Тема урока: Формализация и визуализация моделей
На примере создания мультимедийной модели “Бородинская битва. Панорама событий”
Цель урока - научить учащихся 9 класса применению умений и навыков, полученных при изучении программного продукта PowerPoint, для создания наглядной модели исторического события.
Задачи:
Образовательные
- Расширение представления о применимости презентации в различных областях знаний.
- Закрепление навыка планирования при создании модели.
- Развитие способности использования различных источников информации для создания модели.
- Повторение и закрепления навыков использования анимации, звука и графики в презентациях.
Развивающие
- Развитие способности использования знаний, полученных из других дисциплин.
- Развитие художественного вкуса при использовании графического материала.
Воспитательные
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России
- Развитие культуры работы на общий результат
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Вид деятельности урок-практикум;
Планируемые результаты:
Познавательные:
- развитие навыка смысловой обработки информации: самостоятельно выбирать необходимую информацию, позволяющую решить поставленную задачу;
- закрепление восприятия информации из разных областей знаний;
- закрепление навыка работы с информацией в разных формах (рисунок, текст, таблица)
Регулятивные:
- определение цели, проблему в предложенной учебной деятельности;
- развитие умения выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- работать по плану, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
- Излагать свое мнение, аргументируя его;
- Организовывать работу в группе;
Личностные:
- осознавать важность исторических событий, воспитывать в себе патриотизм, уважение историческому наследию;
- развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ключевые слова: Модель, мультимедиа, презентация, табличная информация, графическая информация, анимация.
Навыки: представить элемент исторического события в виде мультимедийной модели при создании презентации с анимационным эффектом, моделирующим движение различных родов войск на Бородинском поле в 1812 году.
Оборудование урока: Интерактивная доска или проектор, персональные компьютеры.
Для проведения урока используется раздаточный материал (см. приложения):
Краткий план хода урока
№ | Содержание | Время |
1 | Организационный момент | 2 мин |
2 | Объявление темы урока | 1 мин |
3 | Вводное слово учителя. с использованием презентации, отрывок из “Бородино” М.Ю.Лермонтова включающие механизм работы класса в направлении создания исторической модели | 2 мин |
4 | Постановка задачи, выявление цели, указание инстументария | 1 мин |
5 | Распределение персональных заданий с учетом возможностей учащихся (Задания дифференцированы по объему и сложности) | 1 мин |
6 | Выполнение индивидуальных заданий | 15 мин |
7 | Сбор элементов модели в целостную картину | 10 мин |
8 | Показ полученной презентации, оценка и самооценка полученного результата | 5 |
9 | Рефлексия. Подведение итога | 2 |
10 | Выставление оценок. Объявление домашнего задания | 1 |
Учитель: Мы с вами изучаем модели, их виды и применение в жизни и науке. (Слайды презентации № 1-4 )
Повторим: Модели бывают...
Ученики: Материальные и нематериальные. Компьютерные и вербальные.
Учитель: Урок у нас по предмету и теме “Модель” мы будем создавать....
Ученики: компьютерную модель. (Слайды презентации №5-7 Чтение отрывка Стихотворения М.Ю.Лермонтова, класс помогает)
“Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана?...”
Учитель: Нам предстоит сегодня реконструировать ход Бородинского сражения.
На рабочем столе у каждого из вас в папке “ Бородино” находится таблица хода сражения 26 августа 1812 года, три схемы с направлением ударов противников. Красные стрелки – русские войска, синие – французские. Также в папке находятся рисунки воинов русской и французской армий в исторических мундирах, имеются ссылки, по которым можно найти исторические военные песни 1812 года. Посмотрите на доску Я покажу вам небольшой эпизод . Какие элементы необходимо использовать для создания слайда?
(слайды).
Ученики: Карту.
Учитель: А карта является моделью?
Ученики: Да. Это материальная графическая модель
Учитель: Что еще используем?
Ученики: Рисунки. солдат
Учитель: Рисунки являются исторической моделью?
Посмотрите на доску. (Слайды №.8-16)
Перед вами таблица, где описаны временные этапы сражения. Как вы думаете, является ли эта таблица моделью?
Ученики: Да. Это табличная модель
Учитель: А теперь я покажу вам эпизод еще раз...
Опишите поэтапно, что необходимо сделать, чтобы фигурки двигались по стрелочкам.
Ученики: Открыть PowerPoint.
- Скопировать текст эпизода в слайд...
- скопировать карту в соответствии с временем эпизода в следующий слайд..
- вставить фигурки солдат в начало стрелочек...
- уменьшить размеры фигурок...
- сделать фон прозрачным
- на вкладке анимация... - Настройка анимации, Добавить эффект, Пути перемещения
Учитель: Каждый из вас получит для создания части общей картины 1 эпизод. Согласно словесному описанию и схеме, соответствующей доставшему вам эпизоду вам предстоит сделать анимационную модель.
- Получите свои задания. (Ученики получают свои задания)
- Посмотрите место вашего эпизода в общей картине в таблице.
- Приступаем к работе.
(Ученики самостоятельно выполняют свою часть задания.)
Учитель: У кого готова работа, тот сохраняет в своей папкой с именем номера эпизода. подходит за флеш-картой, сохраняет свой эпизод на носителе и присоединяет на учительском компьютере свою работу к общей презентации.
Ученики: выполняют работу. Поэтапно приносят к учительскому столу результат.(В случае наличия локальной сети, учитель собирает готовые эпизоды в общую презентацию с помощью учеников)
Учитель: Как вы оцениваете свою работу?
У кого получилось точнее и зрелищнее? Кто использовал звук? Особо отметим тех, кто вспомнил, что Бородино было артиллерийской дуэлью, и поставил на месте флешей картинку артиллеристов. Посмотрите: кто-то сделал анимацию взрывов. В папке были исторические мелодии песен. которые пели солдаты в начале 19 века.Молодцы те ребята, которые присоединили звук к своим слайдам.
Как вам понравилась такая реконструкция битвы?
Ученики: Очень понравилась.
Учитель: Сегодня все заслужили хорошие оценки. Так как вы все молодцы, и если у вас будет больше времени, все смогут сделать хорошую и интересную модель интересующего вас исторического события.
Учитель: Домашнее задание: На домашнем компьютере сделайте модель сборки компьютера. Основные компоненты и устройства для сборки найдите в Интернете. Процесс сборки можно будет сопровождать какой-нибудь мелодией. Сравним, у кого получится зрелищнее его продукт.
Использованные источники.
- mil.ru/et/war/more.htm сайт Министерства Обороны Российской Федерации
- https://ru.wikipedia.org/ - материалы Википедии
- http://rushist.com/index.php/russia - русская историческая библиотека
- Бородинская битва // Герои и битвы: общедоступная военно-историческая. хрестоматия. – М.: Современник, 1995.
- Тарле Е. В. Бородино