Задание №25 – сочинение – экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку, относящееся ко второй части работы – это задание с развернутым ответом, которое может быть выполнено на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком). Вторая часть экзаменационной работы проверяет глубину и точность понимания выпускниками содержания исходного текста, выявляет уровень постижения школьниками основной проблемы текста, умение вступать в диалог с автором прочитанного текста, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Чтобы хорошо написать сочинение 25, выпускник должен обладать высоким уровнем качества чтения. Исходный текст необходимо прочитать несколько раз, при этом необходимо пользоваться навыками не просмотрового, а изучающего чтения. Умению работать с текстом нужно учить планомерно и целенаправленно, начиная даже не с 5 класса, а с начальной школы. Как минимум раз в неделю (а лучше на каждом уроке) дети должны проводить текстоведческий анализ: определять тему, основную мысль, тип текста, стиль речи, средства выразительности, средства связи предложений в тексте (по мере изучения учебного программного материала). Систематичность и постоянство такой работы обеспечит половину успеха на экзамене.
В качестве первоисточника, на основе которого выпускник должен создать свое сочинение, как правило, предлагается художественно-публицистический текст. Анализ такого текста предполагает знание, в том числе, и понятий из теории литературы, поэтому в дальнейшем при описании работы над сочинением мы будем ориентироваться на литературоведческие источники. Думаю, что для учителей-филологов это нормально – интегрировать знания из области литературы в область русского языка и наоборот; да и в самом сочинении на ЕГЭ необходимо доказать свою точку зрения, основываясь на прочитанных литературных произведениях.
По замыслу разработчиков ЕГЭ, сочинение по заданию 25 должно представлять собой размышления выпускника в свободной форме, то есть эссе. Эссе – это очень распространенная сегодня, но в то же время очень сложная форма письменной работы, не каждому экзаменуемому она по силам, поэтому необходимо учитывать, что, возможно, при обучении сочинению где-то придется прибегать к определенной шаблонности. Кроме того, важным композиционным элементом сочинения должен стать текст-рассуждение, который строится по строгим правилам, и эти правила ученик должен четко знать.
Обратимся к тексту задания №25 экзаменационной работы ЕГЭ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (1).
Прокомментируйте сформулированную проблему (2). Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) (3). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) (4).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Повторимся, что, несмотря на предполагаемую свободную форму изложения, хотя бы в начале обучения допустимо учить ребят следовать тексту задания. Цифрами обозначены основные микротемы (абзацы) будущего сочинения. Таким образом, получаем примерный план текста:
- Проблема (1).
- Комментарий /2 иллюстрации/ (2).
- Авторская позиция (3).
- Собственное мнение + 2 аргумента, подтверждающих его, (4).
- Заключение.
Как видно из плана, в тексте будущего сочинения должно быть хотя бы пять абзацев.
В начале 10 класса (а именно тогда, как правило, учителя приступают к обучению сочинению) можно раздать ученикам подсказки-клише – целые предложения или их части, которыми можно пользоваться при создании текста. Конечно, от шаблонности сегодня призывают отказаться. Да, сочинение должно представлять собой эссе со свободной композицией; но думается, что сильный ученик сумеет выйти за предложенные рамки, а слабый все-таки научится писать хотя бы по шаблону.
Зная примерную композицию, ученик приступает к работе над текстом. Для облегчения его задачи ему предлагается на листе А4 нарисовать опорную схему (опорный конспект), по которой потом выпускник создает собственный текст. Как выглядит эта схема, можно увидеть в Приложении 1. Прокомментируем ее.
“В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит автору, который рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Важно понять, о чём текст и с какой целью автор использует тот или иной приём” [6]. Анализируя любой текст, выпускник должен для себя ответить на 3 (три!) вопроса: о чем? зачем? как? Отвечая на вопрос “О чем этот текст?”, ученик определяет тему текста. Вопрос “Зачем автор написал этот текст?” поможет понять идею текста (в учебно-справочном пособии по литературе И.О.Родина читаем: “Идея художественного произведения – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение [4] (курсив мой – М.Х.).”), а также выйти на авторскую позицию. Вопрос “Как написан этот текст?”, по сути, является “мостиком” к комментарию, с которым очень часто выпускники не справляются.
Сделаем еще одно отступление. В тексте задания №25 написано про определение проблемы текста, а среди предложенных вопросов и ответов о проблеме пока ни слова. Поясним. В Кратком словаре литературоведческих терминов Л.И.Тимофеева читаем: “Тема — круг жизненных явлений, отобранный и освещённый писателем в художественном произведении с определённых идейно-политических позиций. Тему произведения не следует отрывать от его идеи, так как тема — это то, что писатель изображает, а идея — как он оценивает изображаемое, что он хочет сказать нарисованными им картинами жизни в произведении. В этом смысле можно сказать, что тема — это проблема (курсив мой – М.Х.), поставленная писателем в произведении и освещённая им на определённом жизненном материале” [5]. С такой трактовой все-таки можно не согласиться, так как тема и проблема суть не одно и то же. В Справочнике школьника по литературе Н.Г.Быковой дано такое определение темы: “Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, разговора и т.п.” [3]. Более конкретен М.Б.Ладыгин, цитирующий в своих справочных материалах “Основы теории литературы” А.Б.Есина: “Под темой художественного произведения обычно понимают объект художественного отражения, те жизненные явления, которые воплощаются в произведении искусства” [2]. И уточняет: анализируя произведение, можно говорить “о художественной взаимосвязи и взаимозависимости нескольких более-менее самостоятельных тем” [2], т.е. о тематике произведения. А с тематикой тесно связана проблематика произведения – “совокупность и взаимосвязь всех проблем, поставленных в литературном произведении” [2]. Проблема же, по мысли Ладыгина М.Б., “это основной вопрос, поставленный в произведении” [2]. Думается, именно поэтому вполне логично учить детей формулировать не просто проблему, а проблемный вопрос. Всем известно, что тексты, которые предлагаются на ЕГЭ, как правило, многоплановы в отношении представленных проблем, поэтому неудивительно и даже нормально, если один ученик видит одну проблему в тексте, а другой – отличную от мнения первого.
С проблематикой связана и идея произведения, а также авторская позиция, которую должен найти выпускник в тексте. Снова обратимся к справочной литературе: “Идея произведения – главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора (курсив мой – М.Х.) к действительности и выступающая через всю систему образов” [3]. М.Б.Ладыгин дает такое определение: “Художественная идея – главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении” [2]. И продолжает: “В одних идея формулируется непосредственно автором, звучит определенно и однозначно... в других – логично вытекает из всего хода повествования... наконец, случается, что автор, уклоняясь от однозначного ответа, не только предоставляет читателю право самостоятельного суждения, но допускает известные расхождения в формулировке идеи” [2]. Что это значит? Детям можно объяснить так: если проблема – это основной вопрос произведения, то идея – это авторский ответ на этот вопрос, хотя совсем не обязательно, что ответ этот будет четко сформулирован самим автором. Иногда автор только направляет нас, помогая принять правильное решение, в этом случае его позицию нужно уметь прочитать “между строк”.
“Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает своё отношение (курсив мой – М.Х.) к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя” [5]. Но авторская позиция, кстати, не обязательно требует полной солидарности с ним, на это указывает и формулировка задания №25: “Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста”. Можно не соглашаться с автором, можно не принимать его позицию, но при условии, что эта позиция правильно понимается и объективно воспринимается. Как ее найти, особенно если она “между строк” текста? Известно много способов выражения авторской позиции: прямо, в конкретном предложении текста; через героя-резонера в литературном произведении; в названии; в эпиграфе; в характеристике персонажей и их поступков; в описании пейзажа, портрета, интерьера и т.д. При регулярных упражнениях, как правило, для выпускников найти авторскую позицию в тексте не составляет труда.
Думаю, понятно, почему так важно научить детей давать ответы на вопросы “о чем?” и “зачем?”, так как именно через них ученик находит проблему текста. Отмечу также, что при поиске проблемы ученику может помочь формулировка задания 20 (о том, как именно, речь пойдет ниже). Остался вопрос “как?”, который, было сказано выше, является “мостиком” между проблемой и комментарием.
Начнем с определения: “Комментарий — толкование, разъяснение смысла какого-либо произведения или отдельных его мест и фраз и т. д. Часто комментарий или комментарии печатаются в виде примечаний, сообщающих дополнительные сведения о произведении, истории его написания, изданиях в разные годы. В комментариях приводятся также сведения об упоминающихся в произведении исторических событиях и других фактах, о лицах, собственных именах, географических понятиях и т. д. Комментарии помогают глубже изучить произведение, составить ясное представление о нём, точнее понять его смысл (курсив мой – М.Х.).” [5] В 2016 году в задание №25 была внесена корректировка: “Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста”. Если до 2016 года экзаменуемому достаточно было прокомментировать нравственную суть проблемы, ее остроту, противоречивый характер, опираясь на свои знания и жизненный опыт, то теперь нужно показать, как проблема ставится в конкретном тексте с привлечением конкретного языкового материала. “Комментарий может развёртываться по двум линиям: 1) от проблемы к исходному тексту; 2) от исходного текста к проблеме.” [6] Помочь в создании комментария может текст рецензии из задания 24, ведь средства выразительности речи, создающие художественные образы, безусловно, привлекают внимание читателя к проблеме текста. “...Уже при первом прочтении нужно обратить внимание не только на содержание текста, но и на художественные образы текста. Художественные образы в публицистике не украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Вымысел в публицистическом стиле тесно соединён с фактами, а художественные образы соседствуют с размышлениями автора.” [6]
Но здесь нужно избежать ошибки, о которой пишет руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку И.П.Цыбулько: “...Участник экзамена пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, где автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие, метафору), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста.” [6] Недостаточно также, по мнению И.П.Цыбулько, связать “лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставляя в стороне нравственную суть проблемы, её противоречивый характер, драматическую остроту.” [6] Отмечая примеры-иллюстрации из текста, выпускник должен помнить о постоянных “зачем?” и “почему?”, имеющих отношение к проблеме. Например, если говорит ученик о том, что автор использует в тексте эпитет, то обязательно поясняет, почему именно этот эпитет, какое отношение он имеет к проблеме, зачем его использует автор. Заметим в скобках, что сильный ученик при написании комментария может воспользоваться и текстом с ответом задания 21 (функционально-смысловые типы речи), 22 (средства выразительности речи, лексическое значение слов), 23 (способы связи предложений в тексте) при условии, что будет помнить о “зачем?” и “почему?”.
Определив проблему, прокомментировав ее, отметив авторскую позицию, перейдем к собственному мнению. Опять (да простят нас противники шаблонности) детей лучше научить, что с автором лучше согласиться. А далее важно избежать ошибки, допускаемой многими учениками: они сразу переходят к литературе, стремятся указать, как проблема анализируемого текста представлена в том или ином литературном произведении (“Данная проблема представлена во многих произведениях классической литературы. Например...”). Это неправильно, так как выпускник должен знать, как строится аргументация: авторская позиция и согласие с ней – это тезис, который нужно доказать, и связь тезиса с доказательством очень легко объединить в сложноподчиненное предложение с союзом “потому что”. А собственно литературный пример – это иллюстрация к “потому что”.
Допустим, в тексте выпускник увидел проблемный вопрос: “Что такое настоящая красота?”. Автор текста считает, что настоящая красота – это красота внутренняя, красота души и сердца. Выпускник соглашается с автором, а далее приводит довод, почему он с автором согласен: да, именно внутренняя красота настоящая, потому что доброта, чуткость, отзывчивость делают человека по-настоящему прекрасным. А далее уже он приводит иллюстрацию: например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир” любимая героиня автора – Наташа Ростова – некрасива, и эта некрасивость неоднократно подчеркивается (“некрасивая, с большим ртом...”). Зато Наташа живая, добрая, отзывчивая, и смысл ее жизни – любовь. Именно за это ее и ценит Толстой – за ее внутреннюю красоту.
Точно таким же образом, то есть через “потому что” нужно связать и второй довод с иллюстрацией – примером из жизни. Заметим, что некоторые коллеги настраивают своих учеников приводить в качестве аргументов только примеры-иллюстрации из литературных произведений, это допускается. Мы не против жизненных аргументов, настаиваем только на том, чтобы иллюстрация из жизни представляла собой какой-то общеизвестный факт, а не была связана лично с выпускником. Добавим, что, по мнению И.П.Цыбулько, “небольшой читательский опыт”, т.е. незнание литературных произведений, приводит к низкому качеству работ по критерию “К4” (“Аргументация собственного мнения”): “аргументируя собственное мнение по проблеме, они (экзаменуемые – М.Х.) чаще приводят примеры из жизни, чем вспоминают прочитанное произведение, в котором поднимается та или иная проблема. Случается, что именно неспособность найти литературные аргументы оказывается решающим фактором при формулировке экзаменуемым проблемы исходного текста; это нередко приводит к обнулению по первым четырём критериям, поскольку сформулированная в итоге проблема в авторском тексте не представлена.” [6]
Учитывая все вышеизложенные особенности, которые выпускнику необходимо учитывать при создании собственного текста сочинения №25, приведем пример работы над текстом из варианта ЕГЭ №107 досрочного периода 2016 г. (Приложение 2)
О чем предложенный текст? О разговоре, который произошел между рассказчиком (фактической ошибкой будет называть его Паустовским!!!) и сельским аптекарем Лазарем Борисовичем. Почему этот разговор так важен? Зачем Паустовский пересказывает нам его? Он заставил будущего писателя задуматься о том, каким должен быть настоящий писатель. Как видно, легко ответив на два вопроса, мы вышли на проблему текста. Далее важно прокомментировать проблему, избегая “подводных камней”, обозначенных выше.
Как может помочь при создании комментария текст рецензии из задания 24? Разворачиваем комментарий от проблемы к исходному тексту: что важно для настоящего писателя? Умение размышлять над жизнью. Рассказчик из текста “приятный юноша”, но не любит размышлять. И это может помешать ему стать писателем. А кроме умения размышлять? Жизненный опыт, блестяще сформулированный Паустовским в виде метафоры: “Чтобы жизнь пропитала вас!” Эти средства выразительности, безусловно, помогают автору привлечь внимание читателя к проблеме, а находим мы их в тексте рецензии: противопоставление – прием В (предложение 12), метафора – троп Б (предложение 39). Но важно научить выпускника логично связывать эти средства выразительности с проблемой текста.
Авторская позиция в предложенном КИМе четко сформулирована в предложении 5 задания 20. Это задание в принципе может направить мысли выпускника в нужном направлении, если ему не удается определить тему и основную мысль. В данном варианте повезло: и тема, и основная мысль в виде целого предложения, и выход на проблему более или менее явно представлены в этом задании, главное – внимательно прочитать текст и отклонить ненужные ответы.
Интересно, что авторская позиция состоит из двух частей, что очень удобно для аргументации. Подбираем довод для первой части высказывания (“настоящий писатель должен быть настоящим тружеником”): только трудолюбивые и целеустремленные люди могут создать совершенное произведение. Пример-иллюстрация – Л.Н.Толстой, который много раз вносил правки в рукопись романа “Война и мир”, добиваясь идеала (жизненный аргумент). Доказываем вторую часть авторской позиции (“настоящий писатель должен знать и понимать жизнь во всех ее проявлениях”): без знания жизни невозможно правдиво изобразить ее, тронуть душу читателя. Пример-иллюстрация – роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (литературный аргумент). Что могло определить несостоявшуюся судьбу Ленского? Знание жизни. Либо он познал бы жизнь и стал бы великим поэтом, либо ограничился бы мирком любви к Ольге и повторил бы жизненный путь ее отца.
Таким образом, проанализировав текст и записав все выводы в опорную схему, получаем такой вид (Приложение 3). Теперь задача экзаменуемого – облечь эту схему в словесную форму. Представим себя на месте выпускника – вот, что получается (Приложение 4). Сочинение написано по предложенному плану. Но в доказательной части два аргумента логично разнесены по абзацам, поэтому микротем получилось не 5, а 6, что допустимо: количество абзацев в сочинении зависит от пишущего, точнее, от его коммуникативного замысла.
В Приложении 5 приведены сочинения №25 по предложенному тексту, написанные учениками 10 класса “А” Гимназии №1592 им. Героя РФ Чернышёва Е.Н. Отделения 2043. Авторские орфография и пунктуация сохранены. Работы писались без предварительного коллективного анализа текста. Оценить их можно самостоятельно.
Удачи на экзаменах!
Список использованных источников.
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege - открытый банк заданий ОГЭ ФИПИ, КИМ-2016 досрочный период
- Ладыгин М.Б. Основы теории литературы: Справочные материалы для подготовки к урокам, устному экзамену и ЕГЭ: 10-11 классы: М.: “Издательство Астрель”; 2010
- Литература: Справочник школьника/ Научная разработка и составление Н.Г.Быковой; Научный редактор В.Я.Линков: М.: Филологическое общество “Слово”, Компания “Ключ-С”, ТКО “АСТ”, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова; 1995
- Родин И.О., Пименова Т.М. Литература: учебно-справочное пособие. М.: АСТ: Астрель; 2009
- Тимофеев Л.И., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов / Пособие для учащихся средней школы: М.: “УЧПЕДГИЗ”; 1963
- Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация по русскому языку: антропологический подход ?// Педагогические измерения. №1/2016