Цели:
- закреплять навык счета в пределах 4-х;
- показать образование числа 5 из предыдущего числа;
- обучать счету до пяти;
- продолжать учить отсчитывать предметы;
- закреплять навыки пересчета предметов, восприятия количества с помощью слухового, двигательных анализаторов;
- учить считать предметы правой рукой слева направо;
- учить соотносить группы предметов по количеству;
- закреплять навык сравнения групп предметов по количеству (понятия “больше, чем”, “меньше, чем”, “столько же”, “поровну”;
- активизировать знания детей о весне, медведях (частично);
- тренировать мыслительные операции анализ синтез, развивать внимание;
- развивать восприятие и слухомоторную координацию;
- формировать опыт самоконтроля;
- воспитывать бережное отношение к животным, природе.
Оборудование:
- картинка “Медведица с медвежатами”;
- предметные картинки: 5 медвежат, 5 ягодок (малина);
- поднос для ягод;
- 5 конвертов;
- 5 наборов билетов (5 картинок по 1, 2, 3, 4, 5 животных – в каждом конверте)
- индивидуальные карточки (по количеству детей – 5) с изображением 5-ти медвежат
- индивидуальные карточки: 5 медвежат;
- картинка “Дятел”;
- молоточек;
- 5 карточек с изображением грибов (от 1 до 5)
- 5 карточек с изображением кружочков (от 1 до 5)
Ход НОД
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Дети встают вокруг дефектолога. Приветствуют друг друга.
- мы уже знаем: какое время наступило, давайте назовем его. (Весна)
- расскажите, что происходит в природе (таит снег, пригревает солнышко и пр.)
- ребята, вы пока не знаете, но я расскажу вам, что для медведей весна – чудное время. Кто вспомнит: что делают медведи зимой? (спят в своей берлоге)
- верно, всю зиму медведи спят, а зимой у мамы-медведицы рождаются малыши. Как они правильно называются? (медвежата)
(Картинка “Медведица с медвежатами выходит из берлоги”)
- сейчас я предлагаю вам отправиться в лес, понаблюдать за медвежатами, а может быть и подружиться с ними. На чем можно добраться до леса? (выбирается поезд)
2. Актуализация знаний
“Билет на поезд”:
- что нужно сделать, чтобы сесть в поезд? (купить билет)
- вот наша касса, подойдите к кассиру, она раздаст вам конверты с билетами. Подойдет только билет, на котором нарисовано 4 предмета (а не 1, 2 или 3).
Дети с билетами подходят к дефектологу, называют, кто нарисован и в каком количестве.
- итак, все пассажиры обелечены, предлагаю построить наш поезд. Поехали!
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чух-чух-чух – бежит паровоз,
Веселых ребят к лесу везет!
- вот мы и приехали в лес. Рассаживайтесь на свои места.
3. Затруднение в игровой ситуации
- кто помнит: зачем мы приехали в лес? (подружиться с медвежатами)
- как мы будем себя вести в лесу? (тихо, никого не пугать, дружно и пр.)
- а вот и они, медвежата! Посмотрите, какие они забавные! (открывается наборное полотно, на котором 4 медвежонка)
- медвежата недавно родились и очень быстро растут, а значит постоянно голодные. Давайте угостим их чем-нибудь вкусненьким. Что любят медведи? (выбирается вариант ягоды)
- у меня есть для них вкусная сладкая малина. Каждому медвежонку мы дадим одну ягодку. Сколько всего медвежат? (4)
- если у нас 4 медвежонка и каждому нужно дать только одну ягодку, сколько ягод нужно приготовить? (тоже 4)
Один из детей выходит, отсчитывает 4 ягодки из общего количества. Другой ребенок походит к наборному полотну и “раздает” ягоды (одна ягодка под каждого медвежонка)
- сколько ягод мы раздали? (4)
- почему? (потому что у нас 4 медвежонка)
- что мы можем сказать о такой ситуации? (ягод столько же, сколько и медвежат, то есть их поровну)
- ребята, посмотрите! Один медвежонок отстал и прибежал позже (выставляется на наборное полотно)
- сколько теперь медвежат? (дети хором считают: один, два, три, четыре … - после этого дети могут сбиться. Возникает затруднение: как считать дальше)
4. Открытие нового знания.
- что же нужно сделать, чтобы сосчитать всех медвежат? (надо узнать, как считать дальше)
Если кто-то из детей знает, то называет число “пять”.
- правильно при счете после числа 4 идет число 5. Давайте посчитаем еще раз: один, два, три, четыре, пять. Всего пять медвежат (обвод рукой).
Далее детям предлагаются индивидуальные карточки (5 медвежат), где предлагается потренироваться в пересчете медвежат. (карточки забирают)
- но посмотрите: у последнего медвежонка нет ягодки. Получается, что медвежат стало больше, чем ягод (дети помогают делать вывод), то ягод не хватает, значит их меньше, чем медвежат. Что будем делать? (угостим его)
- сколько нужно теперь ягод? (одну)
- почему? (потому что ягод не только у одного медвежонка)
К подносу с ягодами подходит ребенок и берет одну ягоду, “угощает” медвежонка.
Далее еще раз пересчитываются все ягоды и медвежата, и делается вывод: что теперь ягод столько же, сколько и медвежат, то есть их поровну.
5. Динамическая пауза
- а теперь давайте побудем немного медвежатами. Выходите на полянку, будем играть.
Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Соотнесение по количеству:
- ребята, вы говорили, что медведи еще любят грибы. Я предлагаю вам поиграть и посчитать грибочки.
Детям раздаются карточки с грибами (по одной каждому ребенку, на карточках от 1 до 5 грибов)
- рассмотрите свои карточки, внимательно сосчитайте свои грибочки. Я буду показывать карточку, мы пересчитаем, сколько на ней точек, и тот, у кого столько грибочков отзовется.
Счет на слух:
- медвежата очень любят гулять по лесу и играть с дятлом (картинка): они внимательно его слушают, сколько же раз он постучал по дереву, а потом рассказывают об этом.
- давайте тоже поиграем: я буду стучать молоточком, а вы внимательно слушаете, а потом скажите сколько. (дефектолог отстукивает от 1 до 5 раз)
Далее детям предлагается хлопать в ладошки столько раз, сколько скажет педагог.
7. Итог занятия
- а вот и наша мама-медведица. Она зовет своих малышей. Давайте попрощаемся с ними и отпустим их.
- а мы садимся опять в наш поезд и возвращаемся обратно в группу:
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чух-чух-чух – бежит паровоз,
Веселых ребят в группу везет!- где вы сегодня побывали?
- что интересного сделали?
- до скольки научились считать?
Оценка деятельности детей.
Занятие окончено.