Урок окружающего мира (программа "Гармония") на тему "Преобразования, произошедшие в СССР в 20–30-х гг. ХХ века". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать представления о этапах развития государства после Гражданской войны;
  • показать желание трудового народа построить справедливое общество;
  • развивать навыки работы с политической картой;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать уважение к трудовым подвигам российского народа.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова “Окружающий мир” 2 часть;
  • учебник О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин “Окружающий мир” 4 кл., 2 часть;
  • значки октябрёнка, пионера, комсомольца.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

На предыдущем уроке мы с вами стали знакомиться с историей нашей страны в XX веке.

Давайте определим основные события и изменения в стране в начале ХХ века.

Какой была Россия в начале ХХ века?

(ответы детей)

- Что же изменилось в нашей стране?

а) работа в тетради с. 30 № 46

б) закрепление по слайдам

(слайд № 1 и № 2)

III. Изучение нового.

1. Что изменилось в хозяйстве страны.

- Сегодня мы с вами продолжим говорить о развитии страны в ХХ веке. Речь будет идти о 20-х – 30-х годах.

(слайд № 3)

- Итак, после Первой мировой и Гражданской войн стране надо было преодолеть множество трудностей: голод, разруху, восстановить производство, наладить мирную жизнь.

(слайд № 4)

- Поэтому, народ нашей страны героически стал восстанавливать все отрасли производства и сельского хозяйства. Удалось это сделать примерно за 15 лет. Многие предприятия стали собственностью государства. А крестьянские земли объединили в специальные коллективные хозяйства – колхозы.

(слайд № 5)

- Народ прикладывал все усилия, чтобы сделать свою жизнь лучше. Было построено много новых заводов, городов, посёлков. В стране стали выпускать свои тракторы, самолёты, автомобили. В деревнях появилось радио и электричество.

(слайд № 6)

- Самым большим достижением в 1935 году стал запуск первой линии метрополитена. Московское метро стало одним из замечательных архитектурных памятников. Залы метро украшали мрамором, гранитом и росписями.

(слайд № 7)

- Особое внимание в стране уделялось образованию. Многие люди в то время были безграмотными. Поэтому государство обеспечило бесплатное образование для всего населения. И за парты стали садиться и стар и млад. Построили новые школы, библиотеки.

(слайд № 8)

- Большое значение государство уделяло и воспитанию юных граждан. Появились специальные организации для учащихся и молодёжи.

(слайд № 9)

- С 7-ми лет принимали в октябрята, с 10 лет – в пионеры, а с 14 лет – в комсомольцы. Появились октябрятская, пионерская и комсомольская организации.

(слайд № 9 анимация)

- Чтобы стать членом каждой организации, необходимо было хорошо учиться, быть честными и дисциплинированными.

(слайд № 10)

Физминутка

2. Жизнь людей в Советском Союзе.

- Мы с вами разобрали, что изменилось в хозяйстве страны. А как же жилось простому народу?

а) работа по учебнику с. 90.

- Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр. 90. Читаем текст.

(чтение текста учащимися)

- Ради светлого будущего, что готовы были терпеть люди?

- В чём это выражалось?

- А что следовало за нарушение дисциплины?

- Но были и светлые стороны в жизни народа в те годы. Несмотря на все трудности, в стране не было безработицы и было бесплатное образование и медицина. За большие успехи в труде, отличившихся работников награждали путёвками в санатории и дома отдыха или поездкой на ВДНХ.

(слайд № 12)

- А лучшие пионеры получали путёвку во всесоюзный пионерский лагерь “Артек”, который располагается на берегу Чёрного моря в Крыму.

(слайд № 13)

- Так же для детей были открыты Дома пионеров, Дворцы культуры, где занимались в различных кружках.

IV. Закрепление изученного.

Работа в печатной тетради стр.30 № 47.

- Со скольки лет принимали в октябрята? В пионеры? В комсомольцы?

V. Итог урока.

- Какие события первой половины ХХ века вы бы отразили на ленте времени?

VI. Домашнее задание.

- стр. 87-92 перес.