Фронтальное занятие развития речи для обучающихся 3-го класса, имеющих речевые расстройства. Тема: "Звуки и буквы. Гласные и согласные"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Коррекционная педагогика


Цель: уточнение знаний о звуках и буквах русского языка

Задачи:

развивающие:

  • развивать умения выполнять задание по образцу;
  • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
  • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

коррекционные:

  • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
  • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
  • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;

воспитательные:

  • воспитывать навык отвечать по очереди;
  • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
  • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • раздаточный материал: карточки с распечатками улиток (Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб.: КАРО, 2014. – 96 с. – (Серия “Мастер-класс логопеда”), стр. 41-43 (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>);
  • раздаточный материал: распечатка стихотворения И. Пивоваровой “Музей” из пособия И.Н. Садовниковой (Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279 с.: ил.), стр. 112;
  • раздаточный материал: картинка из пособия по развитию фонематического восприятия (Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие: формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32 с.), стр. 10 (<Рисунок 3>);
  • массажные шарики “су-джок”;
  • компьютер;
  • материалы электронного портала для логопедов “Мерсибо”: интерактивная игра “Волк учит буквы” и печатные материалы к этой игре http://mersibo.ru

 Ход урока

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

Упражнение “Назови 5 слов”

Логопед: сядет тот, кто назовёт 5 любых слов, которые начинаются на звук... (логопед каждому обучающемуся задаёт определённый звук).

2. Объявление темы урока

1) Анализ предложения.

Логопед раздаёт обучающимся карточки с распечатанными играми “Улитка”. В улитку вписано одно предложение. Необходимо прочитать предложение и записать его в тетрадь, правильно оформив (разделить слова, начало предложения написать с прописной буквы, сосчитать количество слов). Проверка вслух: обучающиеся по очереди читают свои предложения, называют количество слов в предложении и называют, с какого звука начинается каждое слово в предложении.

Логопед: найдите в своих предложениях слово, в котором есть звук... (называет по одному несколько звуков [ж, с’, э, м, и, л, л’], обучающиеся выполняют поисковую деятельность).

2) Формулирование темы урока

Логопед: вы сейчас искали слова, которые содержат эти звуки (записывает звуки на доске [ж, с’, э, м, и, л, л’]). Какие из этих звуков гласные? Какие из этих звуков согласные? Запишите в тетради через запятую буквы, которыми обозначаются данные звуки (ж, с, э, м, и, л, л).

Логопед раздаёт обучающимся распечатку стихотворения И.Пивоваровой “Музей”. Инструкция: прочитайте стихотворение про себя.

 Стихотворение И.Пивоваровой

МУЗЕЙ 

Есть в Москве один музей —
Замечательный музей
Насекомых, птиц, зверей,
Обитателей морей. 

Я вчера туда ходил,
К разным полкам подходил...
Подошел к одной и тут
Я прочёл: “сэ-пэ-рэ-ут”. 

Кто такой “сэпэрэут”?!
Весь он — как веревок жгут:
Ноги там, и ноги тут —
Во все стороны растут... 

Через 1 минуту логопед вызывает одного обучающегося читать это стихотворение вслух. Остальные обучающиеся следят. Беседа по прочитанному.

Логопед: почему мальчик не понял надписи в витрине музея (мальчик произносил названия букв, а должен был произносить звуки)? Помогите ему прочитать слово правильно (спрут). Какое второе название есть у этого обитателя морей (осьминог)?

Логопед: как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о звуках и буквах.

3. Работа по теме урока

1) Развитие фонематического восприятия

работа на уровне звука

Логопед: запишите в тетради несколько букв через запятую. Первая буква обозначает рычащие звуки, вторая буква обозначает звенящие звуки, третья – звонкий шипящий, четвёртая – глухой твёрдый шипящий, пятая – глухой мягкий шипящий, шестая – свистящие звуки, седьмая – мычащие звуки (р, з, ж, ш, щ (или ч), с, м).

работа на уровне слога

Игра “Поймай слог”

Логопед диктует слоги. Задача обучающихся записать в столбик только те слоги, в которых есть мягкие звуки (ма, ми, сто, сте, тря, ос, жи, ящ, ши). Допишите эти слоги до целых слов.

работа на уровне слова

Логопед выдаёт каждому обучающемуся картинку с напечатанными списками слов. Логопед: прочитайте слова в каждом столбике. Найдите и подчеркните правильно напечатанные слова. В каждом столбике может быть одно, а может быть и несколько правильных слов (на самом деле, в каждом столбике только одно правильно напечатанное слово, но такая инструкция необходима, чтобы усложнить задание и усилить внимание детей к напечатанных словам). Это задание все выполняют самостоятельно. Логопед проверить правильность выполнения задания после урока.

Логопед просит детей подписать свою картинку в левом верхнем углу.

2) Развитие фонематического синтеза

работа на уровне слога

Логопед записывает на доске схемы слогов (ГС, ГС’, С’Г и т.д.). Обучающиеся должны подобрать и записать в тетрадь слоги, соответствующие схемам. Слоги записываются в столбик.

работа на уровне слова

Логопед просит обучающихся из записанных в столбик слогов образовать слова (путём дописывания).

работа на уровне предложения

Логопед просит обучающихся составить с каждым записанным словом по одному предложению и записать эти предложения в тетрадь.

3) Мозговая активизация через мелкую моторику

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики “су-джок”. В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).

Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют). Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы кольцом-пружинкой (одеть на большой палец и несколько раз прокатать кольцо от основания пальца до последней фаланги и наоборот. Повторить 4-5 раз для каждого пальца на обеих руках).

Упражнение “Продолжи...”

Логопед: пока мы массируем руки, мы будем проговаривать звуки, слоги и слова. Назовите по очереди звуки: сначала все гласные, потом все согласные. Я начну: а... (обучающиеся называют все гласные звуки, т.е. йотированные буквы называться не будут, если кто-то из обучающихся назовёт йотированную букву – логопед должен скорректировать обучающегося). Далее называются все согласные звуки (и их мягкие пары), различные слоги (открытые, закрытые, со стечениями), слова на определённый звук (называет логопед).

Логопед просит каждого обучающегося выбрать одно из названных им слов, и запомнить его.

Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед просит обучающихся встать и представить себе любимый цветок. Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Музыкальная композиция “Rainbow– Snowman”.

Логопед: мы гуляем по полю, на котором растут ваши любимые цветы. У каждого своё поле. Прислушайтесь к запахам вашего поля, вдохните аромат своих цветов (логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя - “ааа” шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова).

2) Общая моторика.

Логопед: над нашими цветочными полями играют птицы. Изобразите, как летает маленький жаворонок (частые махи кистями рук, руки согнуты в локтях – изображаем маленькие крылышки), как летает большой ворон (махи прямыми руками, пальцы разведены в стороны – изображаем большие крылья), как парит в небе орёл (руки разведены в стороны, без махов, тело немного покачивается в стороны, ноги на месте – изображаем парящую птицу).

Логопед: рядом с нашим полем течёт река, в которой живут рыбки. Покажем, как плавают разные рыбы (щука: руки вдоль тела, выполняем волнообразные движения всем телом, стоя на месте; сом: сесть на корточки и выполнять волнообразные движения руками (руки соединить вдоль от пальцев, до локтей); лосось: аккуратно выпрыгнуть “из воды” из предыдущей позы (сидя на корточках)).

3) Рефлексия и эмоциональная составляющая

Логопед просит каждого обучающегося придумать имена для птиц и рыб, которые живут вблизи воображаемых цветочных полей.

5. Развитие памяти и связной речи

1) Логопед просит обучающихся вспомнить, какое слово каждый запомнил перед началом физкультминутки (см. выше). Дети отвечают по очереди.

2) Интерактивная игра “Волк учит буквы” (портал “Мерсибо”). Исправление неправильно изображённых букв. Выполнение печатного задание к игре.

3) Логопед: вспомните ещё раз, какое слово вы запоминали до физкультминутки. Подумайте и составьте любое предложение с этим словом. Запишите это предложение в тетрадь. Подумайте и запишите в тетради продолжение – ещё 3-4 предложения, которые дополнят первое предложение. Пусть у вас получится коротенький рассказ.

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  • Чем звук отличается от буквы?
  • Чего в русском языке больше: звуков или букв? Объясните.
  • Вспомните стихотворение про мальчика в музее. Почему он не смог прочитать название животного? Когда мы читаем слово, мы видим буквы, а называем вслух – звуки.
  • Чем гласные звуки отличаются от согласных?

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!