Классный час на тему "Что такое дружба"

Разделы: Классное руководство, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Мысль провести этот классный час возникла не случайно. Она была продиктована острой ситуацией, возникшей в классе. Накануне – тревожный звонок мамы одной из девочек: “Помогите, дочка не хочет идти в школу, просит перевести в другую!” Оказалось, что девочка очень переживает размолвку с подругой, которая, прямо скажем, вела себя не слишком по-дружески”. Картина дополнялась общим довольно прохладным отношением детей к общим делам, чего не было в прошлом году.

Я решила провести задушевный разговор с классом, не называя имен, не связывая ни с какими ситуациями, просто для того, чтобы дети смогли как бы невзначай увидеть себя и своих товарищей со стороны. Как всегда, на помощь пришли книги, Интернет, компьютер, интерактивная доска. На другое утро разговор состоялся.

Ход классного часа

Всю беседу проводит классный руководитель с помощью презентации, которая является опорным конспектом и основой разговора).

СЛАЙД 1.

Что такое дружба?

Классный руководитель.

- Этот вопрос волновал людей во все времена, и в наше время, и в древности. Давайте посмотрим, что говорили великие люди о дружбе и попробуем понять, что они имели ввиду?

(Показываю СЛАЙДЫ 2, 3, 4 поочередно, дети объясняют, как они понимают высказывания, связывая их с современной жизнью.)

Классный руководитель. 

- Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений. Очень часто наше отношение к людям предвзято, надо стараться увидеть в любом человеке то хорошее, что обязательно в нем есть.

(показываю СЛАЙД 5, читаем вместе с детьми стихи)[1]

- Попробуйте проанализировать ситуации, о которых я расскажу вам сейчас. Они случились с вашими ровесниками. Как бы вы поступили на месте героев?

СЛАЙД 6

1-Я СИТУАЦИЯ [3]

 В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Ваня  (называю вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Ваня - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Ваня был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

(Обсуждение 1-й ситуации.)

СЛАЙД 7

2-Я СИТУАЦИЯ [3]

Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Коля сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Пирата, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Коле. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но, хотя Коля всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Коли?

(Обсуждение 2-й ситуации.)

СЛАЙД 8

3-Я СИТУАЦИЯ [3]

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Васи в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Вася стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Васи?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

Классный руководитель. 

- Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: “Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей”.

Что же такое дружба в вашем понимании?

(Дети высказываются )

СЛАЙД 9

Классный руководитель:

- Что же такое в вашем понимании “дурная связь”? Можем ли мы считать дружбой отношения, когда люди просто используют друг друга? (Дети высказываются, приводят примеры из своего опыта)

- В заключение нашего классного часа мы проведем небольшой тест “Настоящий ли ты друг?” [3]

Каждый ребенок получает распечатку с тестом, отвечает на вопросы, потом подсчитываем баллы и я зачитываю результаты теста соответственно баллам. Важно: результаты анонимны, их знает только сам ребенок.

Тест “НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?”

1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

а) надежность – он никогда вас не подведет;

б) солидарность – он всегда будет только на вашей стороне;

в) чуткость – он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;

г) верность – он всегда с вами, что бы вы ни сделали;

д) совместимость – вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

а) угостите чаем и успокоите;

б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;

в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;

г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;

д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

а) предложите первому другу присоединиться к беседе;

б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;

в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;

г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;

д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?

а) ни одного;

б) один;

в) два;

г) трое;

д) четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

а) все;

б) почти все;

в) не все;

г) немногие;

д) двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

а) согласитесь без всяких сомнений;

б) согласитесь, но неохотно;

в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

г) скажете, что сами хотели его надеть;

д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.

7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

а) наотрез откажетесь;

б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;

в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;

г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

а) панда;

б) кошка;

в) собака;

г) обезьяна;

д) слон.

9. Ваши друзья:

а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

б) все похожи друга на друга;

в) разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

а) настоящими друзьями;

б) друзьями на время, пока вы в школе;

в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;

г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;

д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;

б) избавлять от одиночества;

в) доставлять удовольствие от общения;

г) всегда быть на вашей стороне;

д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;

б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;

в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;

г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;

д) всегда быть готовым выслушать друга.

ОЧКИ

  А Б В Г Д
1 10 5 15 0 20
2 20 0 5 15 10
3 15 10 10 15 20
4 0 5 10 15 20
5 15 20 10 5 0
6 20 10 10 0 15
7 15 10 0 5 0
8 5 0 10 20 15
9 0 5 10 - -
10 0 10 20 15 5
11 10 15 20 0 5
12 15 0 5 10 20

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

Заключительное слово классного руководителя.

Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым. СЛАЙД 10 (В заключение читаю сонет У.Шекспира о друге)

P.S. Через пару дней вдруг обращаю внимание на то, что две мои девочки-подружки опять вместе, как будто и не было никакой ссоры. Конечно, так и должно быть в детской жизни, поссорились-помирились... Но все же, все же...

Литература

  1. Расул Гамзатов, Стихи и поэмы, Известия,1974
  2. Уильям Шекспир, Сонеты, Астрель, 2012
  3. Интернет ресурс http://averkina.edurm.ru/druschba.htm