Открытое мероприятие по дополнительному образованию "Конкурс скороговорщиков"

Разделы: Логопедия


Открытое мероприятие по дополнительному образованию для учащихся 1-го класса, посещающих объединение “Весёлая грамматика”

Цель: совершенствование звуковой стороны речи

Задачи:

  • Совершенствовать речевое общение детей в игровых ситуациях.
  • Развивать звукопроизносительную практику, закреплять правильное произношение ранее изученных звуков.
  • Обогащать словарный запас.
  • Совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание.
  • Развивать навыки самоконтроля за речью.
  • Создавать эмоционально-положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, уверенности в себе

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, мяч, бубен, магнитная доска с буквами, МАКбуки, эмблемы команд, медали.

Орг. момент: вступительное слово логопеда:

Звучит музыка “Выйду на улицу, гляну на село...”

Логопед: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня на нашем кружке мы проводим “Конкурс скороговорщиков”

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. (Слайд 2)

Хотите узнать откуда появились скороговорки?

Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Всегда любили на Руси  скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор “скороговорить” — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Сегодня мы проведём “Конкурс скороговорщиков”. Участвовать будут две команды “Говорилки” и “Тараторки”

Вместо баллов жюри будет одаривать наших ребят бубликами да баранками. У кого связка будет больше, тот и победит сегодня.

Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)

Задание 1. Скороговорки-невелички. Слайд3

Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:

Для команды №1 Для команды №2
Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.
В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.
Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.
В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.
Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.
Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.
Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.
У забияки змея за пазухой. Десять совят на сосне сидят.
Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Королю подарили пару кроликов. Лодырь прогулял урок риторики.

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

Задание 2. Игра с мячом. Слайд 4

1. Нужно подбросить мяч и пока он будет находиться в воздухе, успеть выговорить такую скороговорку: У ужа ужата, у ежа ежата.

2. Каждый из участников команды должен взять мяч в руки, рассказать любую скороговорку громко и четко и передать мяч следующему участнику. (Скороговорки не должны повторяться)

Задание 3. “Отгадай скороговорку по картине” Слайд 5-9

Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.

Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает баранку.

На экране иллюстрации к скороговоркам.

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. На дворе – трава, на траве – дрова

3. Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Задание 4. “Части скороговорок” Слайд 10-12 (можно использовать МАКбуки)

Логопед. Нужно прочитать части скороговорок и подобрать для них вторую часть из другого столбика

Течёт речка из-под простокваши
Осип охрип корни крепки
Сшил Пашка на платке Тани
Стоит копна печёт печка
У редьки и репки с подприкопёночком
Сыворотка Архип осип
Ткёт ткач ткани шапку Сашке

Задание 5. Артистичные скороговорки. Слайд 13-14

Логопед: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!

Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)

  • Тощий Кащей тащит ящик овощей.
  • Цыплёнок и курица пьют чай на улице.

(Образец логопеда: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

 Задание 6. Звукобуквенные скороговорки. Слайд 15

Логопед: А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.

Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.

Команда №1 Команда №2
1. Жук жужжит и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
1. Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.
2. Катя копала лопаткой канавку. 2.В пенале у Полины паук плетёт паутину.
3.Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан. 3. Дятел долбит древний дуб,добрый дятел дубу люб.
4. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. 4. Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
5. В пятницу цена акции девятнадцать центов. 5.Чубчик не у внучки, чубчик у внучка.

Задание 7. Перепутанная скороговорка. Слайд 16-18 (можно на МАКбуках)

Логопед: Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:

Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.

Команда №1 Команда №2
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте. На Ерёму напала дрёма,
От дрёмы уснул Ерёма.

Задание 8. Домашние скороговорки. Слайд 19

Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).

Выступления команд.

Общие итоги все конкурсов.

Логопед: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить , читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!