Мастер-класс (география + математика) по теме "Миграция населения России"

Разделы: Математика, География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • развивать УУД по работе со статистическим материалом, используя возможности предметов географии и математики (для учащихся);
  • показать использование математических способов обработки статистических материалов в курсе географии (для приглашенных).

Задачи:

  • сформировать представление о миграционных потоках в России;
  • изучить причины перемещения населения;
  • воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей.

Планируемые результаты:

  • метапредметные: межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в группе, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; работать с текстом; строить логическое рассуждение и делать выводы; умение работать с информацией и медиасредствами: создавать таблицы, графики, диаграммы для решения учебной задачи;
  • предметные: способность применять полученные знания на практике из курса географии и математики;
  • личностные: ответственность, постановка и выполнение целей; любознательность; направленность на саморазвитие.

Оборудование:  мультимедийный   проектор, документ-камера, ноутбуки, Видеофрагмент1, Видеофрагмент2, Приложение1, Приложение2, Приложение3, Приложение4-5, Приложение6, Приложение7.

Приветствие.

Учитель математики: Здравствуйте, ребята!

Учитель географии: Добрый день, уважаемые гости!

Учитель математики: Мастер класс в аудитории проводят учитель географии Богачева Н.И.

Учитель географии: и учитель математики Тамилина Е.П.

Учитель математики: Девизом нашего общения взяты слова Бернарда Шоу “Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность” на это и нацелено занятие.

Учитель географии:

Видеофрагмент 1. “Миграция населения”.

- О какой проблеме этот сюжет? (перемещение). А на каком еще предмете вы изучали это явление?

- Как вы называли перелеты птиц, перемещение оленей на новые пастбища? (Этот процесс называется миграция).

- Как, по вашему мнению, будет называться тема занятия?

Презентация. Слайд 1.

- Какие цели поставим? (причины, виды миграций).

- Внимательно слушая объяснение, составьте кластер “Виды миграции” (Слайд 2), используя Приложение 1.

Группа 1 выполняет задание у доски – Приложение 2.

- Миграция - это перемещение населения из одного населенного пункта в другой со сменой места жительства. По масштабу выделяют внешнюю миграцию, связанную с переселением из одной страны в другую. Внутренняя миграция происходит в пределах одной страны: основные виды - межрегиональная, внутрирегиональная. Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами.

Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию - выезд из своей страны и   иммиграцию - въезд населения в страну.

Миграцию различают по времени - постоянная и временная - такая как сезонная миграция - привлечения рабочей силы на сезонные работы, туризм; маятниковая - обычно ежедневное перемещение людей из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно.

Необходимо отдельно сказать еще об одном виде миграции.

Видеофрагмент 2: Вид миграции – “утечка умов”.

Соответствует ли составленный вами кластер образцу группы ОВЗ на доске? (Проверка кластера по образцу).

- Причины миграций различны. Каждая группа работает с одной из причин миграций – находим Приложение 3. Группы 2 и 4 работают с документом Приложение 3 на рабочем столе ноутбука, воспользуйтесь функцией увеличения.

Из предложенного текста выберите свой блок причин: Причины миграций различны. Люди переезжают в поисках работы, личной безопасности. Их привлекают высокий уровень медицинского обслуживания, образования, качества жизни. Они покидают места с радиационным загрязнением, зон межнациональных конфликтов, религиозных противоречий. Освоение регионов отражается на миграционном потоке.

- Каждая группа называет причину миграций по предложенным направлениям.

Учитель математики: Картину миграционных процессов помогает изучить наука статистика. Ребята, давайте вспомним способы наглядного представления статистических данных, с которыми вы знакомы из курса математики? (Называют графики, круговую диаграмму, столбчатую диаграмму, таблицы).

Слайд 3.

- Какую информацию можно получить при анализе представленного графика? (динамика миграционных процессов в России)

- Посмотрите на составленном кластере, как будут называться въезжающие в страну и выбывающие из нее? (Иммигранты – въезжающие, эмигранты – выезжающие).

- Как показаны на графике иммигранты и эмигранты?

- В каком году в Россию из других стран въехало наименьшее число людей? (2010 г.)

- Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г. Как это можно сделать? (иммигранты – эмигранты = сальдо миграции - 296 тыс. человек).

- По каким показателям еще можно охарактеризовать миграционные процессы? (по возрастному, половому, национальному, религиозному)

Выполнение заданий в группах

Учитель математики:  Вам предстоит работать в группах, выполняя задания по инструктивным карточкам (Приложение 4, 5), группы 2 и 4 находят документы и на рабочем столе ноутбука.

Группа 1.

Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на вопросы:

1. Какие виды миграций выделяются?

2. Какая из них преобладает в России?

3. Подтвердите данными таблицы.

4. Сопоставьте данные 2013 и 2014 годов. Какой вывод следует сделать?

Слайд 4. Виды миграции населения

  2013г. 2014г.
число прибывших число выбывших число прибывших число выбывших
Миграция - всего 4 496 861 4 201 002 4 624 864 4 354 828
из нее: всего

в пределах России

4 014 620 4 014 620 4 046 353 4 046 353
в том числе:

внутрирегиональная

2 102 036 2 102 036 2 069 515 2 069 515
межрегиональная 1 912 584 1 912 584 1 976 838 1 976 838
международная 482 241 186 382 578 511 308 475

Алгоритм ответа

№ п/п   Ответ
1. Выделяют 3 вида миграций Внутрирегиональную, межрегиональную, международную
2. Из них в России преобладает Внутрирегиональная
3. Это подтверждают данные из таблицы В 2013г. прибыло 2 102 036, в 2014г. - 2 069 515
4. Сопоставление данных 2013 и 2014 годов говорят о том, что Миграция внутрирегиональная снизилась, а все другие виды возросли

Группа 2 (требуется ноутбук)

Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на вопросы:

1. Какая часть населения наиболее подвижна?

2. Выразите это через круговую диаграмму.

3. Рассчитать разницу соотношения “женщины – мужчины”

4. Проанализируйте половую структуру потоков разных видов миграции (сделать вывод).

Слайд 5. Половой состав мигрантов по России в 2014 году

Показатели Общее число прибывших Виды миграции
внутрирегиональная межрегиональная международная
Всего мужчин и женщин 4 624 864 2069515 1 976838 578 511
Всего женщин 2 383 150 1 132 167 1 031 350 219 633
Всего мужчин 2 241 714 937 348 945 488 358 878

Слайд 5 – задание 1, 2.

Слайд 6 – задание 3

Алгоритм ответа

№ п/п   Ответ
1. Наиболее подвижна часть населения женщины
2. Диаграмма подтверждает, что Женщины мигранты составляют 52% от общего числа прибывших, а мужчины 42%
3. Разница соотношения “женщины – мужчины” неодинакова в потоках:

а) внутрирегиональном

б) межрегиональном

в) международном

Слайд 6

а) внутрирегиональном женщин на 194819 человек больше

б) межрегиональном – на 85862

в) международном – мужчин на 139245 человек больше, чем женщин

4. Проанализировав половую структуру потоков разных видов миграции, пришли к выводу, что Во внутрирегиональном и межрегиональном потоках преобладают женщины, а в международном – мужчины, так как прибывают мужчины, в основном из Средней Азии, Кавказа

Учитель географии: Количество приезжих внушает россиянам опасение. Так ли это? Предлагаем интервью (Приложение 6).

Интервью журналиста с представителем миграционной службы

- Здравствуйте, я – журналист из газеты “Разные направления”. Для колонки “Миграционная ЗАМЕТКА”, встретился с представителем миграционной службы Екатериной Гищенко.

- Добрый день.

- По вашей оценке, Екатерина, какое количество трудовых мигрантов приезжает ежегодно в Россию на заработки?

- 20 млн. трудовых мигрантов, среди которых 10 млн. трудятся нелегально. Ущерб от трудовой деятельности нелегалов можно оценить в 200 млрд. рублей.

- Какова ваша точка зрения на привлечение иммигрантов?

- Считаю, что, с одной стороны, привлечение мигрантов повышает конкурентоспособность российской экономики за счёт более дешёвой рабочей силы. При этом мигранты занимают, как правило, те рабочие места, которые считаются непрестижными.

С другой стороны, приезд малоквалифицированных мигрантов увеличивает долю населения с низкой квалификацией и низкой оплатой.

- Екатерина, спрогнозируйте объем потока иммигрантов.

- Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.

- Большое спасибо.

Группа 3.

Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на вопросы:

1. Население какого возраста чаще всего мигрирует по России с учетом трех возрастных категорий?

2. Проанализируйте соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения среди иммигрантов.

3. В каком виде миграции наблюдается наиболее высокое преобладание трудоспособного населения?

4. Чем, по вашему мнению, объясняется данный факт? (положить карту)

Используйте карту учебника стр. 41, рис. 13.

Слайд 7. Возрастной состав мигрантов по России в 2014 году

  Число иммигрантов – всего Виды иммиграций
Внутрирегиональная Межрегиональная международная
Всего мужчин и женщин 4 624 864 2 069 515 1 976 838 578 511
в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

730 593 396 237 289 596 44 760
трудоспособном 3 432 570 1 458 835 1 494 386 479 349
старше трудоспособного 461 701 214 443 192 856 54 402
Соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения 3,0 2,4 3,1 4,8

Алгоритм ответа

№ п/п   Ответ
1. С учетом трех возрастных категорий чаще всего мигрирует по России Трудоспособное население
2. Среднее соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения 3 : 1
3. Наиболее высокое преобладание трудоспособного населения наблюдается в Межрегиональной иммиграции
4. Для объяснения мы использовали картосхему учебника. Она помогла выявить, что основной  

приток населения идет из зоны Севера, Сибири в Центральную Россию. Считаем, что связано это с экономическим кризисом, который привел к закрытию многих предприятий, ведь в суровых климатических условиях для их работы требуется много средств, условия жизни трудные, поэтому люди и уезжают из этих мест.

Учитель географии: Масштабы Всероссийского миграционного процесса складываются из миграции населенных пунктов разного размера. Пригородный - одно из самых больших по численности поселений Калачеевского района.

Учитель математики: Рассмотрим, как выглядит миграционный процесс в поселке?

Группа 4.

Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на вопросы:

1. В каком году прибыло наибольшее количество человек?

2. В каком году выбыло наибольшее количество человек?

3. Рассчитайте миграционный прирост населения в поселке Пригородный. Постройте график миграционного сальдо по отмеченным годам.

4. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.

5. Что необходимо предпринять, чтобы уменьшить отток населения?

Документ – камера или слайды 8 - 10. Миграция населения поселка Пригородный

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г. 2011г. 2012 2013г. 2014
Число прибывших, человек 129 151 145 153 124 133 125 210
Число выбывших, человек 141 182 234 152 143 165 204 191
Миграционный прирост

(убыль) населения, (+,-)

- 12 - 31 - 89 +1 -19 -32 -79 +19

По заданию 2 - Документ – камера

Алгоритм ответа

№п/п   Ответ
1. Наибольшее количество человек прибыло в поселок Пригородный в Анализ приведенных данных показывает, что в нашем населенном пункте наблюдается наибольшее число прибывших 2014 году
2. Наибольшее количество человек выбыло из поселка в наибольшее число выбывших в 2009г
3. Миграционный прирост населения в поселке составил по годам  
4. Все годы, за исключением 2010 и 2014 миграционный прирост отрицательный
5. Мы считаем, что для уменьшения оттока населения из поселка необходимо Большое число выбывающих вызывает тревогу, чтобы предотвратить этот процесс, необходимо увеличение рабочих мест, восстановление утраченных производств, создание благоприятных жилищных условий молодым семьям,

чтобы выпускники нашей школы по окончании учёбы в высших и средних учебных заведениях возвращались работать в свой родной посёлок.

Группа 5 и “Гости” (приглашенные учителя)

Задание: Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. Для ответа используйте глоссарий.

Слайд 11.

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.

Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.

“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Глоссарий

Миграция – переселение (перемещение) людей из одного города (места) в другой.

Виды миграции:

- внутренняя – переселение в пределах одной страны;

- внешняя – переселение из одной страны в другую;

- маятниковая миграция – ежедневные поездки на работу и учебу из пригорода в город и обратно;

- сезонные миграции;

- временная

- насильственные миграции – депортация;

- эмиграция – выезд за пределы страны;

- иммиграция – въезд в страну,

- реэмиграция – возвращение в страну;

- репатриация – возвращение на родину.

Алгоритм ответа

№ п/п   Ответ
1. Иванов  временная, сезонная, эпизодическая
2. Сидоров эмигрант
3. Прабабушка Сидорова  в годы войны – насильственная; после победы – репатриация
4. Наталья (сестра Иванова)  трудовая вахтово-экспедиционная миграция
5. Тетка Иванова  реэмиграция

- А что же такое депортация?

Заслушиваются результаты работы творческих групп через 5 минут. Желающие от каждой группы отвечают на задания. С мест дети уточняют, дополняют.

- Подведем итог совместной деятельности.

Итог урока. “Чемодан мигранта” - на него прикрепить. Наши исследования показали (предполагаемые ответы учащихся):

  • 1 группа. Миграция подразделяется на несколько видов.
  • 2 группа. Причины миграций различны.
  • 3 группа. В миграционном потоке преобладают люди трудоспособного возраста.
  • 4 группа. В Пригородном наблюдается отток населения, исключение 2014 год.
  • 5 группа. Население России отличается большой подвижностью.

Прийти к такому заключению помогли не только знания географии, но и математики.

Учитель математики: Рефлексия - Слайд 12.

- Ребята, проведите самооценку своей работы: выберите птичку того цвета, который соответствует вашей оценке и прикрепите на дерево знаний.

Прием  “Могу больше”

  • Красный – я понял материал и могу объяснить другим;
  • Зеленый – я понял материал, но затрудняюсь объяснить другим;
  • Оранжевый – я не понял материал.

Слайд 13. Ученики получают задание подготовить эссе на одну из предложенных тем: “Воздействие миграций на жизнь российского общества”, “Влияние миграций на судьбы людей”, “Нужны ли трудовые мигранты”, “Миграция – это благо или зло?” (на выбор, 100-200 слов), составить синквейн.

Используемая литература (Слайд 14)

1. Домогацких Е.М., Алексеев Н.И., Н.Н. Клюев География. Население и хозяйство России. Москва: Русское слово, 2011.

2. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. М. : Дрофа, 2008.

3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. “ВАКО”, Москва, 2012 г.

4. http://www.statdata.ru/ Источник: Росстат