Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП). Геометрические фигуры (для детей 6–7 лет)

Разделы: Коррекционная педагогика


Ведущая образовательная область “Познание”

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: активизировать и закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Задачи:

  • Образовательные: закреплять названия геометрических фигур “треугольник”, “квадрат”, “прямоугольник”, “четырехугольник”; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.
  • Коррекционные: развивать внимание, память, мелкую моторику рук, логическое мышление; Продолжать формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация);
  • Воспитательные: воспитывать интерес к математическим занятиям; воспитывать в детях бережное отношение к оборудованию (раздаточному материалу), воспитывать чувство такта (умение выслушать товарища), продолжать формировать навыки полных ответов на вопросы; закреплять умение работать совместно с товарищами, правильно сидеть за столом, правильно держать карандаш.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная

Формы организации: индивидуальная, групповая

Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстрированных пособий, ИКТ, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: карточка формата А4 с изображением цепочки геометрических фигур, игрушечный медведь и заяц, корзинка, мяч, геометрические фигуры из картона.
  • Раздаточный материал: математические наборы “Считаю сам” по количеству детей; карточки формата А3 изображением цепочки геометрических фигур по количеству детей, карточки А3 с изображением предметов 2 столбца в одном предметы в другом геометрические фигуры по количеству детей, карточки с изображением цифр от 3 до 10, карточки с изображением однородных предметов от 3 до 10.

Ход НОД

1. Вступительная часть. Организационный момент.

Ребята, кто из вас помнит, какое сейчас время года? (осень)

Правильно сейчас осень. А по каким признакам вы догадались, что осень? (идет дождик, стало холоднее, листья опадают с деревьев). Молодцы ребята, все правильно сказали. А еще осенью в лесу можно найти грибы и ягоды, вот наш мишка (учитель показывает детям игрушечного медведя) сегодня собирал в лесу грибы и ягоды, посмотрите, что он собрал. Учитель-дефектолог достает из корзинки геометрические фигуры из картона. Ой, что это? Разве это грибы? (нет), тогда наверно это ягоды? (нет). А что же тогда собрал в свою корзинку мишка? (ответы детей: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Давайте ответил полным ответом, дети вместе с учителем-дефектологом хором отвечают на вопрос полным ответом: “Мишка собрал в свою корзинку круг, квадрат, треугольник и прямоугольник”. Ребята, а как же это все можно назвать одним словом? (геометрические фигуры). Ребята, пусть мишка побудет у нас на занятии, мы расскажем ему все о геометрических фигурах, а в конце мы отпустим его обратно в лес? Хорошо?

2. Основная часть.

1) Работа с раздаточным материалом за столом.

Перед детьми на столах лежат геометрические фигуры.

Учитель-дефектолог предлагает детям назвать их и дает задания. У каждого ребенка набор “Считаю сам”

- Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?

- Отложите зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько их?

- Отложите четырехугольники. Назовите их по-другому. Скажите, сколько здесь разных четырехугольников?

- Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой они формы?

- Отложите желтые фигуры. Какой они формы?

2) Подвижная игра с мячом.

“Считай дальше”

Дети образуют круг. В центре круга стоит учитель-дефектолог. Он бросает кому-либо из детей мяч и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, называет последующее число и возвращает мяч педагогу. Теперь учитель-дефектолог бросает мяч другому ребенку и игра продолжается.

Вариантом игры может быть игра “До и после”. Учитель-дефектолог бросает мяч ребенку и говорит: “Считай до пяти”. Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти: один, два, три, четыре.

Если учитель-дефектолог скажет: “После пяти”, - дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь... Игра проходит в быстром темпе.

3) Работа с раздаточным материалом за столом

Нахождение заданного изображения в ряду других.

Игра “Что зачеркнуть, что подчеркнуть”

Детям раздаются карточки, на которых изображены в ряд геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ребята, посмотрите и скажите, какие фигуры изображены на ваших карточках (учитель-дефектолог следит за тем, чтобы дети отвечали полными ответами). Посмотрите у меня тоже есть карточка, учитель-дефектолог вывешивает на доску карточку формата А4, на которой изображены в ряд геометрические фигуры. Давайте посмотрим, что изображено на карточке? (ответы детей). Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, как это все можно назвать одним словом? (геометрические фигуры). Молодцы давайте скажем все вместе (геометрические фигуры). Сейчас мы с вами выполним задание, все круги мы зачеркнем, а все прямоугольники мы подчеркнем. Учитель-дефектолог показывает на примере своей карточки, как нужно выполнять задание, он зачеркивает круги и подчеркивает прямоугольники. Затем, учитель-дефектолог раздает детям простые карандаши и просит выполнить задание: вам нужно на ваших карточках зачеркнуть круги и подчеркнуть прямоугольники, будьте внимательны. [прил. 1]

4) Подвижная игра с мячом.

“Наоборот”

Игра проходит в кругу. Учитель-дефектолог стоит в центре круга, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ребенок должен сказать слово противоположное по смыслу. Учитель-дефектолог говорит: “Вперед”. Ребенок отвечает: “Назад”. (Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, внутри – снаружи и т.д.)

Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, глубокий – мелкий, дешевый – дорогой и т.д.

5) Индивидуальная работа с геометрическими фигурами.

Ребята, посмотрите, из леса к нам прискакал зайчик (учитель-дефектолог показывает детям игрушечного зайца). Давайте попробуем составить зайчика из геометрических фигур. Посмотрите, как я составлю зайчика. Учитель-дефектолог составляет зайчика на доске из картонных геометрических фигур, посмотрите, из каких геометрических фигур я составила зайчика? Сколько их? Затем учитель-дефектолог просит детей выйти к доске и составить зайчика. После того, как дети составили зайчика на доске, учитель-дефектолог вывешивает на доску готовый образец. Давайте посмотрим, из каких фигур мы составили зайчика? Один из детей показывает геометрические фигуры на образце, а остальные дети называют и считают их. После этого дети составляют зайчика по образцу самостоятельно, из бумажных геометрических фигур (работа за столом) [прил. 2]

6) Индивидуальная работа с карточками.

Ребята, мы знаем, что многие предметы похожи на геометрические фигуры. Возьмите карточку и карандаш. Соедините предметы с той фигурой, на которую он похож. (проверка задания устно) [прил. 3] Молодцы.

7) Игра “Найди пару”

На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 3 до 10 (по одной на каждого игрока). На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.

Правила игры. По сигналу играющие берут по одной карточке с цифрой, проходят вдоль стола, находят “свою пару”, то есть отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и садятся на свое место. Проверка задания. Каждый ребенок говорит: “Я взял карточку, на которой нарисовано 5 мячей, потому что мне досталась карточка с цифрой пять”

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Кто к нам приходил из леса? (медвежонок)

  • Какое животное мы сложили из геометрических фигур? (зайчика)
  • Какое задание вам понравилось больше всего?

Ребята мишке тоже очень понравилось наше задание, теперь он знает, что такое геометрические фигуры. Давайте отпустим его в лес. Наше занятие закончено. Вы все сегодня молодцы.

Список используемой литературы:

1 В.П. Новикова Математика в детском саду 6–7 лет. М., Мозаика-синетз 2014

2 О.А. Степанова Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения. М., Творческий центр Сфера 2011

3 Д Попова Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе СПб Питер 2013

4 Г.М. Блинова Познавательное развитие детей М Творческий центр Сфера 2010

5 О. Н. Крылова Знакомство с математикой М Экзамен 2010

6 Г.А. Цукерман Виды общения в обучении М. 2009

7 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред А.Г. Асмолова М. Просвещение 2008

8 А.В Головченко Думай, решай, считай М. Творческий центр Сфера 2015