Цель: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
Предметные результаты: совершенствовать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы; развивать словарный запас;
Метапредметные результаты:
- Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
- Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
- Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, группировку. Обобщение по заданным критериям.
- Коммуникативные УУД: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (приложение)
- Сегодня замечательный день. Солнышко ласково светит нам в окна. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом. Садитесь. Я верю, у вас все получится, и вы справитесь со всеми моими заданиями.
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем,
Урок русского языка начнем.
2. Подготовка руки к письму
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!
Упражнение “Пальчики”
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папенька,
Этот пальчик маменька,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
Упражнение “Замочек”
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
3. Чистописание
- Отступите две строки и запишите сегодняшнее число. По чистописанию предлагаю выполнить узор: _____________
4. Постановка проблемы. Целеполагание.
- Предлагаю поиграть и отгадать мою шифровку. (приложение)
- Кто хочет записать это слово на доске?
- Почему возникла трудность?
- Почему разные варианты написания?
- Как правильно написать это слово?
(Показываю две иллюстрации: воздушный шарик и собака)
- Как называются слова, которые пишутся с большой буквы?
- Как называются слова, которые пишутся с маленькой буквы?
- Приведите примеры имен собственных.
- Приведите примеры имен нарицательных.
- Чем мы будем заниматься на уроке? Какая перед нами стоит проблема?
(правильно писать имена собственные и нарицательные)
5. Актуализация ранее изученного материала (приложение)
(работа на интерактивной доске)
- Прочитайте. Что вы видите на доске?
- Исправьте ошибки в тексте.
- Что мы должны знать, чтобы правильно выполнить задание? (правило, эталон)
- Напомните правило.
- Помогите мне исправить ошибки. (Выходят по одному и исправляют ошибки)
- Прочитайте первое предложение. Назовите допущенные ошибки.
- Прочитайте второе предложение. Назовите допущенные ошибки.
- Прочитайте третье предложение. Назовите допущенные ошибки.
- Спишите одно предложение .
Вывод:
- Скажите, что общего в допущенных ошибках?
- Назовите правило, по которому пишутся эти слова.
Физкультминутка для глаз “Леопольд” (приложение)
6. Работа по теме урока.
А) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 126 упр. 9
- Прочитайте. Назовите сказку.
- Почему некоторые слова в предложениях написаны с заглавной буквы?
- Выпишите словосочетания:
доктор Айболит утка Кику собака Авву свинка Хрю-Хрю попугай Карудо сова Бумбу
(для проверки приложение)
Б) Работа с приложением к учебнику “Русский язык”
Упражнение “Пенёк” (устно)
Физкультминутка “Супер физминутка”
В) Работа с приложением к учебнику “Русский язык”
Игра “Собери пословицу” (работа в парах)
- Запишите любую пословицу в тетрадь.
Г) Игра “Хлопни в ладоши”
- Я прочитаю вам стихотворение , а вы если услышите имена собственные хлопайте в ладоши.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
7. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки)
- Вам предлагается поработать в паре и выполнить задания на карточке.
1. Запиши два мужских имени и два женских имени.
___________________________________________
2. Подчеркни слова, которые надо писать с большой буквы.
кошка, александр, тётя, васька, москва, игоревич, дядя, ложка, дверь, мурка, собака, корова, воробей.
3. Выпиши названия городов, улиц, рек, морей.
Река Волга впадает в Каспийское море.
На берегу этой реки раскинулся город Саратов.
Я живу на улице Горького.
_______________________________________________
4. Составь и запиши предложения из слов:
кот, у, Тишка, жил, Вари. _______________________
5. Запиши клички животным:
котёнок __________________________
щенок ___________________________
тигрёнок _________________________
попугай __________________________
крыса ___________________________
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что сегодня на уроке мы вспомнили?
- Как пишутся имена собственные?
- Приведите примеры имен собственных.
- Оцените работу на уроке. Выберите листочек и прикрепите к березке.
- Зеленый – Урок полезен, все понятно.
- Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Красный – Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться!
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!