Пение наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм. Пение активизирует развитие речи, развивает фонематический слух. Кроме того, по мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают, как одну из форм музыкотерапии воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Всё выше перечисленное подводит нас к мысли, что пение способствует успешному обучению и развитию органично развитой личности.
В нашем Центре существует Школа раннего развития детей. Раз в неделю наши обучающиеся посещают занятие пению. А каждую четвёртую неделю в нашем Центре дошкольники участвуют в воспитательно-досуговых мероприятиях, где исполняют разученные на пение произведения. Так как занятий для разучивания и закрепления песенного материала у нас мало, нам пришлось обратиться к системе методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации – мнемотехнике.
Мнемотехника в переводе с греческого - “искусство запоминания”. В нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Как же мы проводим работу по разучиванию песни, спросите вы? Наша работа имеет несколько этапов.
- Прослушивание новой песни.
- Беседа о характере песни и её содержании.
- Рассматривание таблиц (презентаций) с определением текстового значения каждой картинки.
- Разучивание песни по фразам при помощи соответствующих тексту картинок (презентаций).
- Исполнение песни при помощи мнемотаблицы (презентации).
- Исполнение песни с образными движениями, использую мнемотаблицу (презентацию).
- Исполнение песни с образными движениями без мнемотаблиц (презентаций).
Суть наших мнемотаблиц (презентаций) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.п. В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения). Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы (презентации) служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Мы заметили, что применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.
Но, есть одна тонкость при работе с мнемотаблицами. Необходимо вовремя отойти от графического изображения текста, это позволит ребенку самому, без подсказок, исполнить разученную песню.