Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.
Цели мероприятия: расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.
Задачи:
коррекционно-обучающие:
- формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка;
коррекционно-развивающие:
- развивать и корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала;
- развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;
- развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности;
- формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа);
коррекционно-воспитательные:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства;
- формирование всесторонне развитой личности обучающихся;
- воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской классической литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, магнитофон, мультимедийная презентация, диск с аудиозаписями музыкальных фрагментов, выставка книг Тургенева, портреты Тургенева и П.Виардо.
Музыкальное сопровождение.
- П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч. (фрагмент).
- Романс “Утро туманное, утро седое...”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.
- П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин” (фрагмент).
- Е. Крылатов “Полет над Москвой”.
- С. Рахманинов “Элегия”.
- Е. Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”.
- Л.В. Бетховен “Лунная соната”.
- И. Иванович. Вальс “Дунайские волны”.
Ход мероприятия
В зал входят обучающиеся 5-9 классов, учителя, родители. На сцене портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо. Стол с белой скатертью, на нем свечи. На сцену поднимаются ученик, ученица.
Звучит П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч.(фрагмент).
Ученик: Добрый вечер!
Ученица: А что это значит?
Ученик: Значит, будет весь вечер удача.
Ученица: Значит, будут стихи и рассказы, танцы и романсы.
Ученик: Сегодняшняя наша встреча посвящена разгадке тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя-классика, великолепного мастера слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка.
Ученица: 9 ноября исполнилось 197 лет со дня его рождения.
Ученик: Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.С.Тургенева. (Учитель зажигает свечи).
Звучит романс “Утро туманное, утро седое”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.
Ученица: Мы предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством Тургенева. Внимание на экран.
Видеофильм о Тургеневе.
Учитель: Давайте познакомимся поближе с бессмертными творениями И.С. Тургенева.
Учитель делает обзор книг Тургенева.
Ученица: Во многих произведениях великий писатель воспевал именно первую любовь, юную, чистую. Подлинно вдохновенный гимн этому чувству Тургенев пропел в повести “Ася”.
Ученик: Вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент повести “Ася”, поставленный нашими обучающимися.
Звучит П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин”.
Театрализованный фрагмент повести.
АСЯ: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.
А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?
ГОСПОДИН Н. Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить...
АСЯ: А разве это невозможно?
ГОСПОДИН Н. (задумчиво) Попытайтесь.
АСЯ: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из “Евгения Онегина”(вполголоса)
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей!
ГОСПОДИН Н. У Пушкина не так.
АСЯ: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!
ГОСПОДИН Н. (тихо)Посмотрите, как хорошо!
АСЯ: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... но мы не птицы.
ГОСПОДИН Н. А крылья могут у нас вырасти.
АСЯ: Как так?
ГОСПОДИН Н. Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
АСЯ: А у вас были?
ГОСПОДИН Н. Как вам сказать...Кажется, до сих пор я еще не летал.
Пауза. Ася задумалась.
АСЯ: Умеете ли вы вальсировать?
ГОСПОДИН Н. Умею.
АСЯ: Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс...Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.
(Ася убегает, он уходит следом)
Звучит Е.Крылатов “Полет над Москвой”.
Ученица: Иван Сергеевич Тургенев был истинным ценителем и знатоком русской природы, которую он воспел в своем творчестве. Его книги – это подлинный гимн русской природе.
Обучающийся читает отрывок из рассказа “Бежин луг”.
И.С. Тургенев. “Бежин луг”.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...
Викторина для зрителей мероприятия.
- Как называется рассказ Тургенева о барыне, глухонемом дворнике и его собаке?
- Как звали главного героя рассказа “Муму”?
- Как звали прачку, которую любил Герасим?
- Кто отдал приказ утопить Муму?
- Как называется рассказ Тургенева о деревенских мальчиках, которые пошли в ночное?
- Как звали мальчиков в рассказе “Бежин луг”? (Федя, Илюша, Костя, Павлуша, Ваня).
- Почему охотник встретил ночью мальчиков?
- Как называется романтическая повесть о любви, изучаемая в 8 классе?
- Какую любовь описывает Тургенев в повести “Ася”?
- В чем особенность стихотворений, которые писал Тургенев в конце жизни?
Звучит С. Рахманинов “Элегия”.
Ученик: А еще Тургенев был замечательным поэтом, хотя мы лучше знаем его как прозаика. Послушайте стихи, написанные этим прекрасным мастером пера.
Обучающийся рассказывает стихотворение Тургенева.
Я ШЕЛ СРЕДИ ВЫСОКИХ ГОР
Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам..
И все, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
Я все другое позабыл!Сияло небо надо мной,
Шумели листья, птицы пели...
И тучки резвой чередой
Куда-то весело летели...
Дышало счастьем все кругом,
Но сердце не нуждалось в нем.Меня несла, несла волна,
Широкая, как волны моря!
В душе стояла тишина
Превыше радости и горя...
Едва себя я сознавал:
Мне целый мир принадлежал!Зачем не умер я тогда?
Зачем потом мы оба жили?
Пришли года... прошли года -
И ничего не подарили,
Что б было слаще и ясней
Тех глупых и блаженных дней.
Звучит Е.Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”.
Ученица: Сам Тургенев в своей жизни пережил испытание любовью: осенью 1843 года произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь И.С.Тургенева. Он познакомился с 22-летней выдающейся певицей, человеком культуры, умной и привлекательной женщиной, Мишель Полиной Виардо. Она в это время находилась на гастролях в Петербурге. Поэты писали ей стихи, композиторы создавали для нее свои оперы. Знаменитые писатели и музыканты добивались чести знакомства с нею.
Ученик: Женой Тургенева любимая девушка стать не могла: у нее были дети, муж Луи Виардо, человек отнюдь не богатый, ничем особенным не примечателен, впрочем, за рубежом почитался знатоком живописи и культуры.
Ученица: Нельзя без волнения читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо:
(Выходят и садятся за столы ученик и ученица в костюмах. Они “пишут” письма и читают их.)
Тургенев: “Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете?
Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне...
Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз!
Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого лучшего, благородного и милого мне на земле...
Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..”
П. Виардо: “Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона... Может быть, сегодня?
Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль, которую оно вызывает в наших сердцах, уверяю вас ежеминутно, заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов”.
Ученица: Эта любовь будет длиться 40 лет, до самой смерти Тургенева. Они “вместе спустились по склону Холма”. У Тургенева до конца жизни не было ни родной семьи, ни родного очага, всю жизнь он ютился “на краешке чужого гнезда”, а счастье его было мимолетно, как дым. Несмотря на это, отношения между Тургеневым и Виардо сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.
Ученик: В последние годы жизни Тургенев тяжело болен.
Но он продолжает писать во Франции, в Буживале, и диктовать Полине Виардо свои произведения.
Ученица: 1883 год...Тургенев прикован к постели страшной болезнью. Он пишет стихотворение в прозе.
Звучит Бетховен “Лунная соната”. На фоне музыки читается стихотворение в прозе.
“Когда меня не будет, когда все, что было мной, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай меня среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойного течения. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы...
...
И образ мой предстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и нежно”.
Ученик: После смерти Тургенева Полина Виардо прожила еще 27 лет. Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей – великого русского писателя и знаменитой французской певицы. Иван Тургенев и Полина Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить.
Учитель: Для нас, соотечественников Тургенева, великий писатель навсегда останется певцом любви и русской природы.
А еще советую вам обратиться к книгам И. Тургенева, которые волнуют людей уже 2-е столетие и учат беречь великий дар любви. “Дерзать, заблуждаться и грезить!” “Только любовью держится и движется жизнь”.
Обучающиеся танцуют вальс.
Ученица: Наш литературный вечер окончен. Спасибо за внимание!