Класс: 8
Цель урока: изучить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым
Задачи:
- обучающие: формировать навык постановки тире между главными членами предложения;
- развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас;
- воспитательные: формировать интерес к предмету, серьёзное отношение к выбору будущей профессии.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. – Москва.: Просвещение, 2012 г.
План-конспект урока
Этап урока | Приёмы и методы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. Организационный момент | Метод психологического настроя
учащихся. Слово учителя. |
Приветствие. Слайд № 1. Проверка
готовности учащихся к уроку. Создаёт атмосферу комфорта и взаимопонимания. Раздаёт оценочные листы, объясняет, как работать с ними |
Подготовка к уроку: записывают число, классная работа в тетради. Получают оценочные листы (Приложение № 1). | 2 мин. |
2. Проверка домашнего задания | Метод проверки знаний; индивидуальная работа, “мозговой штурм”, “оцени работу товарища” | Даёт разноуровневое задание группам учащихся, проводит фронтальный опрос на понимание. | Учащиеся группы А (базовый уровень) работают по индивидуальным карточкам. Приложение № 2). | 5 мин. |
Корректирует ответы, контролирует выполнение задания у доски | Учащиеся группы В (интеллектуальный
уровень) у доски подчёркивают грамматические
основы в предложениях с разными типами
сказуемого. Ребята группы С (продвинутый уровень) отвечают на вопросы учителя. |
|||
Демонстрация слайда № 2, по которому идёт взаимопроверка домашнего задания. | Взаимоконтроль написания “Н и НН в
прилагательных и причастиях”, выставление
оценок (задание № 5 из заданий ГИА) Заполняют оценочный лист. |
|||
3. Актуализация знаний | Проблемный. Фронтальная беседа. |
Ставит перед учащимися проблемные
вопросы по ранее изученным темам, подводит к
новой теме. Просит учащихся сформулировать тему и цель урока. Демонстрация слайда № 3 |
Формулируют тему урока, цель;
записывают тему урока в тетрадь Заполняют оценочный лист. |
3 мин. |
4. Изучение нового материала | Исследовательский. | Предлагает познакомиться с предложениями, записанными на доске, найти в них грамматические основы, определить, чем выражены главные члены. | Выходят к доске, подчеркивают грамматические основы в предложениях, определяют, какими частями речи выражены главные члены. | 9 мин. |
Просит сделать вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым. | Делают свои выводы. | |||
Объяснительно- иллюстративный | Демонстрация слайда № 4 “Алгоритм действия “Тире между подлежащим и сказуемым” | Рассматривают электронный вариант таблицы. | ||
Наглядный. Работа с таблицей. |
Просит рассмотреть примеры отсутствия
постановки тире в предложениях. Направляет учащихся к теоретическому материалу учебника. |
Рассматривают в таблице примеры
отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. Работают с таблицей на стр. 57 учебника. |
||
5. Физминутка | Видеометод | Упражнение для глаз Слайд № 5 |
Выполняют упражнение для глаз. | 2 мин. |
6. Закрепление изученного материала | Метод проверки и оценки знаний,
практических навыков учащихся. Работа в парах. |
Дает задания учащимся по учебнику для работы в парах. | Работают в парах. Записывают
предложение, подчёркивают главные члены, ставят,
если надо, тире. Объясняют расстановку знаков препинания |
13 мин. |
Корректирует ответы ребят | Самопроверка. Оценочный лист. Выполняют самостоятельную работу. Разноуровневое задание: |
|||
Индивидуальная работа | Дает дифференцированные задания
учащимся, оказывает индивидуальную помощь. Корректирует ответы ребят |
Группа А выполняет работу за
компьютером, применяя схему-опору, учащиеся
расставляют знаки препинания; Группа В работает в тетради: учащиеся расставляют знаки препинания; Группа С выполняет задание “Закончи фразу”. |
||
Объясняет задание. Демонстрация слайда
6 Демонстрация слайда № 7 |
Работают с текстом. Самопроверка. Заполняют оценочный лист. |
|||
7. Подведение итога урока. Рефлексия | Метод незаконченного предложения. | Выясняет усвоение темы урока. Проводит
рефлексию. Слайд № 8 |
Заканчивают предложения. | 2 мин. |
8. Домашнее задание | Словесный | Объясняет домашнее задание разного
уровня сложности: Группа А : ЭОР №1, привести аналогичные примеры; Группа В: задание на выбор (ЭОР № 2, ЭОР № 3); Группа С: выполнить упр. 119 (творческое) или составить тестовые задания по теме урока. Благодарит за урок. Слайд № 9. |
Записывают задание в дневники | 2 мин. |
9. Выставление оценок | Метод оценки знаний и умений учащихся | Предлагает прокомментировать работу на
уроке. Даёт оценку работы на уроке. Демонстрирует слайд № 9. |
Ребята группы А комментируют свою
собственную работу на уроке, ребята группы В -
работу своих товарищей в группе; ребята группы С
дают оценку работы класса в целом. Считают баллы, выставляют оценки. |
2 мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЭОР № 1"Тире между подлежащим и сказуемым". | Педагогический информационный ресурс, | Интерактивная многоуровневая таблица | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ 79d2ad00-0a01-00ee-01f0-5228c34c175a/?from= 8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&interface= catalog&rub_guid[]= 8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&rubric_id[]=15992 |
2 | ЭОР №2 "Почему тире? | Педагогический информационный ресурс, | Тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 3748dcf7-4305-4dea-a470-23de5929b0f8/ index_listing.html |
3 | ЭОР №3 "Поставьте, если нужно, тире" | Педагогический информационный ресурс | Тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 79d30b20-0a01-00ee-0141-3338bf78cf70/% 5BRUS8_174%5D_%5BQS_312%5D/% 5BRUS8_174%5D_%5BQS_312%5D.html |
Приложение № 1
Оценочный лист ученика.
№ п/п | Этап урока | Оценка |
1 | Начало урока. Тема, цель, эпиграф. | |
2 | Проверка домашнего задания. | |
3 | Формулировка темы и цели урока. | |
4 | Выведение правила. | |
5 |
|
|
6 | Подведение итога урока. Рефлексия. | |
7 | Общая сумма баллов. | |
8 | Средний балл (оценка за урок). |
Приложение № 2
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
1. Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
2. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
3. Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Приложение № 3
Поставь, если нужно, тире
- Знание ? сила.
- Пятью три ? пятнадцать.
- Жить ? значит бороться с трудностями.
- Твоё дело ? работать.
- Купаться ранним утром ? вот наслаждение.
Приложение № 4
Поставь, если нужно, тире
- Человек кузнец своего счастья.
- Десять минус два восемь?
- Жить значит бороться с трудностями.
- Наша обязанность хорошо учиться.
- Написать письмо дело простое.
- Глаза будто изумруды.
Приложение № 5
Закончи фразу
- Знание - ....
- Собака - ....
- Наш долг - .....
- Пятнадцать вычесть пять -...
- Жить - ...
- Нижняя Заимка - моё ...
- Старательно учиться - ...