Классы: 9
Предмет: Математика
Количество занятий за год - 68, в неделю – 2
Продолжительность занятия – 2 часа
Программа составлена в соответствии с проектами документов, определяющими содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена:
- кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
- демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Пояснительная записка
Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественнонаучных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме.
Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей и трёх модулей: “Алгебра”, “Геометрия”, “Реальная математика”. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).
Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на проверку владения материалом на повышенном уровне и содержит задания из различных разделов курса математики. Задания расположены по нарастанию трудности – от относительно более простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры. Все задания требуют записи грамотного математического решения и ответа.
Решение сложных и нестандартных задач по математике требует определенной подготовки. Кроме этого, содержание задач второй части изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов.
Программа курса “За страницами учебника “Математика” ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач повышенного и высокого уровня сложности, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы.
Цель курса: подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
- расширить и углубить знания, полученные при изучении курса математики;
- обеспечить усвоение обучающимися общих приёмов и способов решения задач повышенной сложности;
- закрепить теоретические знания и развить практические навыки и умения;
- выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
При разработке программы курса “За страницами учебника “Математика” использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче ГИА по математике в 2016 году.
Курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями, вошедшими в ОГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контрольно-измерительных материалов. На занятиях также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ОГЭ.
Курс "За страницами учебника 2Матекматика" рассчитан для учащихся 9 классов, занимающихся по УМК Макарычева Ю.Н., Атанасяна Л.С. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при дальнейшей учебе, подготовке к ОГЭ, а в последствии и к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся среднего и высокого уровня обученности.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Основные методические особенности курса
1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая “правила спирали” от несложных заданий до заданий повышенного и высокого уровней второй части;
2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего;
3. Работа с тренировочными тестами в режиме “теста скорости”;
4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени ;
Структура курса
Курс рассчитан на 68 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:
- Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы
- Функции и их свойства. Графики функций
- Текстовые задачи
- Геометрические задачи на вычисление, на доказательство
- Геометрические задачи повышенной сложности
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя практические работы по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
- выполнять вычисления и преобразования;
- выполнять преобразования алгебраических выражений;
- решать уравнения, неравенства и их системы;
- строить и читать графики функций, в том числе кусочно-непрерывные функции;
- выполнять действия с геометрическими фигурами,
- использовать приобретенные знания и умения при решении задач
- повышенного и высокого уровня;
Обучающийся получит возможность:
- использовать математические формулы при решении математических и практических задач;
- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации;
- работать в группах, как на занятиях, так и вне;
- работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернета;
- узнать как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- выяснить значение математики как науки.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися тематического контрольного материала. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике в форме ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в виде выполнения различных вариантов работ с заполнением бланка ответов № 2.
Содержание программы
Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы
- Алгебраические выражения, неравенства, системы неравенств, уравнения, системы уравнений
Текстовые задачи
- Задачи на движение по воде; задачи на проценты, сплавы и смеси; задачи на совместную работу, задачи на движение по прямой, комбинированные задачи
Функции и их свойства. Графики функций
- Линейная функция, функция обратной пропорциональности, кубическая, квадратичная функции, функция квадратного корня; свойства функций; графики функций, кусочно – непрерывные функции, разные задачи по теме “Функции”
Геометрические задачи на вычисления
- Окружности, углы, четырёхугольники, Треугольники.
Геометрические задачи на доказательство
- Окружности и их элементы, треугольники и их элементы, четырёхугольники и их элементы
Геометрические задачи повышенной сложности
- Треугольники, четырёхугольники, окружности. Комбинации многоугольников и окружностей.
Тематическое планирование курса см. в Приложении 1.
Литература
- Ященко И.В. “ОГЭ 2016. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания”.
- Ященко И. В. “ОГЭ 2016. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вариантов заданий. 3 модуля”.
Интернет-ресурсы
- Математика. Открытый банк заданий ГИА 2016. http://www.mathgia.ru
- Естественно-научный образовательный портал. http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284