Урок литературного чтения на тему "Зимние картины" (С.А.Есенин "Поет зима, аукает…")

Разделы: Начальная школа


Урок литературного чтения проводится в форме классно-урочного занятия на языковом материале со сквозной развивающей направленностью.

Применение разнообразных форм обучения: словесных, наглядных, поисковых, репродуктивных нацелены на формирование у детей УУД, активизирует познавательный интерес к предмету.

Интегрированный урок способствует целостному восприятию мира, учит видеть красоту окружающей природы, развивает представления и является высшей формой межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Задачи урока

Образовательные.

а) ознакомить детей со стихотворением С.А. Есенина “Поет зима аукает...” и картинами зимней природы;

б) учить понимать настроение поэта, воспитывать чувство прекрасного и любовь к русской поэзии;

в) обучать правильному, осмысленному чтению;

г) учить анализировать текст, определять тему, главную мысль, видеть в стихотворении эпитеты, сравнения, олицетворения, слова, несущие смысл произведения.

Развивающие.

а) обогащать словарный запас и развивать выразительную речь;

б) развивать творческие способности и навыки коллективной работы.

Воспитательные.

а) прививать интерес и любовь к чтению;

б) воспитывать уважение к родному языку.

Материальная база:

  • Картины зимней природы.
  • Репродукция картины Э.Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Портрет поэта С.А. Есенина.
  • Видео и аудио запись Чайковского П.И. “Декабрь”.
  • Словарь “настроений”.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа учителя.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации.

- Какое время года изображено? (зима).

- Что конкретно вы видите? (зимний лес).

- Прочитайте тему урока.

- Увидеть, понять и почувствовать зимнюю природу вам помогут поэзия, музыка и живопись.

Работа с синонимическим рядом.

- Прочитайте ряд слов.

Пороша, поземка, метель, вьюга.

- Какой общей темой объединены эти слова? (темой зима, они связаны со снегом))

- Объясните лексическое значение этих слов.

III. Активизация познавательного интереса.

У каждого времени года есть свои природные праздники.

Осень встречает зиму первой порошей. На улице становится светло от снега. Это праздник первого снега.

Зима приходит не сразу, а постепенно. Взмахнула она белым рукавом - укрыла землю снежными коврами. Взмахнула другим - нарядила ели в белые шубки, на деревьях посыпала снежком каждую веточку, украсила инеем. Выполнила свою работу, осталась очень довольна.

IV. Актуализация знаний.

- Прочитайте строки.

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.

- Для того чтобы более ярко, красиво описать природу, поэты и писатели используют образные выражения.

- “Дремлет лес” Как иначе можно сказать?

- Что хотел сказать автор этими словами? (Лес таинственный, волшебный).

- Из какого стихотворения эти строки?

- Кто может рассказать это стихотворение?

- Кто автор?

- Обратите внимание, автор зимний наряд сравнивает с косынкой.

- А почему не с шалью до земли?

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- С каким стихотворением С. Есенина вы познакомились?

- С кем можно сравнить красавицу берёзу в серебряном наряде?

- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Пороша - грустное настроение. Береза - восторженное).

Вывод: С.Есенин любил наблюдать за природой. Свои чувства он простыми, красивыми словами описывал в стихах.

- Как называется этот вид литературного жанра? (Пейзажная лирика).

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с поэтическим произведением С.А. Есенина “Поет зима, аукает...”

- Я надеюсь, вы будете внимательными, думающими читателями.

Учитель читает стихотворение.

Первичное восприятие текста.

- Какую зиму описывает поэт? (холодную)

- Какие образы вы запомнили? (зима, метель, вьюга, пташки, весна)

- Научимся читать отдельные слова и словосочетания, объясним их лексическое значение (слова написаны на доске)

Аналитическая беседа. I строфа.

- Как вы понимаете слова “ Поет зима, аукает...”

- С кем автор сравнивает зиму?

- Как называется такой литературный прием? (олицетворение)

- Мохнатый лес – это какой лес? (см. иллюстрацию)

- Как вы понимаете выражение “лес баюкает”? (лес шумит, укладывает спать)

Вывод. Летом природа много трудилась: укрывала нас от знойного солнца, угощала родниковой водой, грибами, ягодами.

А теперь пришло время ей отдохнуть и поспать.

- А как лес шумит? (тихо, как мать укладывает)

- Что значит “баюкает стозвоном сосняка....”? (сосны высокие, их верхушки задевают друг друга)

- Как понимаете образное выражение “С тоской глубокою плывут седые облака” (плывут низко, облака белые, в них снег)

- Какую картину можно нарисовать по первой строфе? (образное представление)

Чтение и разбор II строфы (Читает ученик)

- Найдите строки, в которых изображена метель.

- С чем её сравнивает поэт? Почему? (Шёлк очень мягкий)

- Какая погода описывается в стихотворении? Подтвердите словами из текста.

- В каких строчках автор описывает воробьев? Прочитайте.

- Как он их характеризует? Прочитайте (игривые, прыгают, на месте не сидят).

- Почему воробьишек сравнивают с сиротливыми детками? (Им нужно внимание, забота).

- Почему они прижались к окну? (от окна идет тепло)

- А к нам прилетали птички?

- Над чем вы задумались? (рассуждения)

Чтение и рассуждения III строфы. (читает ученик)

- Прочитайте третью строфу.

- Как автор называет воробьишек? (пташки малые)

- Как вы понимаете слово “пташки”

-Что значит озябли?

- Прочитайте, как греются птички? (жмутся друг к другу)

- Какие чувства вызывают у поэта воробьи? (Жалость, грусть)

- Найдите суффиксы в словах: детки, пташки, воробьишки?

Учитель: суффиксы несут уменьшительно- ласкательное значение, автор выражает свою любовь, нежность, жалость к птичкам, тревогу.

- Найдите строки, прочитайте описание вьюги. Прочитайте эмоционально.

- С кем сравнивает поэт вьюгу? (со злым человеком)

- Докажите словами из текста.

Цель – показать, что зима бывает очень суровой.

Чтение IV строфы (читает ученик)

- Почему пташки дремлют у замерзлого окна? (они пригрелись, но не уснули)

- Что им снится? (весна)

- Какой снится весна? Прочитайте.

- Как вы понимаете эти строки? (весной ярко светит солнце, вызывает радость, улыбку).

- Почему пташкам снится весна? (они ждут тепла)

Вывод. Какая тема этого стихотворения? (зима)

- Какая главная мысль? (Зима очень холодная. Птичкам голодно.)

- Как мы сможем им помочь?

Учитель. Зима – это не только снег, чудесные картины природы, это мороз, метели, вьюги.

VI. Обобщающая беседа.

Учитель. Познакомившись с таким прекрасным произведением, что вы сможете сказать о поэте С.А. Есенине? (Любил природу, жалел птиц.)

Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает в лесу?

Вывод. Чтобы написать такое чудесное стихотворение – мало бывать на природе, надо её любить, быть наблюдательным.

Какие выводы вы для себя сделали? (рассуждения).

Учитель. Как много значит каждое слово в нашей речи. У поэта за каждым словом скрывается целый образ.

Наша задача при чтении услышать, увидеть и понять, как удивительна и неповторима наша природа.

VII. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского.

Почувствовать красоту природы нам поможет яркое, выразительное произведение “Декабрь”. Композитор с помощью музыки выражает своё настроение, свои чувства.

- Как звучала музыка?

- Обратимся к словарю настроений (радостно, грустно, торжественно, печально, восторженно).

VIII. Работа над выразительным чтением.

- Под выразительным чтением подразумевается чтение с чувством, настроением.

Чтобы чтение стало выразительным - надо соблюдать 3 условия.

Логические паузы (остановки).

Голосом выделять более важные слова.

Определить темп и тон чтения.

(Текст достаточно перечитать 3 раза)

IХ. Анализ репродукции И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.

Рассмотрим репродукцию художника-пейзажиста “Февральская лазурь”.

В конце зимы чаще появляется солнце.

Лазурь - яркий голубой цвет.

- Какие по цвету краски вы видите?

Переливы голубых красок создают особую красоту. Снег искрится под лучами солнца. От деревьев падают сиреневые тени.

Природа празднует особый зимний праздник лазоревого неба, жемчужных берез и коралловых веток.

- Какое настроение вызывает у вас эта репродукция?

Радостное, праздничное.

Х. Коллективная работа.

Сегодня на уроке мы много говорили с вами о красоте зимней природы, читали и анализировали стихотворение С.А. Есенина “Поет зима, аукает...”, слушали музыкальную пьесу, рассматривали репродукцию и иллюстрации.

Я предлагаю вам выполнить зарисовки ваших впечатлений. Рисовать вы будете в парах.

Давайте попробуем дружно выполнить эту работу.

Подведение итогов работы.

Анализ рисунков.

Ученики комментируют свои зарисовки

Подведение итогов урока.

- Какие задания на уроке вам больше понравилось?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Волшебница зима прислала вам волшебное послание. Прочитайте.

Л О М О Ц Ы Д!
3 2 1 4 6 7 5