Цели:
- сформировать представления о этапах развития государства после Гражданской войны;
- показать желание трудового народа построить справедливое общество;
- развивать навыки работы с политической картой;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать уважение к трудовым подвигам российского народа.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова “Окружающий мир” 2 часть;
- учебник О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин “Окружающий мир” 4 кл., 2 часть;
- значки октябрёнка, пионера, комсомольца.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
На предыдущем уроке мы с вами стали знакомиться с историей нашей страны в XX веке.
Давайте определим основные события и изменения в стране в начале ХХ века.
Какой была Россия в начале ХХ века?
(ответы детей)
- Что же изменилось в нашей стране?
а) работа в тетради с. 30 № 46
б) закрепление по слайдам
(слайд № 1 и № 2)
III. Изучение нового.
1. Что изменилось в хозяйстве страны.
- Сегодня мы с вами продолжим говорить о развитии страны в ХХ веке. Речь будет идти о 20-х – 30-х годах.
(слайд № 3)
- Итак, после Первой мировой и Гражданской войн стране надо было преодолеть множество трудностей: голод, разруху, восстановить производство, наладить мирную жизнь.
(слайд № 4)
- Поэтому, народ нашей страны героически стал восстанавливать все отрасли производства и сельского хозяйства. Удалось это сделать примерно за 15 лет. Многие предприятия стали собственностью государства. А крестьянские земли объединили в специальные коллективные хозяйства – колхозы.
(слайд № 5)
- Народ прикладывал все усилия, чтобы сделать свою жизнь лучше. Было построено много новых заводов, городов, посёлков. В стране стали выпускать свои тракторы, самолёты, автомобили. В деревнях появилось радио и электричество.
(слайд № 6)
- Самым большим достижением в 1935 году стал запуск первой линии метрополитена. Московское метро стало одним из замечательных архитектурных памятников. Залы метро украшали мрамором, гранитом и росписями.
(слайд № 7)
- Особое внимание в стране уделялось образованию. Многие люди в то время были безграмотными. Поэтому государство обеспечило бесплатное образование для всего населения. И за парты стали садиться и стар и млад. Построили новые школы, библиотеки.
(слайд № 8)
- Большое значение государство уделяло и воспитанию юных граждан. Появились специальные организации для учащихся и молодёжи.
(слайд № 9)
- С 7-ми лет принимали в октябрята, с 10 лет – в пионеры, а с 14 лет – в комсомольцы. Появились октябрятская, пионерская и комсомольская организации.
(слайд № 9 анимация)
- Чтобы стать членом каждой организации, необходимо было хорошо учиться, быть честными и дисциплинированными.
(слайд № 10)
Физминутка
2. Жизнь людей в Советском Союзе.
- Мы с вами разобрали, что изменилось в хозяйстве страны. А как же жилось простому народу?
а) работа по учебнику с. 90.
- Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр. 90. Читаем текст.
(чтение текста учащимися)
- Ради светлого будущего, что готовы были терпеть люди?
- В чём это выражалось?
- А что следовало за нарушение дисциплины?
- Но были и светлые стороны в жизни народа в те годы. Несмотря на все трудности, в стране не было безработицы и было бесплатное образование и медицина. За большие успехи в труде, отличившихся работников награждали путёвками в санатории и дома отдыха или поездкой на ВДНХ.
(слайд № 12)
- А лучшие пионеры получали путёвку во всесоюзный пионерский лагерь “Артек”, который располагается на берегу Чёрного моря в Крыму.
(слайд № 13)
- Так же для детей были открыты Дома пионеров, Дворцы культуры, где занимались в различных кружках.
IV. Закрепление изученного.
Работа в печатной тетради стр.30 № 47.
- Со скольки лет принимали в октябрята? В пионеры? В комсомольцы?
V. Итог урока.
- Какие события первой половины ХХ века вы бы отразили на ленте времени?
VI. Домашнее задание.
- стр. 87-92 перес.