ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная задача:
- расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида деятельности, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов;
а) специальные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
б) общеучебные: владение приемами кулинарных работ, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки, умение коллективно работать;
- навыки: умения выполнять кулинарные работы.
Воспитательная задача:
- продолжить формирование трудолюбия, само- и взаимоконтроля;
- нравственные и эстетические воспитание, соблюдение норм поведения;
- ценностная ориентация, формирование знаний о потребности личности, о влиянии человека на окружающую среду.
Развивающая задача:
- развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
- развитие эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;
- умственная деятельность - способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, строить план работы.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
- Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, наглядные образцы, муляжи, презентация “Сладкие блюда”.
- Дидактическое обеспечение: учебник, технологические карты, инструкционные карты, сборник рецептур блюд, журналы.
- Сладкие блюда в ассортименте, приготовленные учащимися: пирожки, печенье, домашний торт, сладкий пирог, фруктовый салат.
- Презентация.
- Технологическая карта урока Приложение №2.
ХОД УРОКА
В стеклянном сосуде,
посыпанный крошкой,
Как в сказочном блюде,
как на обложке,
вкусный лежит десерт.
Сенькевич Андрей
1. Организационный момент
- Взаимное приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Наличие спец. одежды.
- Получение сведений об отсутствующих учащихся.
- Наличие конспектов.
- Проверка домашнего задания (принести цветные карандаши, тетрадь, учебник, карандаш, ручку, домашнюю выпечку).
2. Сообщение темы и целей урока
- Вы уже поняли, что сегодня наш урок посвящен теме “Сладкие блюда и напитки”. Мы познакомимся с ассортиментом сладких блюд, способами их потребления, условиями и сроками их хранения, овладеем навыками самостоятельной работы при приготовлении напитков.
Запишите, пожалуйста, в тетради сегодняшнее число и тему урока: “Сладкие блюда и напитки”.
3. Актуализация опорных знаний.
3.1. Вводное слово учителя.
- Что нужно сделать перед началом работы на кухне?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: Мы должны вымыть руки, надеть чистый фартук и косынку.
- Что нам необходимо для организации потребления пищи? (Приложение №1)
ЭТАЛОН ОТВЕТА: Стол, посуда, столовые приборы, чашки.
- Как можно охарактеризовать этот процесс?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: Сервировка стола.
- Сервировка (фр. servir - обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету- фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии. Сервировка стола включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приема пищи) предметов: скатертей, посуды, приборов, стекла, салфеток и т. д. Цель сервировки – создать удобства гостям в процессе приема пищи, способствовать установлению хорошего настроения, выразить свое внимание и доброжелательность.
- Как вы думаете, чему должны соответствовать предметы сервировки стола?
ЭТАЛОН ОТВЕТА:
- соответствовать составленному меню: закускам, блюдам, десертам, напиткам;
- эстетично гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками, интерьером помещения;
- подбираться по форме, цветовой гамме и фактуре;
- отображать тематическую направленность мероприятия (Новогодний стол, юбилей, свадьба и т.д.).
3.2, Повторение изученного материала
Постановка проблемных вопросов:
- Мы закончили тему “Кулинария”. Наш сегодняшний урок повторительно-обобщающий, поэтому давайте подумаем и ответим на следующие вопросы:
Вопрос 1: Из чего можно приготовить сладкое блюдо?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: из фруктов, ягод, творога, теста.
Вопрос 2: Какие виды теста вы знаете?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: дрожжевое, бездрожжевое, слоеное, песочное, бисквит.
Вопрос 3: Что можно приготовить из жидкого теста?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: блины, блинчики.
Вопрос 4: Какое из этих блюд можно отнести к сладким?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: блинчики .
Вопрос 5: Что вы можете сказать о значении фруктов и ягод в питании человека?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: они богаты витаминами, клетчаткой, в них содержатся минеральные вещества, сахара. Некоторые плоды имеют лечебное значение. Например, в яблоках содержатся дубильные вещества, дезинфицирующие слизистую оболочку кишечника и оказывающие противовоспалительное действие.
Вопрос 6: Что означает понятие “сроки хранения продуктов”?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: Срок хранения-это тот срок, который товар хранится, имеет заявленные характеристики ( цвет, консистенция и т.п.) и та дата, на которую продукт желательно употребить.
Срок годности-эта та дата, после которой употреблять продукт нельзя! Он может быть не только не вкусным ( если речь идет о еде), но и опасен. Поэтому срок хранения всегда меньше или равен сроку годности.
Вопрос 7: Что происходит с сахарами в процессе тепловой обработки?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: карамелизация.
3.3. Учитель:
- Прошу минуточку внимания. Рекламная пауза: реклама здоровья и хорошего самочувствия.
ФИЗМИНУТКА (проводит ученица класса)
Я прошу подняться вас – это “раз”,
Повернулась голова - это “два”,
Руки вбок, вперед смотри это “три”.
На “четыре” – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть - это “шесть”.
4. Объяснение нового материала.
- Как мы с вами уже знаем, предмет Технология имеет отличительную специфику от всех других предметов, изучаемых в школе. Раздел “Кулинария”, в частности, требует повышенного соблюдения правил техники безопасности и использования специальной одежды. Но главное - что в процессе приготовления пищи нет мелочей. Изучив материалы сегодняшнего занятия, вы в этом убедитесь. Тема нашего урока звучит так: “Сладкие блюда и напитки”.
Сладкие блюда обычно готовят из фруктов, ягод, теста с повышенным содержанием сахара. Как вы считаете: какова цель нашего урока?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: ознакомить обучающихся с ассортиментом сладких блюд и напитков, довести до их сведения теоретические сведения о сладких блюдах и напитках. ознакомиться с особенностями приготовления сладких блюд, с этикой потребления пищи, воспитывать бережное отношение к продуктам.
- Скажите, пожалуйста, что такое десерт?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: Десемрт — сладкое блюдо, подаваемое после основного (и не являющееся основным), в конце трапезы. Термин заимствован из фр. dessert, от фр. desservir, что переводится как “расчищать стол”.
- Сладкие блюда подают в конце обеда на десерт, поэтому их еще называют десертными, или третьими блюдами. Их можно использовать во время завтрака, ужина, полдника.
Как правило, десерт является сладким (например, пирожное или мороженое), но бывают и несладкие десерты из фруктов и/или орехов без добавления сахара/мёда.
Кроме того, не все сладкие блюда являются десертами, например в китайской кухне имеются сладкие мясные блюда (пример — свинина с ананасами), не являющиеся десертами. В Китае также встречаются конфеты с перцем и имбирём вместо сахара. Коренные американцы до прихода европейцев делали шоколад с перцем и пряностями вместо сахара. Десерт может состоять из сыров, пирожков и т. п. Даже в русской кухне встречаются несладкие десерты — например, чёрная икра. Классическим французским десертом считается сыр.
- В магазинах мы приобретаем продовольственные товары – продукты для личного потребления. Скажите, какие виды продовольственных товаров относятся к десертам?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: Десертом является выпечка: торты, печенья, вафли, кексы, пироги; различные виды конфет, пастила, блюда из взбитых сливок; сладкие фруктово-ягодные смеси (так называемые фруктовые салаты); соки, содовые воды, компоты, кисели; сладкие молочные, шоколадные и фруктово-ягодные муссы, кремы, желе; мороженое и десерты из мороженого; десертом может быть чай, какао, кофе, кофе с мороженым (cafe glace).
- Как вы думаете, что добавляют в сладкие блюда, чтобы улучшить их вкус?
ЭТАЛОН ОТВЕТА: например: ванилин.
- Улучшить вкусовые качества сладких блюд и придать им аромат помогают входящие в их состав изюм, орехи, какао, ванилин, лимонная кислота, желирующие продукты и др. (учебник стр. 150)
- По температуре подачи сладкие блюда делят на холодные (10–14 °C) и горячие (65–70 °C).
Холодные сладкие блюда:
– свежие фрукты и ягоды, натуральные или свежезамороженные;
- компоты из свежих, сухих и консервированных фруктов и ягод;
- желированные блюда — кисель, желе, мусс, самбук, крем;
- замороженные блюда —мороженое, пломбир, парфе.
Температура подачи этих замороженных блюд не менее минус 4–6 °C.
- Мы познакомились только с холодными сладкими блюдами. Интересно узнать, какие же блюда, всем нам известные, можно отнести к горячим сладким блюдам?
Горячие сладкие блюда:
- пудинги;
- яблоки в тесте; яблочная бабка, печеные яблоки, шарлотка;
- гурьевская каша;
- сладкие омлеты;
- блинчики из бездрожжевого теста.
Эти блюда обладают большой калорийностью, так как содержат продукты, богатые углеводами и жирами.
- Существует блюдо, сравнительно недавно вошедшее в наш рацион – это изысканный дуэт холодных и горячих сладких блюд – фондю. Сочетание горячего шоколада и свежих ягод, растопленного сыра и гренок. Это блюдо – фантазия. Можно придумывать все новые и новые сочетания.
- Десерты подаются обычно в специальных десертных тарелках, едят десертной ложкой — промежуточной по размеру между суповой ложкой и чайной. Десертный стол также сервируется десертным ножом и десертной вилкой.
Некоторые десерты — кисели, компоты, мороженое, желе — подают в креманках, которые ставят на десертную или пирожковую тарелку.
Сладкие пудинги подают нарезанными на порции в десертной тарелке вместе с соусом. Для пудинга кладут десертный прибор.
Для приготовления гурьевской каши используется сковорода, в которой она готовилась. К каше отдельно подают абрикосовый или фруктовый соус.
Для подачи суфле стол сервируют глубокой десертной тарелкой. В тарелку сначала наливают молоко или сливки, затем кладут кусочек суфле.
Пирожные, торты лучше подавать на тортнице или плоском блюде, покрытом резной бумажной салфеткой. Для раскладывания пирожных используют щипцы или лопатку.
После сладких блюд подают горячие напитки.
Традиционно в нагретом виде употребляют следующие напитки:
- горячий шоколад (какао)
- чай
- каркаде
- кофе
- мате
- глинтвейн
- сбитень
- горячие отвары.
5. Самостоятельная работа.
- Мы с вами рассмотрели вопросы по теме “Сладкие блюда напитки”. Вам предлагается разгадать кроссворд по теме урока. Отгадавший получает “медаль победителя” из шоколада.
- Перед тем, как начать разгадывать кроссворд, предлагаю небольшую разминку:
Решить анаграмму:
АЛФАСКЕТ
НАРАКЕКМА
КНОВСИЛЧИ
Обучающиеся самостоятельно разгадывают кроссворд (Приложение №1)
По итогам отгадывания кроссворда учитель дает пояснения с элементами демонстрации ответов.
- В завершение нашего урока будут продемонстрированы и продегустированы десерты, которые вы приготовили дома.
Учащиеся сервируют чайный стол тортом, пирожками, печеньем, кексами, которые были приготовлены ими дома.
Фруктовый салат украшают карвингом из яблока.
6. Анализ и оценка урока.
Подведение итогов. Закрепление материала:
1. При анализе урока с учащимися проводится беседа:
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что научились делать на уроке?
3) Какими бывают сладкие блюда по температуре подачи?
4) Что добавляют в желе для придания ему густоты?
5) Зачем надо соблюдать сроки и условия хранения продуктов?
6) Какова была цель урока?
7) Выполнили ли поставленную задачу?
8) Как вы оцените свою работу?
2. Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.
3. Оценки за работу и устные ответы.
Сообщение оценок за теоретические знания и активную работу.
7. Домашнее задание.
- знать основные понятия по теме “Сладкие блюда и напитки”, сервировка стола;
- составить отчет по теме “Сладкие блюда и напитки” в виде таблицы;
- оформить работу картинками, фотографиями, распечатками, зарисовками и т.п.
Используемые ресурсы:
- Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009.
- Технология. 6 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009
- Яндекс. Картинки.
- http://allforchildren.ru/poetry/childhood134.php