Логопедический досуг в подготовительной к школе группе на тему "Мы – космонавты"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: космос, лексическая тема «День космонавтики. Космос»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: расширить и систематизировать представления детей о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и активизировать словарь по теме “День космонавтики. Космос”;
  • закреплять навыки словоизменения и словообразования;
  • упражнять в употреблении слов обозначающих пространственные направления;
  • закреплять графические образы изученных букв;
  • упражнять в проведении звукослогового анализа слов;
  • учить преобразовывать слова, определять ударный звук, разгадывать ребусы;
  • закрепить у детей умение подбирать родственные слова;
  • отработать навыки произношения сложных по слоговой структуре слов;
  • продолжать формировать представления о таких понятиях, как: слово - предмет, слово - признак, слово действие;
  • учить работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме;
  • закреплять навыки составления схемы предложения;
  • развивать смекалку, сообразительность, умение выделять существенные признаки предметов и явлений.

Коррекционно-развивающие:

  • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • развивать прослеживающую функцию глаз.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • воспитывать бережное отношение ко всему, что есть на нашей планете;
  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
  • совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

Оборудование: предметные картинки, мольберт, набор для составления схемы предложения, магнитная азбука, мяч, “осколки метеорита” из картона.

Ход образовательной деятельности

I .Организационный момент.

Логопед предлагает встать детям в круг.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Каждый из вас по очереди повернется к своему соседу слева и поприветствует его! Постарайтесь, чтобы слова-приветствия были разными, не забудьте улыбнуться! (Приветствую тебя! Здравствуй! Привет! С добрым утром! Салют!)

II. Сообщение темы и цели.

- Кто скажет, какое сегодня число и месяц? (12 апреля)

- Какой праздник сегодня отмечают в России? (День Космонавтики)

- А вы знаете, почему этот праздник отмечают именно 12 апреля? (55 лет назад 12 апреля 1961 года на космическом корабле “Восток” Ю.А.Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. С тех пор, каждый год 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики). (СЛАЙД 2)

- А кто из вас знает, какое отношение к этому празднику имеет наш поселок Нахабино? 17 августа 1933 г. с нахабинского военно-инженерного полигона молодыми учёными во главе с  Сергеем Павловичем Королёвым был произведен запуск первой отечественной экспериментальной ракеты. В память об этом событии в нашем поселке установлен обелиск, а на гербе Нахабино появилось изображение ракеты. (СЛАЙД 3)

- Сегодня мы узнаем много нового о космосе, планетах, о солнечной системе и звездах! А для этого я предлагаю вам стать настоящими космонавтами!

III. Закрепление знаний по теме.

1. Подбор определений к объекту.

- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Сильным, выносливым, находчивым, смелым, ловким, мужественным, решительным, умным, трудолюбивым, здоровым, сообразительным, веселым).

- На чем летают в космос? (На ракете). Откуда ракеты отправляются в космос? (С космодрома). (СЛАЙД 4)

- Самый известный космодром называется Байконур, он находится в Казахстане. Мы с вами находимся в Нахабино. (Дети рассматривают на карте расположение населенных пунктов). Нахабино находится очень далеко от Байконура. Как мы сможем туда быстро добраться? (На самолете).

Динамическая пауза “Полет”. (СЛАЙД 5)

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.

2. Подбор родственных слов.

- Вот мы и на Байконуре. Вы готовы становиться космонавтами и выходить в открытый космос? Но посмотрите на себя, можно ли в нашей одежде отправиться в космос? Почему? Что нам нужно? (Скафандры) (СЛАЙД 6)

- Вы получите специальные костюмы космонавтов, если назовете родственные слова к слову “космос”. (Космонавт, космонавтика, космодром, космический, космолёт). Дети имитируют надевание скафандров, лунной обуви, космических перчаток и шлема.

3. Звукослоговой анализ и синтез.

- Внимание, займите свои места в ракете. Чтобы ракета взлетела, надо

1 отгадать код взлета.

- В этом слове первый звук согласный, он дважды звучит в слове космос.

- Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний согласный в слове полет.

- Третий звук — ударный гласный в слове звезда.

- Четвертый звук — это последний звук в названии окна в ракете.

(Дети отгадывают слово старт).

- К взлету готовы: пять — четыре — три — два — один... Старт! (СЛАЙД 7)

- Закройте глаза и представьте, что мы летим с огромной скоростью. Ваши руки, ноги, голова тяжелеют. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости.

- Как понимаете это слово? (Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар и висит в воздухе)

4. Дидактическая игра “Космические животные”. (СЛАЙД 8)

- Летим, смотрим в иллюминаторы. Слева от корабля красная планета — Марс. Марс — это самая близкая к Земле планета. Сколько звуков в этом слове? Назовите их по порядку. Ученые предполагают, что когда-то на ней была жизнь. Давайте немного пофантазируем и представим, какие животные могли здесь жить. Каких известных нам животных они напоминают? (СЛАЙДЫ 9-12) Дети рассматривают изображения животных и составляют предложения по образцу:

У этого животного слоновий хобот...

5. Игровое упражнение “Составь предложение”. Составление схемы предложения. (СЛАЙД 13)

- Наш полет продолжается, впереди по курсу неизвестная планета, ее окружают 15 спутников. На борт поступила радиограмма: “Соберите слово из звуков: у, р, а, н”.

- А вы сможете так же быстро собрать из слов предложения?

Корабль, на, летит, космический, Луна
Яркие, небо, большие, на, звезды
Мы, Земля, живем, планета, на
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются

Составление схемы предложения на мольберте.

Космическая физкультминутка.

Мы в ракеты быстро сели, Дети выполняют движения руками, имитируя бег на месте
В космос дружно полетели. Дети поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус
Там красот вокруг немало! Дети разводят руки в стороны
Земля вдали, как точка стала. Дети соединяют указательный и большой палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук) показывает, какой маленькой кажется планета
Вышли в космос – невесомы,
Всё совсем не так, как дома!
Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости
Возвращаемся скорей, Дети выполняют левой и правой рукой круговое движение к себе
Чтоб не скучать нам без друзей! Дети поднимают указательный палец

- А это что за необычная планета справа по курсу? Она окружена двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Разгадайте ребус и узнайте название планеты. (Сатурн.) (СЛАЙД 14)

Зрительная гимнастика “Метеоритный дождь”. (СЛАЙД 15)

- Но что это с нашим кораблем? Его клонит то вправо, то влево. Стрелки на приборах дрожат. В небе видны яркие вспышки. Это метеоритный дождь — осколки падающих звезд.

6. Дидактическая игра с мячом “Космический завтрак”.

- Перед нами еще одна планета, самая яркая. Чтобы узнать ее название, вам нужно найти и собрать вместе осколки метеорита. (Венера.) (СЛАЙД 16)

- Выходим на связь с планетой Венера. Нам сообщают, что на планете сильная жара. Там так жарко, что пирог можно испечь за несколько секунд, даже без духовки. А нам как раз пора подкрепиться. (СЛАЙД 17)

- У космонавтов еда особенная. Поначалу для питания на орбите хотели создать специальные питательные таблетки, но они так и не были изобретены. Космическая пища довольно разнообразная, она находится в консервных банках и тюбиках,  ведь тарелками в космосе не воспользуешься. Пакет, в который упакован космический борщ, не просто пакет, а заодно и... тарелка! Космонавт надевает упаковку на установку, подающую воду, наполняет пакет, разминает руками, срезает верхний край - и выдавливает содержимое прямо в рот. Космическая буханка хлеба совсем крошечная, её можно отправить в рот целиком.

- Я буду говорить несколько слов, называющих космическую еду. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать блюда для космонавтов одним словом.

  • Хлеб из пшеницы – пшеничный
  • Хлеб из ржи - ржаной.
  • Паштет из печени – печеночный.
  • Бульон из курицы – куриный.
  • Суп из овощей – овощной.
  • Сосиски из свинины – свиные.
  • Тушенка из говядины – говяжья.
  • Консервы из рыбы - рыбные.
  • Оладьи из картофеля - картофельные.
  • Пирожки с пюре из клюквы – клюквенные.
  • Пудинг из творога – творожный.
  • Палочки из фруктов – фруктовые.
  • Сок из черной смородины – черносмородиновый.
  • Мармелад из цитрусов – цитрусовый.
  • Карамель из леденцов - леденцовая.

IV. Итог.

- Мы облетели Венеру, прямо по курсу вижу еще одну планету. Отгадайте ее название. Дети разгадывают ребус. (Земля). (СЛАЙД 18) Посмотрите, на какой красивой планете мы живем! Что надо сделать, чтобы она всегда оставалась такой? (СЛАЙД 19)

- Идем на посадку! ... Мы успешно приземлились на Земле. Подошло к концу наше космическое путешествие. Что для вас сегодня было самым трудным? Что вам больше всего понравилось? (СЛАЙД 20)

Литература.

  1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Гайдаенко Е.А. Космическая физкультминутка для детей 5-6 лет http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-gaidaenko/
    kosmicheskaja-fizkultminutka-dlja-detei-5-6-let.html