Цель: углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Задачи:
- Образовательные задачи: дать знания о природных богатствах родного края, расширить и закрепить знания детей о природе родного края.
- Развивающие задачи: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края, вызвать желание работать сообща.
В настоящее время для современного человека стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем. Мы считаем, что необходимо начинать знакомство с малой Родиной уже с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. И постепенно развивать познавательный интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Также очень важно с малых лет прививать детям любовь к родному краю, навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, подготовка сообщений учащимися о ядовитых растениях Самарской области, составление рассказов на темы: “Где мы живем?”, “Наш город”.
Оборудование: ноутбук, проектор, веб-камера, раздаточный материал, карта Самарской области, дневники учащихся, запись песен “С чего начинается Родина”, “Край родной навек любимый”, легенды о Жигулевских горах.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы и приёмы, в том числе и активные методы обучения: метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря, художественное слово, использование слайдов, ребусов, иллюстраций; музыкальное оформление занятия.
Планируемые результаты:
Предметные
- Совершенствовать умения учащихся в употреблении изученной лексики. Закрепить и дополнить изученный лексический материал историческими фактами.
- Создать условия для формирования коммуникативной компетенции в условиях групповой деятельности.
- Развивать у учащихся навыки устной речи.
Метапредметные
Познавательные УУД
- Создать условия для развития умения осуществлять поиск информации в видеофильме, тексте.
- Развивать умение выделять главную информацию в тексте.
- Формировать умение анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Коммуникативные УУД
- Формировать умение строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.
- Формировать умение формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи.
- Закреплять умение работать в группах.
Личностные УУД
- Взаимодействовать со сверстниками
Ход мероприятия
Вступление. Звучит песня "С чего начинается Родина"
Учитель: - Родина! Что значит для вас, ребята, это слово? (Ответы детей).
Учитель: - А как называется ваша малая Родина? (Ответы детей)
Учитель:- А что вы знаете о Самарской области? (Ответы детей)
Проблемная ситуация.
Учитель: - Вот видите, как мало вы знаете о нашем крае. Сегодня мы постараемся узнать много интересного о Самарской области. Для этого мы совершим воображаемую экскурсию по родному краю. Для выполнения заданий вам нужно разделиться на 3 команды. Итак, начнём.
Работа по карте.
Учитель: - Самарскую область легко найти на карте России по изгибу, образуемой Волгой вокруг Жигулевских гор.
На что похожа современная граница нашей области? (Похожа на сердце). Это объясняется тем, что наша область располагается в центре России.
Первая остановка “Символика”
Учитель. -На экране вы видите изображениетрех гербов. Приложение 1.
Учитель.-Определите под каким номером изображен герб Самарской области? (№2)
Опишите, что на нем изображено.
Дети. Герб Самарской области представляет собой изображение серебряного дикого козла с золотыми рогами, червлеными (темно-красными) глазами и языком и черными копытами, помещенное на щите французской формы лазоревого цвета(светло-синий). Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой.
Учитель. - А кто знает герб какого города изображен под №1. (г.Тольятти)
Учитель. - Предположите, герб какого района изображен под № 3.
Дети - Герб Ставропольского района
Групповая работа.
Вторая остановка “Достопримечательности г.Тольятти”
Учитель. - Сейчас мы проверим, какая команда лучше знает достопримечательности г.Тольятти.
Ваша задача написать внизу название достопримечательности города Тольятти, соответствующее номеру картинки. Приложение 2.
Достопримечательности г.Тольятти:
1. Памятник преданности | 4. Памятник В.Н.Татищеву |
2. Обелиск Славы | 5. Река Волга |
3. Жигулевские горы | 6. АВТОВАЗ |
Следующая остановка “Животные”
Учитель. -- Сейчас вы узнаете, какие животные Самарской области, занесены в Красную книгу.
Показ иллюстраций
Кумжа (форель ручьевая)
Рыба из отряда лососеобразные. Живет в ручьях и малых реках с быстрым течением, холодной водой, песчаным и галечным дном (бассейны рек Волги и Урала). Встречается на северо- востоке Самарской области.
Гадюка Никольского
Малоизученное и неопределенное по статусу животное из отряда змеи. Населяет лесостепную и степную зону Европейской России. В летний период змеи встречаются на полянах, опушках и просеках в изолированных участках широколиственных лесов. В Самарской области относительно многочисленный вид (или подвид).
Черепаха болотная
Вид широко представлен на территории России от Смоленской области по границе с Белоруссией и Украиной на юг, в верховьях и нижнем течении Дона, на средней Волге, левобережье реки Урал, в Прикаспийской низменности, на Кавказе. За пределами России болотная черепаха распространена в Белоруссии, Литве, Украине, в Южной и Центральной Европе, Передней Азии, Северо-Западной Африке. В Самарской области болотная черепаха обитает на территории национального парка "Самарская Лука", в Ставропольском районе нашей области.
Аист чёрный
Редкая птица из отряда аистообразные. Вид имеет широкий евроазиатской-африканский ареал, но внутри него распространение спорадическое. Основные местообитания в России - старые леса вблизи рек, стариц, лесных болот и озер. В Самарской области до 90-х гг. XX века гнездился в глухих лесных урочищах Жигулёвской возвышенности.
Беркут
Гнездящаяся в Самарской области редкая оседлая и кочующая птица из отряда соколообразные. Ареал вида дисперсный. Охватывает территории Северной Евразии, Северной Америки и северо-запада Африки. В России населяет леса, малодоступные участки леса в лесостепи и степи, лесные “островки” среди болот.
Дрофа
Редкая степная птица из отряда журавлеобразные. Европейский подвид дрофы имеет очаговый евроазиатский ареал. Населяет злаковые степи. Гнездится на сельскохозяйственных угодьях (посевы зерновых культур, пастбища). Встречается на самом юге Самарской области.
Кречетка
В России находится под угрозой исчезновения. Имеет евроазиатский ареал. Обитает в сухих степях и полупустынях. Излюбленные местообитания - низкорослые полынные и полынно-злаковые ассоциации с солончаками и участками, лишенными растительности. Встречается в южных районах Самарской области.
Вечерница гигантская
Редкое животное из отряда рукокрылые. Спорадически встречается в центральной и южной части Европейской России. Основные местообитания приурочены к широколиственным и смешанным (в основном пойменным) лесам.
Выхохоль русская
Крайне редкое животное из отряда насекомоядные. Сокращающийся в численности реликтовый вид Европейской России. Современный ареал вида имеет разорванный характер. Встречается в реках с тихим течением.
Остановка “Реки Самарской области”
Учитель: в Самарской области много промышленных предприятий и для многих из них сырье доставляется не только по железной дороге грузовым транспортом, но и на баржах по реке.
Мы живем в краю, где течет самая крупнаярека в Европе р.Волга.
Как красива Волга,
Словно вижу я тебя впервые,
Как ты Волга, сердцу дорога.
Гордая красавица России.
Песня песен - русская река.
У Волги есть много крупных притоков. А чтобы их узнать, вы должны разгадать ребусы. Приложение 3.
Учитель: Наиболее значительными притоками р. Волги, протекающими по территории Самарской области, являются реки Сок, Самара, Чагра, Чапаевка, Безенчук, Большой Иргизи Уса.
Остановка “Горы”
Учитель: Проплывая по Волге мы видим Жигулевские горы - Жигули. (Просмотр иллюстраций Жигулевских гор на экране).
Учитель: Посмотрите, какая красивая природа вокруг! А знаете ли вы, что Жигулевские горы тянутся более 70 км. Раньше они тянулись одной сплошной лентой. Позже водные потоки разделили Жигули на хребты и вершины. Но не только своей красотой привлекают Жигулевские горы.Наиболее интересные места Жигулей: г. Лепешка, Молодецкий курган и Девья гора, Каменная чаша и Верблюд-гора, пещера Степана Разина. Просмотр иллюстраций. Приложение 4.
Жигули - это каменные страницы древней книги, рассказывающей о прошлом нашего края, это предания и легенды далекой старины. Здесь они родились, в них воспеты события, связанные с этими легендарными местами.
Учитель: Ребята как вы думаете, что такое легенда? Работа со словарем. (Легенда – это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии).
Чтение легенды о появлении Жигулевских гор.
Жили два брата близнеца: Сокол и Жигуль. У Сокола была сторожевая собака Тип-Тяв. Она охраняла покой братьев от жадной и своевольной Волги. Хочется ей вырваться на простор и прямым самым коротким путём бежать к могучему Каспийскому морю. Заигрывала с братьями Волга и всё ближе и ближе подбиралась к ним. Она хитра и хочет разъединить братьев. Но Тип-Тяв всегда была на страже и отгоняла Волгу своим лаем.
Решилась тогда Волга на последнюю хитрость. Узнала она, что Сокол любит девушек-красавиц и не разрешал собаке на них лаять. Нарядилась она такой красавицей, что ни Сокол, ни Жигуль никогда не видели. Обрадовались братья. увидев такую красавицу, не узнали в ней Волгу. Узнала её только Тип-Тяв, но не залаяла она, боялась, что Сокол её снова начнёт бить и отгонять. Видит Волга, что братья зачарованы её красотой, осмелела, вздохнула всей грудью, напряглась, да и ударила со всего размаху. Так ударила. что затрещали братья и раздвинулись в разные стороны, Собака только успела тявкнуть "Тип-тяв". Донеслись эти звуки на вершину Сокола и замерли. Так теперь и стоят братья Сокол и Жигуль, разделённые могучей своенравной Волгой. Справа ее - Жигулевские горы, а слева - Сокольи горы, вершину которых так и называют : Тип-Тяв. А место, где пробилась Волга называют Жигулевские ворота - самое узкое место на Средней Волге.
Остановка “Растения”
Уникальная природа Самарского края! Обширные луга раскинулись по долинам больших и малых рек, на склонах Жигулей. Растительность края разнообразна, каких только растений здесь не встретить. Кормовые, медоносные, лекарственные травы.
Учитель: Ребята, какие растения нашего края вы знаете? (Ромашка, одуванчик, ландыши и т.д.)
Учитель: Но будьте осторожны, далеко не все растения безобидные, среди них есть и ядовитые растения! Их нужно знать и никогда не трогать!
Сообщения учащихся о ядовитых растениях. Приложение 5.
Учитель: Наше путешествие по Самарскому краю заканчивается. За это время мы многое узнали, так как готовясь к нему, смотрели видеофильмы, читали книги, ходили на экскурсии, слушали песню и музыку, читали стихи. И совсем другими глазами посмотрели на край, в котором мы живем. Пусть искорка любви, родившейся сегодня, останется в ваших сердцах навсегда.
Люблю мой край...
Как странно это слышать
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою Волга – река
А осень золотом одета,
Плывут по небу облака...
Люблю мой Самарский край!
/А. Коблова/
Список использованной литературы:
1. Воронин В.В. География Самарской области. Самара: СИПКРО, 2004.
2. Учайкина И.Р., Лопухов Н.П., Учайкин А.В. Самарская область. Хрестоматия по географии. Самара: 2000.
3. Учайкина И.Р., Савкин И.М. Дидактические материалы по географии самарской области. Самара: 2000.
4. https://infourok.ru/konspekt-urokaputeshestviya-moy-rodnoy-samarskiy-kray-klass-1150645.html
5. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/04/s_chego_nachinaetsya_rodina.doc
6. http://www.myshared.ru/slide/1302709/
7.http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%D3%D1%C0&skip=3&mode=0
8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1326815