Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду,
то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: “Песок!”
Мариелла Зейц
Игры с песком являются одним из действенных методов обучения детей с самого раннего возраста, но, к сожалению, мы недооцениваем их значение для развития ребенка.
А ведь эти игры не только увлекательны, но и полезны, а для ребенка с интеллектуальными проблемами, с различными сочетанными дефектами - особенно.
Игры с песком помогают развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений детей с ограниченными возможностями здоровья. Во время таких занятий происходит развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Наиболее значимые результаты достигаются за счет обучения с помощью песка на световом поле. Сочетание песка и света дает оптимальные результаты при обучении детей. При изменении цвета светового поля у ребенка повышается интерес, настроение, мотивация к обучению, стимулируются воображение и восприятие.
А при работе со слабовидящими детьми, световое поле с песком - это просто находка.
В своей статье мы хотели бы дать практические рекомендации по использованию светового поля с песком на уроках с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Сразу отметим, что при работе с песком, мы должны идти от простых заданий к сложным, осуществлять подбор упражнений, соответствующих индивидуальным возможностям каждого ребенка. Все предложенные задания ребенок может выполнять как самостоятельно, так и под руководством взрослого или совместно со взрослым (“рука в руке”). Во время занятий ребенок рисует и пишет пальцами, ребром руки, применяет различные аксессуары (палочки, кисти, губки и т.д.).
Рисование по песку на световом экране является оптимальным методом при обучении ребенка чтению и письму. Поэтому данную форму работы целесообразно использовать на уроках обучения грамоты, где необходимо усвоить начертание образа букв, закрепить навык письма и чтения. Ведь песок дает ребенку возможность ощутить через тактильные ощущения, а свет-воспринять через органы зрения.
Предлагаем вашему вниманию некоторые виды заданий по письму.
Вначале занятий, когда ребенок еще не знает начертания букв, рисуем различные линии: прямые, волнистые, длинные, короткие. Также обводим различные по сложности фигуры, пишем элементы букв. Далее, предлагаем ребенку более сложные задания: письмо букв, слогов, коротких слов.
Задание на выделение первого звука, буквы:
“Посмотри, что изображено на картинке, произнеси слово и напиши первую букву в названии этого слова”.
Задание на узнавание буквы, изображенной графически правильно (профилактика дисграфии):
“У тебя на поле написаны две буквы. Одна из них - неправильная. Найди неправильную букву и засыпь песком”.
На уроках математики мы как бы “оживляем” абстрактные символы цифр, геометрических фигур. Пишем цифры по образцу, соотносим число и цифру, сравниваем, считаем нарисованные на песке предметы или геометрические фигуры. При усвоении понятий о величине, рисуем дома (высокий- низкий), змейки или дорожки (длинный - короткий).
Задание на усвоение количественных понятий “много-мало”:
“Нарисуй 2 круга - большой и маленький. Это будут тарелки. В большую тарелку положи много конфет, а в маленькую – мало”. Конфеты можно вырезать из картона или использовать любой подручный материал (например, крупную фасоль).
Задание на закрепление цвета и усвоение количественных представлений: “Нарисуй елочку. Повесь на нее игрушки только красного цвета. Сколько игрушек ты повесил?”
На уроках по ознакомлению с окружающим миром с помощью песка мы рисуем животных, деревья, цветы, траву, кустарники; различные объекты небесного пространства (солнце, луну, звезды, облака); сезонные изменения в природе (листопад, снег, метель) и т.д. Обводим по контуру растения сада, огорода. Также часто проводится работа с формами: заполнение трафаретов.
Используем световое поле с песком и на уроках социально-бытовой ориентировки.
Например, моделируем игровую ситуацию “Моя комната”
Задание на закрепление названий предметов мебели “Нарисуй стул в правом нижнем углу, диван – в левом верхнем, стол – посередине”.
Данное задание можно использовать и на уроках математики при закреплении пространственных представлений.
Задание на усвоение предметов обуви, одежды:
- “Заполни песком только предметы одежды (обуви)”.
Задание на усвоение понятий о временах года:
- “Засыпь песком картинку, которая не относится к зиме”.
Задание по теме “Продукты питания”:
- “Нарисуй любые продукты питания (колбаски, макароны, конфеты, хлеб)”.
Также работаем с формами: заполняем их песком по заданию учителя.
В данной статье мы описали лишь незначительное количество заданий, используемых в своей работе на уроках. Практика работы с песком на световом поле дает возможность учителю творчески подходить к обучению, придумывать различные виды заданий и упражнений, что положительно сказывается на усвоении учебного материала детьми. Кроме того, песок несет в себе положительный эмоциональный заряд, способствующий снижению тревожности у детей.