Формирование личности посредством культурного наследия России

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде,
незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.
(Д.С.Лихачев)

Современное образование представляет собой неотъемлемую часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передает знания, навыки одного человека другим. В процессе обучения ученику передаются определенные культурные ценности, которые, в свою очередь, направлены на социализацию личности.

Что представляет собой культурное наследие, так необходимое для формирования личности?

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения.

Педагоги нашей гимназии активно реализуют новые стандарты по всем направлениям образования и воспитания, показывая при этом высокие результаты. Так, например, уже много лет ученики гимназии принимают активное участие в олимпиадном движении России, занимая призовые места. Как показывает практика и как требуют того новые стандарты образования, в формировании личности играют роль не только предметные олимпиады, но и метапредметные.

К таким видам относится всем полюбившаяся олимпиада “Парки. Музеи. Усадьбы”, которая стала частью жизни не только московского педагога и ученика, но и многих семей, не равнодушных к воспитанию своего ребенка.

Данная олимпиада дает возможность учащимся проявить свои способности, развлечься и одновременно расширить кругозор, участвуя в игровых состязаниях на эрудицию и внимательность. Для учителей — это новый способ увлечь школьников предметом, разнообразить учебный процесс и досуг ребят, так как в олимпиадные задания включены посещения литературных, исторических, патриотических и других музеев.

В ходе олимпиады участники (школьники и команды школьников) с сопровождающими взрослыми посещают музеи, парки и усадьбы Москвы (далее музеи). Каждый музей, присоединившийся к олимпиаде, дает участникам интересные задания, ответы на которые можно найти только внимательно изучив экспозицию. Отвечая на увлекательные вопросы, олимпиада позволяет школьникам познакомиться с разными направлениями искусства, отраслями науки, историей города и страны.

В этом учебном году с 1 октября по 20 марта многие классы нашей гимназии приняли участие в охватившей всю Москву олимпиаде “Парки. Музеи. Усадьбы”. Команда шестых классов не стала исключением. Привыкшие побеждать, любознательные и целеустремленные, веселые и азартные, наши ребята стали победителями, набрав 918 баллов! В общей сложности мы посетили и изучили, согласно олимпиадным заданиям, 29 исторических объектов, которые, безусловно, являются культурным наследием России.

Трудно выделить наиболее понравившийся музей, так как каждый из них представляет собой особую ценность. Тем не менее шестиклассники отмечают в числе лучших Музей современной истории России, Дом-музей М.Ю.Лермонтова, Парк “Красная Пресня”, а также ребята “открыли” для себя Музей Серебряного века, который снова хочется посетить.

Таким образом, подобного рода олимпиады приобщают к базовым национальным ценностям российского общества: патриотизму, социальной ответственности, гражданственности, сохранению исторического наследия страны, формируя при этом высоконравственную личность.

Литература.

  1. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г.Санкт-Петербург, январь, 2014 г.)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://museum.olimpiada.ru/
  4. http://mosmetod.ru/