Цель: формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего; снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.
Оборудование: учебники для 5-х классов по разным программам, сочинения пятиклассников “ Мои пожелания четвероклассникам”, листочки бумаги, мячик, компьютер, проектор.
Ход занятия
Психолог (педагог). Здравствуйте, ребята. Вот уже и подходит к концу ваше обучение в 4 выпускном классе, в начальной школе. Поэтому сегодня нашу встречу, мы посвятим знакомству с пятым классом. 1 слайд
Прежде чем мы познакомимся с пятым классом, давайте определим местонахождение 5-го класса. 2 слайд (Ответ: 5 класс находится на ступени Среднее звено.)
Какие классы входят в Среднее звено? (Ответ: 5кл., 6кл., 7кл., 8кл., 9кл.)
Сколько лет будем обучаться в среднем звене? (Ответ: 5 лет)
Мы с вами определили местонахождение пятого класса. Сейчас мы с вами попытаемся собрать информацию о ступени Среднее звено. (Класс делится на группы).
В группах обсудите и запишите на листочках отличия обучения в среднем звене от начальной школы. (Идёт коллективное обсуждение. На листочках дети записывают отличия. После обсуждения представитель группы зачитывает отличия.) Ответы детей обобщаются. 3 слайд Обсуждение отличий.
Психолог (педагог). Чтобы лучше узнать, что же нас ждёт в пятом классе, внимательно посмотрите на эту выставку учебников. (В классе предварительно оформлена выставка учебников для пятых классов по разным программам.) Посмотрите внимательно, с какими предметами вы уже знакомы, а какие предметы для вас совершенно незнакомы? (Ответы детей)
Новизна обучения в 5 классе проявляется в том, что у вас будет больше самостоятельности. Классный руководитель не будет постоянно находиться с вами, как это было в начальной школе. Как же помочь себе привыкнуть в пятом классе? С этой целью мы обратимся к сочинениям пятиклассников “Мои пожелания четвероклассникам”. Работа в группах. (Дети в группах читают сочинения пятиклассников. Идёт коллективное обсуждение. Дети разрабатывают рекомендации и на листочках записывают. После обсуждения представитель группы зачитывает рекомендации.) Ответы детей обобщаются. 4 слайд Обсуждение
Игра “Моя цель” [1].
Психолог (педагог). Мы с вами узнали, что нас ждёт в пятом классе. Сейчас поиграем в игру “Моя цель” и, поочередно перекидывая друг другу мяч, ответим на вопрос: “Какова моя цель в 5 классе?” (Выполнение упражнения.)
Завершение
Психолог (педагог). А сейчас давайте немного пофантазируем, заглянем в будущее [1]. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представить себе то, о чём я буду говорить. 5 слайд (Релаксация под музыку)
Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведёт уроки и о чём вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?
Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно.
А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвёртый класс. Я считаю до пяти. На счёт “пять” вы медленно открываете глаза и оказываетесь в классе.
Расскажите, что вам удалось представить?
Все ли смогли себя представить пятиклассниками? Обсуждение
Психолог (педагог). Спасибо вам всем большое за занятие. На нём вы получили предварительное представление о том, что вас будет ожидать в 5 классе. 6 слайд
Литература:
1. Классные часы с психологом. 1-4 классы / авт.-сост.: Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство “Глобус”,2009.