Создание мультимедийной модели “«Бородинская битва». Панорама событий”. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Тема урока: Формализация и визуализация моделей

На примере создания мультимедийной модели “Бородинская битва. Панорама событий”

Цель урока - научить учащихся 9 класса применению умений и навыков, полученных при изучении программного продукта PowerPoint, для создания наглядной модели исторического события.

Задачи:

Образовательные

  • Расширение представления о применимости презентации в различных областях знаний.
  • Закрепление навыка планирования при создании модели.
  • Развитие способности использования различных источников информации для создания модели.
  • Повторение и закрепления навыков использования анимации, звука и графики в презентациях.

Развивающие

  • Развитие способности использования знаний, полученных из других дисциплин.
  • Развитие художественного вкуса при использовании графического материала.

Воспитательные

  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России
  • Развитие культуры работы на общий результат

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Вид деятельности урок-практикум;

Планируемые результаты:

Познавательные:

  • развитие навыка смысловой обработки информации: самостоятельно выбирать необходимую информацию, позволяющую решить поставленную задачу;
  • закрепление восприятия информации из разных областей знаний;
  • закрепление навыка работы с информацией в разных формах (рисунок, текст, таблица)

Регулятивные:

  • определение цели, проблему в предложенной учебной деятельности;
  • развитие умения выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
  • работать по плану, находить и исправлять ошибки.  

Коммуникативные:

  • Излагать свое мнение, аргументируя его;
  • Организовывать работу в группе;

Личностные:

  • осознавать важность исторических событий,   воспитывать в себе патриотизм, уважение историческому наследию;
  • развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ключевые слова: Модель, мультимедиа, презентация, табличная информация, графическая информация, анимация.

Навыки: представить элемент исторического события в виде мультимедийной модели при создании презентации с анимационным эффектом, моделирующим движение различных родов войск на Бородинском поле в 1812 году.

Оборудование урока: Интерактивная доска или проектор, персональные компьютеры.

Для проведения урока используется раздаточный материал (см. приложения):

Краткий план хода урока

Содержание Время
1 Организационный момент 2 мин
2 Объявление темы урока 1 мин
3 Вводное слово учителя. с использованием  презентации, отрывок из “Бородино” М.Ю.Лермонтова включающие механизм работы класса в направлении создания исторической модели 2 мин
4 Постановка задачи, выявление цели, указание инстументария 1 мин
5 Распределение персональных заданий с учетом возможностей учащихся (Задания дифференцированы по объему и сложности) 1 мин
6 Выполнение индивидуальных заданий 15 мин
7 Сбор элементов модели в целостную картину 10 мин
8 Показ полученной презентации, оценка и самооценка полученного результата 5
9 Рефлексия. Подведение итога 2
10 Выставление оценок. Объявление домашнего задания 1

Учитель: Мы с вами изучаем модели, их виды и применение в жизни и науке. (Слайды презентации № 1-4 )

Повторим: Модели бывают...

Ученики: Материальные и нематериальные. Компьютерные и вербальные.

Учитель: Урок у нас по предмету и теме “Модель” мы будем создавать....

Ученики: компьютерную модель. (Слайды презентации №5-7 Чтение отрывка Стихотворения М.Ю.Лермонтова, класс помогает)

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана?...”

Учитель: Нам предстоит сегодня реконструировать ход Бородинского сражения.

На рабочем столе у каждого из вас в папке “ Бородино” находится таблица хода сражения 26 августа 1812 года, три схемы с направлением ударов противников. Красные стрелки – русские войска, синие – французские. Также в папке находятся рисунки воинов русской и французской армий в исторических мундирах, имеются ссылки, по которым можно найти исторические военные песни 1812 года. Посмотрите на доску Я покажу вам небольшой эпизод . Какие элементы необходимо использовать для создания слайда?

(слайды).

Ученики: Карту.

Учитель: А карта является моделью?

Ученики: Да. Это материальная графическая модель

Учитель: Что еще используем?

Ученики: Рисунки. солдат

Учитель: Рисунки являются исторической моделью?

Посмотрите на доску. (Слайды №.8-16)

Перед вами таблица, где описаны временные этапы сражения. Как вы думаете, является ли эта таблица моделью?

Ученики: Да. Это табличная модель

Учитель: А теперь я покажу вам эпизод еще раз...

Опишите поэтапно, что необходимо сделать, чтобы фигурки двигались по стрелочкам.

Ученики: Открыть PowerPoint.

- Скопировать текст эпизода в слайд...

- скопировать карту в соответствии с временем эпизода в следующий слайд..

- вставить фигурки солдат в начало стрелочек...

- уменьшить размеры фигурок...

- сделать фон прозрачным

- на вкладке анимация... - Настройка анимации, Добавить эффект, Пути перемещения

Учитель: Каждый из вас получит для создания части общей картины 1 эпизод. Согласно словесному описанию и схеме, соответствующей доставшему вам эпизоду вам предстоит сделать анимационную модель.

  • Получите свои задания. (Ученики получают свои задания)
  • Посмотрите место вашего эпизода в общей картине в таблице.
  • Приступаем к работе.

(Ученики самостоятельно выполняют свою часть задания.)

Учитель: У кого готова работа, тот сохраняет в своей папкой с именем номера эпизода. подходит за флеш-картой, сохраняет свой эпизод на носителе и присоединяет на учительском компьютере свою работу к общей презентации.

Ученики: выполняют работу. Поэтапно приносят к учительскому столу результат.(В случае наличия локальной сети, учитель собирает готовые эпизоды в общую презентацию с помощью учеников)

Учитель: Как вы оцениваете свою работу?

У кого получилось точнее и зрелищнее? Кто использовал звук? Особо отметим тех, кто вспомнил, что Бородино было артиллерийской дуэлью, и поставил на месте флешей картинку артиллеристов. Посмотрите: кто-то сделал анимацию взрывов. В папке были исторические мелодии песен. которые пели солдаты в начале 19 века.Молодцы те ребята, которые присоединили звук к своим слайдам.

Как вам понравилась такая реконструкция битвы?

Ученики: Очень понравилась.

Учитель: Сегодня все заслужили хорошие оценки. Так как вы все молодцы, и если у вас будет больше времени, все смогут сделать хорошую и интересную модель интересующего вас исторического события.

Учитель: Домашнее задание: На домашнем компьютере сделайте модель сборки компьютера. Основные компоненты и устройства для сборки найдите в Интернете. Процесс сборки можно будет сопровождать какой-нибудь мелодией. Сравним, у кого получится зрелищнее его продукт.

Использованные источники.

  1. mil.ru/et/war/more.htm сайт Министерства Обороны Российской Федерации
  2. https://ru.wikipedia.org/ - материалы Википедии
  3. http://rushist.com/index.php/russia - русская историческая библиотека
  4. Бородинская битва // Герои и битвы: общедоступная военно-историческая. хрестоматия. – М.: Современник, 1995.
  5. Тарле Е. В. Бородино