Урок русского языка "Заглавная буква в словах". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;

Предметные результаты: совершенствовать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы; развивать словарный запас;

Метапредметные результаты:

  • Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
  • Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
  • Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, группировку. Обобщение по заданным критериям.
  • Коммуникативные УУД: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (приложение)

- Сегодня замечательный день. Солнышко ласково светит нам в окна. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом. Садитесь. Я верю, у вас все получится, и вы справитесь со всеми моими заданиями.

Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем,
Урок русского языка начнем.

2. Подготовка руки к письму

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!

Упражнение “Пальчики”

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папенька,
Этот пальчик маменька,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!

Упражнение “Замочек”

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.

3. Чистописание

- Отступите две строки и запишите сегодняшнее число. По чистописанию предлагаю выполнить узор: _____________

4. Постановка проблемы. Целеполагание.

- Предлагаю поиграть и отгадать мою шифровку. (приложение)

- Кто хочет записать это слово на доске?

- Почему возникла трудность?

- Почему разные варианты написания?

- Как правильно написать это слово?

(Показываю две иллюстрации: воздушный шарик и собака)

- Как называются слова, которые пишутся с большой буквы?

- Как называются слова, которые пишутся с маленькой буквы?

- Приведите примеры имен собственных.

- Приведите примеры имен нарицательных.

- Чем мы будем заниматься на уроке? Какая перед нами стоит проблема?

(правильно писать имена собственные и нарицательные)

5. Актуализация ранее изученного материала (приложение)

(работа на интерактивной доске)

- Прочитайте. Что вы видите на доске?

- Исправьте ошибки в тексте.

- Что мы должны знать, чтобы правильно выполнить задание? (правило, эталон)

- Напомните правило.

- Помогите мне исправить ошибки. (Выходят по одному и исправляют ошибки)

- Прочитайте первое предложение. Назовите допущенные ошибки.

- Прочитайте второе предложение. Назовите допущенные ошибки.

- Прочитайте третье предложение. Назовите допущенные ошибки.

- Спишите одно предложение .

Вывод:

- Скажите, что общего в допущенных ошибках?

- Назовите правило, по которому пишутся эти слова.

Физкультминутка для глаз “Леопольд” (приложение)

6. Работа по теме урока.

А) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 126 упр. 9

- Прочитайте. Назовите сказку.

- Почему некоторые слова в предложениях написаны с заглавной буквы?

- Выпишите словосочетания:

доктор Айболит
утка Кику
собака Авву
свинка Хрю-Хрю
попугай Карудо
сова Бумбу

(для проверки приложение)

Б) Работа с приложением к учебнику “Русский язык”

Упражнение “Пенёк” (устно)

Физкультминутка “Супер физминутка”

В) Работа с приложением к учебнику “Русский язык”

Игра “Собери пословицу” (работа в парах)

- Запишите любую пословицу в тетрадь.

Г) Игра “Хлопни в ладоши”

- Я прочитаю вам стихотворение , а вы если услышите имена собственные хлопайте в ладоши.

Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

7. Самостоятельная работа, введение изученного в систему ранее усвоенных знаний и умений. (карточки)

- Вам предлагается поработать в паре и выполнить задания на карточке.

1. Запиши два мужских имени и два женских имени.

___________________________________________

2. Подчеркни слова, которые надо писать с большой буквы.

кошка, александр, тётя, васька, москва, игоревич, дядя, ложка, дверь, мурка, собака, корова, воробей.

3. Выпиши названия городов, улиц, рек, морей.

Река Волга впадает в Каспийское море.

На берегу этой реки раскинулся город Саратов.

Я живу на улице Горького.

_______________________________________________

4. Составь и запиши предложения из слов:

кот, у, Тишка, жил, Вари. _______________________

5. Запиши клички животным:

котёнок __________________________

щенок ___________________________

тигрёнок _________________________

попугай __________________________

крыса ___________________________

8. Итог урока. Рефлексия.

- Что сегодня на уроке мы вспомнили?

- Как пишутся имена собственные?

- Приведите примеры имен собственных.

- Оцените работу на уроке. Выберите листочек и прикрепите к березке.

  • Зеленый – Урок полезен, все понятно.
  • Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Красный – Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Приложение.