Цель: автоматизировать произношение звука [ж] в предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение звука [ж] в предложении.
- корригировать и развивать связную речь.
- корригировать и развивать слуховое восприятие.
- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук.
- корригировать и развивать мыслительную деятельность.
Образовательные:
- познакомить с буквой Ж, соотнести звук с буквой;
- формировать начальные навыки чтения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- следить за правильной посадкой ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: куклы Женя, Жанна. Предметы одежды: пижама, шарф. Игрушки: ёжик, жираф.
- Раздаточный материал: предметные картинки жаба, пижама, пожарный, пирожок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия. |
Деятельность педагога |
Деятельность ребенка |
Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
1. Организационный момент. Традиционный |
|
|
Организовать ребенка, настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала.
Чтение чистоговорки.
Сообщение темы занятия. Упражнение «Придумай чистоговорку».
Пальчиковая гимнастика «Жук». 4. Закрепление изученного материала.
5. Контроль знаний и умений. Упражнение «Исправь ошибки «детей» (кукол).
6. Итог занятия
Оценка деятельности ребенка. |
Логопед проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука [ж] в словосочетаниях». Логопед произносит слово, просит ребенка подобрать подходящую картинку к слову и повторить словосочетание. Логопед показывает ребенку куклу Женю с игрушками – двумя ежами и говорит: «Это кукла Женя. У неё 2 ежа. Послушай стихотворение про Женю». Логопед просит ребенка повторить чистоговорку. Логопед сообщает ребенку, что сегодня на занятии он будет придумывать предложения про Женю и правильно произносить звук [ж]. Логопед просит ребенка придумать чистоговорку про Женю и ежей.
Логопед предлагает ребенку выполнить вместе с Женей упражнения пальчиковой гимнастики. Логопед сообщает ребенку, что у Жени сегодня День рождения, и она пригласила своих друзей Жанну и Жору. Помоги Жанне и Жоре выбрать подарки.
Логопед предлагает ребенку вместе с Женей поиграть в игру «Жуки».
Логопед предлагает ребенку обыграть ситуацию «День рождения Жени». Логопед и ребенок разыгрывают сценку «День рождения куклы Жени».
Логопед сообщает, что Женя готовится к школе, и предлагает научить Женю читать. Логопед сообщает, что «дети» (куклы) рассматривали картинки в книжках и придумывали предложения. Логопед предлагает ребенку послушать предложения и исправить ошибки. Уж поймал Женю. У пижамы желтый Жора.
Логопед сообщает, что кукла Женя устала и хочет спать. Логопед задает ребенку вопросы: «Во что одета кукла Женя?». Кто сшил Жене пижаму? Какого цвета Женина пижама?
Логопед предлагает ребенку вспомнить, в какие игры он играл вместе с куклой Женей, и какой звук учился произносить сегодня.
Логопед оценивает работу ребенка и дарит ему картинку с буквой Ж, обозначающую звук, который отрабатывался на занятии. |
Ребенок выбирает подходящую картинку и повторяет все словосочетание
Ребенок рассматривает куклу.
Ребенок слушает чистоговорку.
Ребенок повторяет чистоговорку. Ребенок отвечает: «Во всех словах встречается звук [ж]. Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук
Ребенок придумывает чистоговорки: «Жа-жа-жа, Женя спрятала ежа; жу-жу-жу – молочка дадим ежу; жи-жи-жи – убежали ежи».
Ребенок вместе с Жанной и Жорой «отправляется» в магазин и выбирает подарки, в названии которых должен быть звук [ж]. Ребенок готовится к театрализации, выбирает игрушки.
Логопед и ребенок разыгрывают сценку «День рождения куклы Жени».
Ребенок знакомится с буквой Ж, затем читает слоги: жа, жо, жу, жи. Ребенок исправляет ошибки в предложении. Женя поймал ужа. Ребенок отвечает: «Женя одета в пижаму». Пижаму сшила Женина мама. Женина пижама оранжевого цвета. Ребенок произносит звук, уточняет правильную артикуляцию звука
Дома ребенок должен вырезать букву Ж по контуру. |
Выяснить, насколько скорригировано произношение звука [ж] в словосочетаниях.
Ввести ребенка в тему занятия.
Развитие слухового восприятия.
Развитие фонематического слуха.
Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука [ж].
Закрепить правильное произношение звука [ж] в предложении.
Развивать мелкую моторику.
Закрепить правильное произношение звука [ж] в предложении. Формировать навык составления предложений с однородными дополнениями.
Закрепить правильное произношение звука [ж] в предложении. Развивать общую моторику, координацию речи с движением. Закрепить правильное произношение звука [ж] в предложении. Развивать коммуникативные навыки.
Закрепить правильное произношение звука в предложении. Развивать кратковременную линейную память, слуховое внимание.
Обобщить тему занятия, развивать память. |
Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика «Майский жук»
Я веселый майский жук. (Сжимают кулачки).
Знаю все сады вокруг. (Указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу, (разводят в стороны – «усы»).
А зовут меня Жу-Жу. (Шевелят «усами»).
Приложение 2.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился Ж-ж-ж-ж-ж.
Жук наверх полетел
И на потолок сел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно:
Хлоп — хлоп — хлоп,
Чтоб в окошко улететь
Он смог.
(Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения).