Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Рассмотреть основные способы решения расчетных задач на вывод химической формулы вещества.
Задачи:
Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний посредством практико-ориентированных заданий, закрепление практических умений решения задач.
Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностного подхода и элементов проблемного обучения.
Воспитательные: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном процессе.
Основные вопросы:
Вывод формулы вещества по массовым долям.
Вывод формулы вещества по массовым долям и относительной плотности паров этого вещества по какому-либо газу.
Вывод формулы вещества по продуктам сгорания.
Основные понятия: массовая доля элемента, относительная плотность одного вещества по другому, молярная масса вещества, простейшая формула вещества, истинная формула вещества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать алгоритмы решения задач данного типа, уметь применять их при решении стандартных и нестандартных расчетных задач по химии.
Метапредметные: умение проводить наблюдение, анализировать и делать выводы, знать правила техники безопасности при работе с веществами, умение использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения заданий.
Личностные: способствовать формированию ответственного отношения к учебе, воспитывать у учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе, ведение дискуссии, умение доказывать свою точку зрения.
Методы обучения: эвристический, проблемный, наглядный.
Средства обучения: ноутбук, проектор мультимедийный, информационные карты, раздаточные периодические системы, колбы, поднос, дифференцированные задания на дом.
Литература для учителя:
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии 10 класс, Москва 2001 “Блик и Кo”.;
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Химия. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: Дрофа, 2012.– 304 с;
- Белоногов В.А., Белоногова Г.У. “Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества”. Газета “Первое сентября. Химия”. № 4, 2015 год, с. 19 -26;
- Белоногов В.А., Белоногова Г.У. “Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества”. Газета “Первое сентября. Химия”. № 5-6, 2015 год, с. 13-20;
- Белоногов В.А., Белоногова Г.У. “Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества”. Газета “Первое сентября. Химия”. № 7-8, 2015 год, с. 20-27;
- фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. https://urok.1sept.ru/
Литература для учащихся:
- О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Химия 10, Дрофа 2003;
- А.М.Радецкий. Химия. Дидактический материал 10-11 классы. Просвещение 2011.– 144 с.
- Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/
Технологическая карта урока изучения нового материала в 10 классе по теме “Решение расчетных задач на нахождение химической формулы вещества”
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно-ориентированный этап Учитель создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к определению темы и цели урока. |
Взаимное приветствие. Учитель
предлагает разбиться на группы (количество групп
определяется количеством детей в классе, в нашем
случае три группы), выносит поднос и создает
мотивацию к учебной деятельности. – Ребята, у меня на подносе несколько колб с растворами веществ. Колбы пронумерованы, а что в них находится мы не знаем. Лаборант забыл наклеить этикетки, но в журнале лаборанта есть элементный состав и описание этих веществ. Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю ознакомиться с элементным составом неизвестных нам веществ. |
На столах учащихся представлены
инструкционные карты в виде фрагмента журнала
лаборанта (условия задач на вывод химической
формулы вещества c познавательной нагрузкой) Приложение 1 Учащиеся работают в группах, что определяет готовность к равноправному сотрудничеству, доброжелательному отношению друг к другу и адекватному межличностному восприятию. |
Слайд 1 Тема, цель и задачи урока |
Как вы думаете, чем мы сегодня будем
заниматься? Учитель организует обсуждение, по результатам которого учащиеся формулируют тему и цель урока. Действительно, мы будем учиться решать задачи на вывод химической формулы вещества. |
Анализируют информацию, высказывают предположения, что будут учиться определять формулу вещества по массовым долям, т.е. решать задачи на вывод химической формулы. |
Операционно-исполнительский этап Этап открытия нового знания Слайд 2 Условие задачи №1 |
Учитель предлагает первую задачу решить вместе. На доске записывается условие задачи, обращается внимание на порядок оформления и решения таких задач. | Учащиеся работают в группах, решают задачу вместе с учителем. |
Слайд 3 Формула глицина, его биологическая роль, применение в промышленности |
Вещество, молекулярную формулу которого мы определили, называется глицин. Это вещество имеет широкое применение в медицине. Учитель на колбу под №1 наклеивает этикетку с названием вещества. | Используя слайды, учащиеся знакомятся с биологической ролью и применением в промышленности данного вещества. |
Слайд 4 Алгоритм нахождения химической формулы вещества по массовым долям элементов |
Далее учитель подводит учащихся к построению алгоритма решения задач на вывод молекулярной формулы. | Учащиеся проговаривают вместе с
учителем этапы решения задачи, предлагают
алгоритм решения задач данного типа и записывают
его. Алгоритм нахождения химической формулы вещества по массовым долям элементов Прочитайте текст задачи. Запишите условия и требования задачи. Число атомов элементов обозначьте через Х,Y,Z. Примите массу вещества за 100 грамм. Найдите количества вещества исходных элементов. Найдите отношение количества вещества исходных элементов. Запишите химическую формулу вещества. |
Слайд 5 Условия задач № 2,3,4 |
Учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах и для закрепления данного алгоритма предлагает каждой группе решить свою задачу из журнала лаборанта (№ 2,3,4). | Ребята работают в группах, проводят необходимые самостоятельные действия и сверяются с ответами. Представитель группы наклеивает на колбу название своего вещества. |
Слайды 6,7,8 Формулы и применение полученных веществ |
Формулы и применения данных веществ представлены на слайдах с комментариями учителя. | Учащиеся знакомятся с биологической ролью и применением в промышленности данных веществ (Слайды № 6,7,8). |
Слайд 9 Условие задачи № 5 |
– Ребята, в журнале лаборанта для
вещества под № 5 дано, что молярная масса этого
вещества больше молярной массы воздуха. Эта
величина называется относительная плотность
одного газа по другому. Прочитайте, пожалуйста, в Приложении № 2, что это за
величина и в каких единицах она измеряется. Учитель: Если в задаче дано, что относительная плотность паров вещества по водороду равна 44, то в условии необходимо записать d(Н2) = 44, если по воздуху, то d(возд) и т.д. Скажите, пожалуйста, а что мы еще можем определить по этой формуле? Учитель предлагает решить данную задачу. Активизируя работу учащихся, учитель объясняет, что найдена только простейшая формула вещества и, чтобы определить ее истинную формулу, необходимо сравнить молярную массу истиной формулы с молярной массой простейшей формулы вещества. Если разница между молярными массами больше единицы, то необходимо увеличить число атомов каждого элемента в простейшей формуле на разницу масс, т.е. учитель подводит учащихся к построению алгоритма решения задач данного типа. |
Ученики изучают Приложение 2 “Количественная характеристика газов”, осуществляют совместную деятельность в группах. Отвечают на вопросы учителя, записывают формулу для нахождения относительной плотности одного газа по другому.
Анализируя информацию, учащиеся выводят формулу нахождения молярной массы неизвестного вещества. Ученики решают задачу по известному им алгоритму, но при ее решении у них возникают затруднения.
Используя подсказку учителя, ребята завершают решение задачи. Полученное вещество – уротропин. Один из учащихся наклеивает этикетку на колбу № 5. |
Слайд 10 Формула и применение уротропина |
Учитель демонстрирует формулу
уротропина на слайде и объясняет применение его
в промышленности. – Скажите, пожалуйста, а чем решение задач данного типа отличается от предыдущего? Какой алгоритм решения данных задач вы могли бы предложить. |
Обсуждая данную проблему в группах, учащиеся проговаривают вместе с учителем этапы решения задачи, предлагают алгоритм решения задач данного типа и вместе с учителем записывают его. |
Слайд 11 Алгоритм нахождения химической формулы вещества по массовым долям элементов и его плотности |
Алгоритм нахождения химической
формулы вещества по массовым долям элементов и
его плотности Прочитайте текст задачи. 2. Запишите условия и требования задачи. Число атомов элементов обозначьте через Х,Y,Z. Примите массу вещества за 100 грамм. Найдите количества веществ исходных элементов по формуле n=: Найдите отношение количества вещества исходных элементов. Выведите простейшую формулу вещества. Найдите молярную массу истинной формулы. Сравните молярную массу истинную и молярную массу простейшей формулы. Выведите истинную формулу, увеличив число атомов каждого элемента в простейшей формуле в n раз. Запишите ответ. |
|
Слайд 12 | Для закрепления данного алгоритма
каждая группа учащихся получает свою задачу.
(А.М. Радецкий. Дидактический материал по химии
10-11 с 68 № 3, с 56 № 3, с 11 № 8) Учитель акцентирует
внимание учащихся на том, что часто для
нахождения молярной массы вещества в задачах
записывают: Относительная плотность паров одного газа по другому газу равна ...; Молярная масса одного вещества в ... раз больше молярной массы другого; 1 л паров этого вещества имеет массу ... г. |
Учащиеся самостоятельно решают задачи из дидактического материала, сверяя ответы между собой. |
Слайд 13 Условие задачи № 6 |
Учитель: Ребята, обратите
внимание на вещество, которое находится в колбе
под № 6. Здесь нам даны не массовые доли вещества,
а продукты его сгорания. Как вы думаете, чем
решение этой задачи будет отличаться от
предыдущих алгоритмов? Учитель объясняет, что через количество вещества продуктов сгорания можно выйти на количество вещества элементов, входящих в состав вещества, также учитель акцентирует внимание учащихся на том, что при решении таких задач необходимо проверить, содержит ли данное вещество кислород, т.к. в продуктах сгорания присутствует кислород. Учитель предлагает совместно с учащимися составить новый алгоритмом решения данного типа задач с использованием продуктов сгорания вещества. |
Учащиеся анализируют алгоритмы
предыдущих задач, работают в группах, учатся
ориентироваться в своей системе знаний решения
задач, отличают новое от уже известного с помощью
учителя, учатся преобразовывать информацию из
одного вида в другой. Обращают внимание на то, что
количество вещества можно найти только у
продуктов сгорания.
В ходе обсуждения, опираясь на уже полученные знания, учащиеся совместно с учителем записывают новый алгоритм решения задач с использованием продуктов сгорания |
Слайд 14 Алгоритм нахождения химической формулы вещества по его плотности и продуктам сгорания |
Учитель совместно с учащимися решает задачу у доски, обращая внимание на порядок ее оформления. | Алгоритм нахождения химической
формулы вещества по его плотности и продуктам
сгорания: Прочитайте текст задачи. Запишите условия и требования задачи. Найдите количества вещества продуктов реакции. Найдите количества вещества элементов, входящих в состав сгоревшего вещества. Определите, входит ли в состав вещества кислород: сложите числовые значения масс элементов, входящих в состав вещества, сопоставьте с массой сгоревшего вещества. Найдите отношение количества вещества исходных элементов и предложите простейшую формулу вещества, приняв самое маленькое число за единицу. Найдите молярную массу истинной формулы вещества. Сравните молярную массу истинной и простейшей формул. Выведите истинную формулу вещества. Запишите ответ. |
Слайд № 15 Условия задач для каждой группы |
Далее учитель предлагает для
закрепления данного алгоритма каждой группе
решить свою задачу. Учитель записывает домашнее задание, поясняет, на что обратить внимание, предлагает творческое задание: составить задачу на нахождение молекулярной формулы вещества по любому из пройденных алгоритмов. |
Ребята решают задачу, отрабатывая
алгоритм. Учащиеся по группам решают задачу, сверяя ответы между собой. Представители групп оформляют задачи у доски. Учащиеся записывают задание в дневник. Приложение 3 |
Рефлексивно-оценочный этап Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Учитель вновь привлекает внимание
учащихся к целям и задачам сегодняшнего урока,
предлагает им обобщить результаты и подвести
итоги урока. Для актуализации знаний учащихся
полезно напомнить, что задачи данного типа
встречаются в ЕГЭ в заданиях с развернутым
ответом. – Ребята, что нового вы узнали сегодня? – Можно ли считать, что цели урока достигнуты? – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. |
Учащиеся формируют предметно-содержательные результаты урока. Отвечают на вопросы и проводят самооценку. |