРУ, ТРО, ТРЫ, ТРЭ, ТРИ.
В качестве опоры используется схема слога из синих (зеленый) и красных кружков: Согласный, Согласный, Гласный.
6. Упражнение “Место звука в слове”.
а) На доске картинки: ракета, поезд, трамвай, автобус, (воздушный) шар, поезд, катер, грузовик, самолет, паровоз. Логопед предлагает назвать только транспорт, если в слове есть звук Р.
Дети выбирают картинки и называют слова: ракета, трамвай, грузовик, шар, паровоз, катер.
б) Логопед выставляет схему слова – полоску с условным обозначением согласного звука в начале и просит назвать слова со звуком Р в начале. Дети называют ракету.
Затем выставляется схему слова – полоску с условным обозначением согласного звука в конце и просит назвать слова со звуком Р в конце. Дети называют шар, катер.
7. Подвижная игра “Машина”.
Би-би-би — Гудит машина. Тук-тук-тук — Мотор стучит. — Едем, едем, едем, едем, Они шуршат. |
Дети ритмично постукивают кулачком
одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают руками.
Делают ритмичную “вертушку” руками. |
8. Дыхательная гимнастика “Шины шуршат”.
И.п.: о.с. 1 — потирать ладошки друг о друга, вдох носом; 2 — на выдохе произнести “Шур-шим! Шур-шим!”. Повторить 3—4 раза.
9. Игра с мячом “Грузовой и пассажирский транспорт”.
Логопед напоминает, что назначение транспорта – перевозить предметы. Людей перевозит пассажирский транспорт, а неживые предметы – грузовой. Логопед предлагает назвать вид транспорта по началу фразы (с передачей мяча).
- Автомобиль перевозит игрушки. - Грузовой автомобиль (грузовик).
- Трамвай перевозит людей. - Пассажирский трамвай.
- Самолет перевозит фрукты. - Грузовой самолет.
- Самолет перевозит людей. - Пассажирский самолет.
- Поезд перевозит продукты. - Грузовой поезд.
- Поезд перевозит людей. - Пассажирский поезд.
10. Сюрпризный момент “Рома и Марина отправляются в путешествие”.
Появляются куклы Рома и Марина. Рома и Марина живут в Новокузнецке. Логопед говорит о том, что они отправляются в гости к своим друзьям. Друзья живут в другом городе – Москве.
Педагог сообщает, что дети хотят сделать приятное своим друзьям. Они отправят им игрушки на грузовом поезде, продукты - на грузовом автомобиле, фрукты – на грузовом самолете.
11. Дидактическая игра “Загружаем транспорт”.
На столах у детей стоят игрушки: грузовик, самолет, поезд; картинки: игрушки (матрешка, пирамидка, петрушка, погремушка, конструктор), фрукты (абрикосы, персики, груши, гранаты, хурма), продукты (кефир, йогурт, мороженое, творог, торт). Дети раскладывают картинки в три группы, комментируя свои действия фразой по образцу:
Образец:
- Матрешку перевезет грузовой поезд.
- Абрикосы перевезет грузовой самолет.
- Мороженое перевезет грузовик. И т.п.
12. Игра “Прощаемся с Ромой и Мариной”.
Логопед предлагает детям рассказать, как отправятся их подарки (сделать вывод).
- Матрешка, пирамидка, петрушка, погремушка, конструктор, кораблик отправятся на грузовом поезде.
- Абрикосы, персики, груши, гранаты, хурма отправятся на грузовом самолете.
- Кефир, йогурт, мороженое, творог, рыба, торт отправятся на грузовике.
- Какой груз доставят быстрее? Почему?
- Быстрее доставят фрукты, потому что самолет быстрее поезда и грузовика.
13. Итог.
- Какой звук мы сегодня повторяли?
Логопед оценивает работу детей и дарит им буквы Р.
14. Домашнее задание.
Рома и Марина благодарят за помощь и дарят картинку-шутку к рифме-перепутанке: В огороде растет светофор, на дороге горит помидор. Логопед предлагает подумать (в группе), как исправить картинку и предложение, чтобы не было аварии на дорогах. О движении на дорогах дети поговорят на следующем занятии.