Задачи:
- Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.
- Закрепить понятие “зимующие” птицы;
- Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
- Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.
- Активизировать в речи обобщающие слова: “зимующие птицы”; умение говорить “громко - тихо”, вырабатывать силу голоса;
- Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.
- Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
- Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме.
- Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.
- Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
- Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, разрезные картинки птиц к игре “Собери картинку” - картинка “Филин”, коробка с угощением для птиц: семена, семечки, Кормушка. Мяч. Снежинки.
Предварительная работа:
- Беседа о зимующих птицах Урала, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
- Чтение произведения устного народного творчества “Сорока - сорока”; А.Барто “Синица”; В.Бианки “Лесная газета”.
- Совместно с родителями изготовление кормушки для птиц, подкормка птиц на участке детского сада.
Ход занятия
Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц.
Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
- Как мы их называем? - (Перелетные)
- Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? - (Зимующие)
Воспитатель:
А вы, ребята, мои загадки отгадайте.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку воробья. Воспитатель:
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Сороки.
Верещунья - белобока, а зовут ее? (Сорока)
Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Снегиря.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Снегирь)
Опишите его, дети по иллюстрированной картинке описывают снегиря (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная).
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Синички.
Непоседа.
Невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её?
(Синичка)
Воспитатель:
Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост - серые).
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Вороны.
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая.
К арку чья хрипловатая.
(Ворона)
Воспитатель:
Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое).
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку Голубя.
Я - толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами
И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб.
(Голубь)
Воспитатель:
Опишите его. (Оперение голубя серое). Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
Зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас на Урале в городе Екатеринбурге.
Воспитатель:
Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное?
Окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц?
- Есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове - глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.
Воспитатель:
Что птица делает клювом? - клюет.
- Что делает крыльями? - машет, летает.
- Для чего нужны лапки? - ходит, прыгает, держится, гребет...
(для закрепления, дети повторяют ответ хором.) Игра “Какой птички не стало? ”
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:
Какой птички не стало? (дети отвечают).
Физминутка “Погреемся”.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки:
Хлоп - хлоп - хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:
Топ - топ - топ.
Мы согреем щеки, шею.
(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев). Рукавички мы наденем, не боимся мы метели, Да, да, да.
Воспитатель:
Вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц. Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.
Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.
Упражнение “Подуй на снежинки”. Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.
Воспитатель:
Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.
Игра “Собери птицу из частей” - “Филин”.
Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали? Дети слушают стихи. “Воробей”, “Дятел”.
Игра: “Птичья столовая”
- Воробей - хлебные крошки,
- Снегирь - ягоды рябины и калины, семена шишек,
- Синичка - любит сало,
- Ворона. Сорока и голубь - всеядные.
Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки. Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку.
Воспитатель: Ребята о каких птицах мы говорили? “Птицы, зимующие на Урале” Как сказать, одним словом? - “зимующие”. Мы приготовили для них угощение, сегодня во время прогулки будем их кормить. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Совместно с воспитателем изготовление аппликации “Кормушка для птиц”.