Задачи:
- закрепить основные признаки зимы;
- ввести в активный словарь детей имена существительные (зима, мороз, снег, лед, снежинка, снеговик), глаголы (мерзнуть, щипать, лепить, греться);
- составить коллективный рассказ о зиме по картинному плану;
- развивать общую, мелкую моторику;
- координировать речь с движением, развивать чувство ритма;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- знакомить с тремя величинами и учить определять: большой, средний, маленький;
- дать представление о пространственных отношениях.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, здоровье.
Оборудование: картинки для рассказа, белые салфетки, материал для аппликации снеговика, большая корзина.
№ п/п | Деятельность логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1 | Здравствуйте, ребята. Посмотрите в
окошко. Что вы там видите? Какое сейчас время
года? Правильно! Зима. |
Дети подходят к окошку, делятся своими наблюдениями. | Дети учатся наблюдать и делиться своими наблюдениями. |
2 | Летом было тепло. Осенью прохладно, а
зимой стало холодно. На морозе вода замерзает:
поэтому вместо дождя идет снег, а на реках и лужах
появляется лед. Постепенно земля покрывается снежным одеялом , которое оберегает ее от морозов до самой весны. Пушистый белый снег лежит повсюду: на земле, на ветках, на крышах домов. А нам мороз не страшен, потому что у нас есть теплые дома. |
Дети слушают рассказ педагога. | Дети учатся слушать педагога. |
3 | Логопед предлагает детям прослушать
четверостишие и выполнить движения по тексту. Раз, два, три, четыре, пять, (шагать на месте) Будем зиму мы встречать. (развести руки в стороны) Что зима нам принесла? (хлопать в ладоши) Ветер, снег и холода! |
Дети выполняю движения по тексту. | Дети учатся координировать речь с движением. |
4 | Логопед предлагает детям сесть на
коврик и составить рассказ о зиме по картинкам.
Педагог выставляет картинку и начинает
предложение, дети заканчивают предложение. Наступила зима. Зимой... очень холодно. |
Дети составляют коллективный рассказ. | Расширяется активный словарь детей. |
5 | Ребята, я предлагаю вам отправится на
прогулку. Но зимой на улице холодно. Значит, нам
надо одеться потеплее. Купили нашей
Вареньке (поочередно поглаживают одной рукой
другую от пальцев к запястью.) |
Дети выполняют движения, ориентируясь на педагога. | Дети совершенствуют общую моторику. |
6 | Теперь, ребята, мы тепло одеты, пойдемте
гулять! Мы шагаем по сугробам, (дети идут
друг за другом, |
Дети выполняют движения по тексту. | Дети учатся соотносить речь с движением, развивают произвольное внимание. |
7 | Ну, что, ребята, замерзли? Я вам вас
сейчас научу, что нужно делать, чтобы никакой
мороз был не страшен. Ой, мороз, мороз, мороз -
(пальчиками слегка щипают) |
Дети выполняют движения по тексту. | Дети развивают мелкую моторику. |
8 | У ребят зимой много развлечений.
Например, можно кататься с горки. А вы, ребята, катались с горки? Я тоже каталась. Однажды я ехала с крутой горы быстро, быстро! - УХ, УХ,УХ! Логопед показывает (спина прямая, руки на коленях). А потом санки опрокинулись, и я упала в снег: БУХ! (присесть, пригнув голову к коленям). Далее педагог просит детей быть внимательными и изображать, в соответствии с репликами, быструю езду или падение в снег. |
Дети изображают действие, ориентируясь на реплику педагога. | Дети развивают зрительное и слуховое внимание. |
9 | А еще в зимой можно поиграть в снежки! Логопед предлагает малышам взять салфетки, показывает, как их надо скомкать. Затем дети бросают эти “снежные комочки” в корзину. |
Малыши комкают салфетки, превращая их в снежные комочки. | Дети развивают мелкую моторику, зрительное восприятие. |
10 | А теперь, ребята, я предлагаю вам сесть
за столики, посмотреть, что находится на
тарелочках. Кто догадается, что мы свами сейчас будем делать? |
Дети проходят за столы. Дети отвечают на вопрос педагога. |
Дети учатся спокойно занимать свои места по инструкции педагога. |
10 | Правильно, ребята, мы с вами, сделаем снеговика из вырезанных фигур. Сначала берем большой круг, кладем на клеенку, намазываем круг клеем и наклеиваем. А теперь возьмем поменьше круг (средний) кладем на клеенку, намазываем клеем и наклеиваем на листочек сверху большого круга, затем берем маленький. Он у нас будет головой снеговика. Кладем его на клеенку, намазываем клеем и наклеиваем на листок сверху среднего круга. Теперь возьмем головной убор и наклеим его снеговику на голову. Намазываем клеем, приклеиваем на голову. Осталось сделать нашему снеговику носик и глазки. - Из чего у снеговика бывает носик? Правильно из морковки! Намазываем клеем морковку и наклеиваем посередине маленького круга-головы. Вот такие красивые снеговики у нас получились! | Дети выполняют аппликацию. | Дети учатся наклеивать готовые формы в определенной последовательности, учитывая их величину и располагая в высоту от самого большого до самого маленького. |
11 | А теперь, ребята, давайте вспомним, о
каком времени года мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего? |
Дети отвечают на вопросы. | Дети учатся анализировать свою деятельность. |
Список литературы.
- Картушина М.Ю, Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет, Т.Ц Сфера 2008
- Новиковская. О.А Конспекты комплексных занятий с детьми младшего возраста, Паритет 2008
- Фадеева Ю.А, Пичугина Г.А Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием, Книголюб 2006