Урок обществознания "Деятельность – способ существования людей" (2 часа). 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: интерес, виды деятельности, мотив, потребности


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Технологическая карта урока 9-10

Тип урока Комбинированный
Оборудование

урока

Презентация PowerPoint “Деятельность – способ существования людей”, раздаточный материал в форме ЕГЭ по теме “Деятельность”.
Образовательные ресурсы Учебник Боголюбов Л.Н. “Обществознание”, 2016, базовый уровень; https://soc-ege.sdamgia.ru; http://www.fipi.ru.
Формы и методы обучения Формы: индивидуальная, фронтальная

Методы: частично-поисковый

Основные понятия Деятельность, потребность, мотив, интерес
План урока Деятельность человека: основные характеристики.

Структура деятельности.

Мотивы деятельности.

Многообразие деятельности.

Повторение.

Закрепление.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Цели урока Для учителя

Способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности

Для ученика

Определить, что такое деятельность; что такое потребности и иерархическая теория потребностей Маслоу; характеризовать основные черты деятельности; определить мотивы деятельности, раскрыть на примерах разнообразие деятельности.

Задачи урока Систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека Осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха
Планируемые образовательные результаты Личностные:

- осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

- понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

Предметные:

- владение понятиями “деятельность”, “потребности”

- целостное представление о структуре деятельности;

- умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

- умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных (при подготовке к ЕГЭ) и жизненных ситуаций

Метапредметные:

- умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определенных сравнений;

- умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

- умение соотносить общее и частное на примера видов деятельности и потребностей человека;

- способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности

Коммуникативная компетентность.

Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работа с книгой, формулировать вопросы; владеть разными видами деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Межпредметные связи История – можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т.д.).

Литература – художественные произведения как результат деятельности писателей.

Естественные науки - деятельность учёных, их научные результаты деятельности.

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность ученика Формы организации взаимодействия на уроке УУД Формы контроля
Организационный момент.

1 мин.

Подготовка класса Проверяет готовность учащихся к уроку. Подготовка учащихся к работе. Доклад личного состава.   Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.  
Мотивация к учебной деятельности.

2 мин.

Беседа Вопрос: Может ли человек ничего не делать?

Поводит к мысли о том, что именно деятельности люди обязаны своим существованием. Без неё не было бы ни человека, ни человеческого общества, т.к. только в процессе деятельности человек познаёт мир и самого себя, создаёт всё необходимое для своего существования и развития.

Высказывают своё мнение, слушают, обсуждают Фронтальная Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения Устные ответы
Актуализация знаний.

4 мин.

Презентация “Деятельность - способ существования людей” Озвучивает тему и план урока Просматривают презентацию, делают записи в тетради Фронтальная Регулятивные: принимают учебную задачу

Познавательные: общеучебные – выделяют и формулируют цели

Записи в тетради
Изучение нового материла.

20 мин

Презентация “Деятельность - способ существования людей” Комментирует информацию в презентации Просматривают презентацию, делают записи в тетради Фронтальная Познавательные:

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности

Записи в тетради
Работа с текстом учебника параграф 5 стр.49 (приложение № 1) Организует работу с учебником по определению основных признаков /характеристик деятельности Работают с учебником. Определяют основные характерные черты деятельности Индивидуальная, фронтальная Познавательные:

общеучебные: - ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания

Устные ответы
Беседа по теме Вопрос: Все ли средства хороши для достижения цели? Приводит высказывание Н..Макиавелли Просматривают презентацию.

Высказывают своё мнение, слушают, обсуждают

Фронтальная Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения Устные ответы
Работа с текстом учебника параграф 5 стр. 56 Организует работу с учебником: Рубрика “Практические выводы” Работают с учебником. Фронтальная Познавательные:

общеучебные: - ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания

Устные ответы
Беседа по теме Вопрос: Как вы думаете, чего не хватает в структуре деятельности? Высказывают своё мнение, слушают, обсуждают Фронтальная Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения Устные ответы
Повторение материала.

4 мин.

Презентация “Деятельность - способ существования людей” Комментирует информацию

презентации по плану “Мотивы деятельности”, “Многообразие деятельности”.

Просматривают презентацию, делают записи в тетради Фронтальная Познавательные:

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности

Записи в тетради
Беседа по теме Вопрос: приведите примеры видов деятельности, используя историю, литературу? Например, созидательная или разрушительная деятельность

Петра I?

Высказывают своё мнение, слушают, обсуждают. Фронтальная Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения Устные ответы
Работа с текстом учебника параграф 5 стр. 58 Формулирует задание: прочитайте задание № 3 стр. 58 Высказывают своё мнение, слушают, обсуждают.

Врач - лечит, ставит диагноз, выписывает нужные лекарства

Ученый - ставит эксперименты, проводит опыты, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере.

Полицейский-предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений охрана различных объектов, поддержание порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения и т.д.

Индивидуальная, фронтальная Познавательные

Коммуникативные

Устные ответы
Обобщающая беседа Презентация Вопросы по слайду “Повторяем” Просматривают презентацию,

отвечают на вопросы

Индивидуальная, фронтальная Коммуникативные Устные ответы
Закрепление материла.

8 мин.

Презентация Комментирует задание на слайде. Составьте план, содержащий 3 пункта, два из которых раскрыты. Просматривают презентацию, самостоятельно выполняют задание Индивидуальная Познавательные Записи в тетради
Подведение итогов урока

Рефлексия.

4 мин.

Беседа

Притча (приложение 2)

Проверяет выполненные задания Отвечают, слушают, высказывают своё мнение Фронтальная Коммуникативные Устные ответы, проверка тетрадей на выбор
Оценивает учащихся за работу на уроке.

Рассказывает притчу “Иди вперед!”

Обсуждают.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивные:

умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности

Оценки за урок
Домашнее задание.

2 мин.

Презентация параграф 5 читать, документ,

Эссе на тему стр. 58.

Конкретизирует домашнее задание

Учащимся слабо усвоившим данную тему можно предложить заполнить таблицу “Структура деятельности” (приложение 3).

Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу Записи в тетради