Программное содержание: дать представление о значении воды для всего живого на Земле, о ее источниках, о необходимости бережливого отношения к воде.
Оснащение: слайды и фотографии с изображением родника, реки, ручья, озера, ведерко, игрушка Домовенок Кузя.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним лето. Все вы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, а кто-то на юг летал. И, конечно же, вы купались в речке, озере, море. А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало? (слайд 1: лесной родник)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный...
Родник еще называют ключом. Только этот ключ не простой, он открывает не дверь, а земные колодца. Вода из родника собирается в ручеек (слайд 2), а ручейки собираются вместе и получается река (слайд 3).
Воспитатель раздает рабочие листы.
Сравните родник, реку, озеро, ручей с ключом, зеркалом, шарфиком, ленточкой. Соедините линией, что на что похоже. А помогут вам фотографии (озеро, река, ручей, родник).
Молодцы! Давайте поиграем в игру “Озеро, ручейки, река” (когда воспитатель произносит слово “Озеро” - дети образуют круг, слово “ручейки” - становятся в пары друг за другом и идут по залу, “река” - берутся за руки и идут друг за другом змейкой).
Появляется Кузя: Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я – Кузьма домовой.
Давайте дружить, а то мне одному грустно по углам прятаться.
Воспитатель: А что это ты принес, Кузенька?
Кузя: Это я вам подарочек в речке поймал по случаю знакомства.
Воспитатель: Кого же ты поймал в реке?
Кузя:
А вы угадайте:
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
(щука)
(Дети отгадывают загадку.)
Воспитатель берет ведерко и показывает его детям:
Ну и где же щука?
Кузя: Я ее поймал, а она меня как цапнет за палец, ну я ее и упустил.
Воспитатель: А ты что же ее голыми руками ловил?
Кузя: Ну, так в рукавицах же - неудобно!
Воспитатель: Ребята, скажите Кузе, чем надо рыбу ловить? (удочкой)
Кузя: А что это такое?
Воспитатель: Дети, покажем Кузьме как надо рыбку ловить?
Игра “Поймай рыбку удочкой” (на конце деревянной палочки находится магнит, которым надо “поймать рыбку”)
Молодцы, ребята! А вообще. Кузьма, это хорошо, что ты щуку выпустил. Пусть она в реке живет и детишек своих растит. Ребята, а кто еще в реке живет, отгадайте ка.
По дну реки гулять идет
И ножницы с собой несет. (рак)Пузырек в воде резвился,
В лягушонка превратился. (головастик)
Ребята, кроме рыб, лягушек, раков, которые живут в воде, кому еще нужна вода?
(птицам, зверям, насекомым, людям, растениям). Верно, всем нужна вода, без воды все живое погибнет. Поэтому люди должны бережно относиться к воде. А кто скажет, что значит беречь воду? (ответы детей) Молодцы!
Кузя: Я теперь всегда буду закрывать кран за собой, никогда не брошу в речку мусор и возле реки все-все за собой уберу.
Воспитатель: Правильно, Кузя! Теперь, я думаю, самое время поиграть в русскую народную игру “Родничок”, ведь это с него начинаются все реки на Земле.
Воспитатель рисует круг (в группе кладет спортивный обруч) - “родничок”. Участники встают друг за другом приговаривают:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
Разлился ключевой,
Белый снеговой,
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!
После слов дети по одному прыгают в обруч, как бы “мочат ножки в роднике”.