Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: учащиеся будут учиться перерабатывать и преобразовывать информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; использовать разнообразные способы проверки написания слов.
- Регулятивные: Учащиеся научаться корректировать свою деятельность, учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи, ставить перед собой цель, искать способ её достижения, контролировать и оценивать себя.
- Личностные: учащиеся будут сравнивать свои достижения, осознавать метод преодоления затруднений и самооценку результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы.
Технология обучения: Системно-деятельностный подход. Уч-ся добывают знания сами. Учатся оценивать свою готовность находить причины затруднений. Учитель учит детей работать по правилу, оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Этапы урока | Цель | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на урок. | Отредактируй: Наступил первый месяц осени. Пришёл сентябрь, первый месяц осени. Как перестроили эти предложения? Что вы сейчас сделали? Почему мы не должны нарушать логическую последовательность и правильно согласовывать слова при построении предложения? |
Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражение - положительного отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать, выражать свою точку зрения |
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи. | Организация актуализации умений
выбирать, формулирование темы, цели урока. |
Проведи аналогию (слайд 2): Июнь лето – сентябрь...(осень) Какая осень изображена на картинке? (слайд 3) А где происходит действие? (в парке) Назовите тему урока. (Сочинение на тему “Золотая осень в парке”) Определите цели урока. |
Организует диалог с учащимися, задает вопросы на повторение пройденного материала. | Отвечают на вопросы Делают выводы. |
Познавательные: обучающиеся
учатся перерабатывать и преобразовывать
информацию; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения; ставить цели. Коммуникативные: - умение слушать и говорить; - самостоятельное формулирование познавательной цели. Личностные - построение речевого высказывания, самоопредление. |
3. Этап пробного учебного действия. | Определение пунктов плана | Определение пунктов плана. Сколько
частей будет в сочинении? Как их можно
озаглавить? (Работа в парах) Как люди называют
сентябрь? Вспомните строчки из стихотворения
Бунина, как их можно перефразировать? Придумайте и запишите заголовки. (Слайд 5) |
Организует работу в парах, направляет обучающихся. | Работа в парах. Составление пунктов плана. | Регулятивные: - составление плана и последовательности действий, устанавление причинно-следственных связей; построение рассуждения; - развитие умения высказывать своё предположение; - оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -прогнозирование предстоящей работы |
4. Этап локализации индивидуальных затруднений. | Выявление затруднений. | Какие затруднения у вас могут возникнуть при написании текста? | Осуществление дифференцированного подхода. | Ведут обсуждение, делают вывод. | Регулятивные: Учатся корректировать свою деятельность и уровень усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог. |
5. Этап построения проекта. | Составление текста по плану. | Работа над составлением частей
текста. Слайды 6, 7, 8. |
Организует и контролирует работу обучающихся. | Работают в парах, составляют текст. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; переработка и преобразование информации. Личностные: - формирование адекватной позитивной Самооценки. Коммуникативные: - оформление своих мыслей в устной форме; обоснование своей точки зрения; владение монологической и диалогической формами речи. |
6. Этап коррекции выявленных затруднений. | Применение имеющихся знаний. | Самостоятельная работа. Работа в
группах. Словарная работа. Объясните написание слов, какие правила вы будете использовать? х..л..дает праз..ничный п..г..да наря.. к..вёр лист..я з..л..тые грозд..я с..яние баб..е б..гатство н..строение ж..лание оч..р..вание Объясните данные выражения: бабье лето, праздничная голубизна неба, жизнерадостное настроение, прозрачный звенящий воздух, светлая грусть. |
Организует и контролирует работу обучающихся. | Поиск проверочных слов с безударной гласной и парной согласной. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - построение логической цепи рассуждений. |
7. Самостоятельная работа. | Применение имеющихся знаний. | Напишите сочинение по плану, который вы составили. | Организует и контролирует работу обучающихся. | Самостоятельная работа, написание сочинения. | Познавательные: обучающиеся
строят рассуждения по теме. Регулятивные: корректируют свою деятельность. Коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. |
8. Этап рефлексии деятельности на уроке. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Назовите тему урока, над которой
работали сегодня. Какую цель ставили перед собой? Вы справились, цель вами достигнута? Какое затруднение у вас возникло? Оцените свою деятельность на этом уроке. |
Задает вопросы о задачах урока. | Высказывают свои впечатления от
урока. Самоконтроль и самооценка. |
Регулятивные: - оценка осознания качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществление итогового контроля. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание собственной учебной деятельности: степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявление активности в деятельности. |
Литература:
1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. Москва. Астрель, 2014 – 256 с.
2 .Е.Е. Семёнова. Занимательная грамматика. Москва. Омега, 2012 – 256 с.
3. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение, 2001 – 208 с.
4. Т.Н. Максимова. Проверочные работы по русскому языку. ООО Вако, 2014- 96 с.
5. С.А. Есенина. Как научить писать ребёнка сочинения. Грамотей, 2006 г.
6. М.Л. Закоружникова. Сочинения и изложения в начальных классах. Москва. Просвещение.