Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Направление: коррекционно-развивающее.
Цель: соотнесение артикуляционных, акустических и моторных признаков звука “М” с графическим образом буквы “М”.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навык звуко-буквенного анализа, закреплять понятие “согласный звук”.
- Познакомить с понятием “звонкий согласный звук”.
- Закреплять умение правильно находить местоположение звука в слове.
- Формировать навык звуко-буквенного синтеза - составлять схемы слов, опираясь на звуковой анализ.
- Познакомить с буквой “М”.
- Продолжать формирование графических навыков.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух.
Воспитательные:
- Прививать чувство уважения к русскому языку.
- Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
- Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Зеркала разного диаметра (для детей со сходящимся и расходящимся косоглазием).
- Конверты с карточками-схемами и кружочки для звукового анализа.
- Гелевые ручки, карандаш.
- Счетные палочки.
- Рабочие тетради: “Пишем вместе с логопедом”, Е.Косинова.
- Игрушка “Маша” из мультфильма “Маша и медведь”.
Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.
Формы, способы и средства результативности обучения:
- устный ответ,
- индивидуальный опрос,
- работа по карточке и в тетради.
Педагогические технологии:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- компьютерные технологии.
Ход занятия
Организационный момент:
Дети собираются на ковре и выполняют пальчиковую гимнастику:
Пальчик-Мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
Припоминание слов на гласные звуки “А, У, О, И”. Логопед дает задание: Садится на свое место тот, кто вспомнит слово, начинающееся на любой гласный звук. Дети рассаживаются по местам.
На экране заставка для занятия по фонематическому восприятию и музыка из мультфильма “Маша и медведь”. (Слайд 1).
Логопед загадывает загадку:
ОЧЕНЬ УМНАЯ,
СЛИШКОМ ШУМНАЯ,
ДЕВЧОНКА – ШАЛУНИШКА,
ОЧЕНЬ ДРУЖИТ С МИШКОЙ.
ГЕРОИНЯ НАША
И ЗОВУТ ЕЁ ПРОСТО – ...
Дети отгадывают, опираясь на звучащую музыку из мультфильма “Маша и медведь”. (Слайд 2).
На экране появляется Маша, она просит помочь выполнить домашнее задание. Маша совсем запуталась, не знает, что такое гласные - согласные звуки, что такое буквы, что такое звуки. Давайте ей поможем.
- Что такое звуки?
- Что такое буквы?
- Какие звуки гласные?
- Какие – согласные?
Логопед предлагает детям помочь Маше научиться слушать звуки и писать буквы, но для этого нужно быть очень внимательным, сидеть тихо и слушать! (Слайд 3)
На экране появляются картинки. Как вы думаете, с какого звука начинается все эти слова? (с “М”), (Слайд 4). Давайте попробуем определить, что это за звук. Возьмите зеркала, произносите звук: М-М-М-М. Какой это звук, гласный или согласный? (согласный). Как вы определили? (Его нельзя петь и во рту возникает преграда из губ). А еще мы знаем, что согласные звуки бывают глухими, этот звук глухой? (Нет). Этот звук звонкий, когда мы его произносим у нас дрожит горлышко, и слышится голосок. Дотроньтесь до горлышка. Закройте ушки. Всегда слышится голосок. Если при произнесении согласного звука слышится голос, то этот звук звонкий. (Слайд 5). Итак, мы определили, звук “М” - согласный, звонкий, губной. Для обозначения этого звука какой кружок мы возьмем? (Синий).
Логопед: Теперь давайте поиграем, я буду называть звуки, а вы как только услышите звук “М” показываете синий кружок: а, у, х, п, м, т, м, ы, ... Теперь слоги: ах, ап, ам, от, ох, ом, ...
Теперь слова: стол, муха, пол, книга, дом, кровать, муравей, трамвай, автобус, мотоцикл, карась, сом, кот, гном...
Логопед: Давайте поможем Маше определить, где находится звук в словах (начало, середина, конец), возьмите карточки, слова: машина, дом, самолет. (Слайд 6).
Логопед: А теперь Маша просит разложить предметы по местам, в зависимости от того в какой позиции находится звук “М” (Слайды 7,8).
Логопед: Еще Маше нужно составить схемы слов, поможем?
Дети работают с пособием для звукового анализа, проверяют свою работу. (Слайды 10, 11, 12, 13).
Логопед: Еще у Маши задание, подобрать слова к схемам (Слайд 14).
Логопед: А здесь нужно удалить лишний предмет и объяснить, почему он лишний. (Слайд 15).
Физминутка с Машей! (Слайд 16), дети выполняют движения в соответствии со словами песенки.
Логопед: Маша учится читать и никак не поймет, чем отличаются звук и буква? (Слайд 17).
Дети произносят правило: Звуки мы говорим и слышим (показывают руками рот и уши), буквы – пишем и читаем (имитируют движения).(Слайд 18).
Логопед: Звук “М” мы можем написать и прочитать. Для этого есть буква “М”. Появляется буква “М” на доске. (Слайд 19).
Мчались к морю мы в машине.
Мимо моста
В середине.
Мостик вдруг ломается.
Буква получается
Мостик сломанный совсем
Стал похож на букву “М”.
Мост не будем мы чинить,
Чтобы “М” не позабыть.
Логопед: А на что еще похожа буква “М”?
Логопед предлагает детям выложить букву “М” из счетных палочек. (Слайд 20).
Логопед: Откройте тетради: “Пишем вместе с логопедом” на странице12. Найдите букву “М”, обведите ее. “Почините” буквы, которые съел Жук-буквоед.
Логопед предлагает почитать слоги вместе с Машей. (Слайд 21).
Читают хором и отдельно.
Зрительная гимнастика:
Прижали пальчиками глазки.
Посмотрели вверх, посмотрели вниз, влево, вправо.
Логопед: Маша пошла в лесную лавку и купила там предметы, начинающиеся на слог “ма”. Попробуйте их найти! (Слайд 22).
Итог занятия.
Логопед:
- С каким звуком мы сегодня работали? (М)
- Какой это звук? (Согласный, звонкий)
- Почему? (Во рту есть преграда – губы, есть голосок)
- Какую букву мы узнали? (М)
- Найдите все буквы “М” на доске, сколько их? (Слайд 23).
- Какие задание были трудными?
- С какими справились легко?
- Что больше всего понравилось?
Конец занятия (Слайд 24).