Открытое мероприятие по дополнительному образованию для учащихся 1-го класса, посещающих объединение “Весёлая грамматика”
Цель: совершенствование звуковой стороны речи
Задачи:
- Совершенствовать речевое общение детей в игровых ситуациях.
- Развивать звукопроизносительную практику, закреплять правильное произношение ранее изученных звуков.
- Обогащать словарный запас.
- Совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание.
- Развивать навыки самоконтроля за речью.
- Создавать эмоционально-положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, уверенности в себе
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, мяч, бубен, магнитная доска с буквами, МАКбуки, эмблемы команд, медали.
Орг. момент: вступительное слово логопеда:
Звучит музыка “Выйду на улицу, гляну на село...”
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня на нашем кружке мы проводим “Конкурс скороговорщиков”
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. (Слайд 2)
Хотите узнать откуда появились скороговорки?
Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.
Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор “скороговорить” — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Сегодня мы проведём “Конкурс скороговорщиков”. Участвовать будут две команды “Говорилки” и “Тараторки”
Вместо баллов жюри будет одаривать наших ребят бубликами да баранками. У кого связка будет больше, тот и победит сегодня.
Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)
Задание 1. Скороговорки-невелички. Слайд3
Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:
Для команды №1 | Для команды №2 |
Веня и Иван не виноваты. | Внимание: в водоёме водяной. |
В дневнике у Вадима девять двоек. | В сундуке на судно несут посуду. |
Филимон был на футболе в футболке. | У Пети Потапова папа – капитан. |
В Японии все пони в попоне. | У Дуни в неделе одни понедельники. |
Дима даёт Дине дыню. | Парень поел пареной репы. |
Дядя Федя дал мёда медведю. | Опять Антон пьёт кипяток. |
Сынок не носит косынок. | Синице гусеница снится. |
У забияки змея за пазухой. | Десять совят на сосне сидят. |
Наш шпион выше вашего шпиона. | У швеи в шкафу ковшик и кувшин. |
Королю подарили пару кроликов. | Лодырь прогулял урок риторики. |
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Задание 2. Игра с мячом. Слайд 4
1. Нужно подбросить мяч и пока он будет находиться в воздухе, успеть выговорить такую скороговорку: У ужа ужата, у ежа ежата.
2. Каждый из участников команды должен взять мяч в руки, рассказать любую скороговорку громко и четко и передать мяч следующему участнику. (Скороговорки не должны повторяться)
Задание 3. “Отгадай скороговорку по картине” Слайд 5-9
Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.
Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает баранку.
На экране иллюстрации к скороговоркам.
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. На дворе – трава, на траве – дрова
3. Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Задание 4. “Части скороговорок” Слайд 10-12 (можно использовать МАКбуки)
Логопед. Нужно прочитать части скороговорок и подобрать для них вторую часть из другого столбика
Течёт речка | из-под простокваши |
Осип охрип | корни крепки |
Сшил Пашка | на платке Тани |
Стоит копна | печёт печка |
У редьки и репки | с подприкопёночком |
Сыворотка | Архип осип |
Ткёт ткач ткани | шапку Сашке |
Задание 5. Артистичные скороговорки. Слайд 13-14
Логопед: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!
Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)
- Тощий Кащей тащит ящик овощей.
- Цыплёнок и курица пьют чай на улице.
(Образец логопеда: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)
Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:
Веселье, грусть, испуг, удивление.
Задание 6. Звукобуквенные скороговорки. Слайд 15
Логопед: А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.
Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.
Команда №1 | Команда №2 |
1. Жук жужжит и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет. |
1. Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей. |
2. Катя копала лопаткой канавку. | 2.В пенале у Полины паук плетёт паутину. |
3.Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан. | 3. Дятел долбит древний дуб,добрый дятел дубу люб. |
4. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. | 4. Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк. |
5. В пятницу цена акции девятнадцать центов. | 5.Чубчик не у внучки, чубчик у внучка. |
Задание 7. Перепутанная скороговорка. Слайд 16-18 (можно на МАКбуках)
Логопед: Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:
Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.
Команда №1 | Команда №2 |
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте. | На Ерёму напала дрёма, От дрёмы уснул Ерёма. |
Задание 8. Домашние скороговорки. Слайд 19
Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).
Выступления команд.
Общие итоги все конкурсов.
Логопед: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить , читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!