Цель: Умение дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, в стихотворном тексте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение дифференцировать звуки [Ш] — [Ж] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, в стихотворном тексте;
- закреплять знания о механизме образования дифференцируемых звуков;
- закреплять кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;
- учить дифференцировать звуки по “глухости” - “звонкости”;
- учить дифференцировать буквы Ш–Ж при чтении.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звукобуквенного анализа;
- развивать пространственную ориентацию;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать навыки самоконтроля;
- формировать навыки самостоятельности, инициативности,
- формировать интерес к занятиям.
Оборудование: картинки “шапка”, “жук”; картинка “Художник Карандаш”; картинки, в названии которых содержатся звуки [Ш]—[Ж]; картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; карточка “звуковые кнопочки”; разрезная азбука, схема для звукового анализа; текст стихотворения Смирновой М.В.; ноутбук, диск с играми “Мерсибо”.
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент.
Приветствие.
Логопед: Сегодня в гости к нам пришел Художник Карандаш. Он принес картинки со своими любимыми звуками. Посмотри, что на них нарисовано? (шапка, жук)
Какой звук первый в каждом из этих слов?
Шапка – звук ш, жук – звук ж.
Логопед: Сегодня мы будем сравнивать звуки ш и ж.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы правильно выговаривать звуки, надо подготовить язык.
Посмотри на картинки и выполни вместе со мной упражнения.
Упражнения “чашечка”, “вкусное варенье”, “блинчик”, “улыбка-дудочка”, “улыбка”.
2. Основная часть.
Закрепление знаний о звуках Ш и Ж.
Логопед: Что ты знаешь о звуках ш и ж?
Эти звуки согласные. Они всегда твердые, и никогда не бывают мягкими. Мы обозначаем их синим цветом.
Логопед: Что делают наши губы, когда мы произносим эти звуки? Что делает язык?
Логопед: В чем же их отличие?
Звук ш – глухой, звук ж – звонкий.
Предлагаю тебе проверить, так ли это. Положи ладошку на горлышко и произнес песенку змейки: шшш...
А теперь, песенку жука: жжж.....
Мы убедились, что Ш – согласный глухой, а Ж – согласный звонкий, мы произносим его “включая” голос.
Звуковые кнопочки.
Логопед: Художник Карандаш нарисовал звуковые кнопочки. Нажимай на них пальчиками поочередно, и произнеси звуки Ш или Ж, “включая” и “выключая” голос. Сначала правой рукой, затем левой.
Звукобуквенный анализ.
Логопед: Найди в разрезной азбуке буквы Ш и Ж. Выложи слова “шапка” и “жук” из букв и сделай звуковые схемы этих слов.
- Сколько слогов в каждом слове? Назови каждый слог.
- В какой части слова находится звук ш? Звук ж?
Найди звук.
Логопед: Художник нарисовал очень много картин и недавно участвовал в выставке. Рассмотри его картины. Угадай, какой звук ш ли ж, есть в названиях этих картин.
Положи в левой части стола картины со звуком ш, а в правой части стола со звуком ж.
Чтение по таблице слогов с буквами Ш и Ж.
Логопед: Художник Карандаш очень любит читать, но еще больше он любит слушать, как читают другие. Прочти слоги по таблице, следи за правильностью звучания.
ЭШ - ЭЖ
ЖУ – ШУ
ИШ – ИЖ
АША – АЖА
ШАЖ – ЖАШ
МША - МЖА
Автоматизация звуков в стихотворном тексте
Логопед: Художник Карандаш любит забавные стихи и загадки, одну из таких загадок он приготовил для тебя. Повтори ее, четко и красиво проговаривая звуки, а затем ответь на вопрос в этой загадке.
На базаре ёжик
Накупил сапожек.
Сапожки по ножке — себе,
Поменьше немножко — жене,
С пряжками — сыну,
С застёжками — дочке,
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семействе у ёжика ножек?
И сколько купил на них ёжик сапожек?
(Смирнова М.В.)
Логопед: Посчитай, сколько пар сапожек купил ежик? Сколько ножек в ежовой семье?
Интерактивная игра с диска Мерсибо “Сыщик идет по следу-2”
Логопед: Как быстро ты справился с загадкой. А вот Художник Карандаш однажды оказался в необычной ситуации. Ему пришлось побыть...сыщиком!
Предлагаю тебе тоже поиграть в сыщиков, разыскать слоги и разобраться в запутанной истории. Итак, мы идем по следу!
3. Итог
Логопед: Карандаш отправляется домой и благодарит тебя за замечательную игру.
- Что больше всего тебе понравилось?
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
Ты молодец! До свидания!