Проект "Непослушные буквы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи), родители, педагоги: Матова Марина Валерьяновна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №19», Прялкова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №19».

Паспорт проекта (по типологии Полат Е.С.)

  • по доминирующему методу: практико-ориентированный;
  • по характеру содержания: включает ребенка и его семью;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • по характеру контактов: осуществляется в  пределах одной возрастной группы;
  • по количеству участников: групповой и фронтальный;
  • по продолжительности: 2 месяца.

Актуальность

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи  является создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования. Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письма и чтения. «Дисграфия» начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которые неизбежно проявятся у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.
Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза затрудняет дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе  овладения грамотой, а значит, приводит к появлению оптической дисграфии.
Распространенность предпосылок оптической дисграфии у дошкольников (по данным обследования детей подготовительных групп) составляет 45,8%. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что половина детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения, а значит заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Изменить положение дел может только совместная работа логопеда, педагогов и родителей.
Профилактика оптической дисграфии должна заключаться, прежде всего в устранении у ребенка  элементарных форм недоразвития зрительно – пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв. Это:
– понимание и называние пространственных предлогов (ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ и др.);
– ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;
– представление о форме и величине предметов;
– узнавание предметов в усложненных условиях;
Состояние зрительного анализа и синтеза:
– знание букв и узнавание их в усложненных условиях.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, и поэтому выбранная тема проекта актуальна.

Проблема: дети допускают ошибки при печатании букв.

Обоснование проблемы:
 
1. Недоразвитие зрительно-пространственной сферы
2. Непонимание некоторых пространственных предлогов
2. Неумение различать схожие по начертанию буквы по зрительному образу
3. Недостаточность зрительного анализа и синтеза
4. Несформированность оптического образа букв
5. Не проявляют интерес к чтению, к играм с буквами
6. Недостаточно развита мелкая моторика (неправильно держат карандаш)
7. Допускают много ошибок при печатании букв

Цель проекта: профилактика нарушений письменной речи.

Задачи:

  • совершенствовать пространственную ориентировку;
  • учить узнавать буквы в усложнённых условиях;
  • учить правильно печатать буквы;
  • развивать зрительное внимание;
  • развивать мышление;  
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать умение конструировать буквы из элементов;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать интерес к играм с буквами;
  • воспитывать интерес к чтению.

Ресурсы и условия реализации проекта

  • Материально-технические ресурсы:
    • информационно-деловое оснащение проекта;
    • наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки и пособия, картотека и др., литература;
    • материал для детской продуктивной деятельности.
  • Финансовые ресурсы: финансирование проекта производится за счёт средств ДОУ. 
  • Кадровые ресурсы: для работы в проекте привлекаются учитель-логопед, воспитатели группы.

Этапы

Деятельность детей, родителей, педагогов

Деятельность педагогов

Сроки

1

Выявление проблемы, вхождение в ситуацию

– Участвуют в игровой ситуации «Научим Буратино правильно печатать буквы»;
– Осознают и личностно воспринимают проблему;
– Принимают задачи проекта

– Вводят детей, родителей, педагогов в создавшуюся ситуацию;
– Формируют проблему;
– Определяют задачи

II неделя
января

2

Практическая деятельность по решению проблемы

План мероприятий проекта

III неделя января

III неделя февраля

3

Презентация продуктов деятельности

КВН «Буратино в гостях у детей»

Разработка сценария и проведение КВН «Буратино в гостях у детей»

IV неделя февраля

План мероприятий проекта

Месяц

Неделя

Действия, направленные на реализацию проекта

Ответственный

январь

2

С детьми

-   Беседа на тему «Как хорошо уметь читать»

Прялкова Е.В.

Чтение художественной литературы Драгунский В.И. «Заколдованная буква»

Прялкова Е.В.

Игры «Электронная муха», «Направо — налево», «Лабиринты», «Слуховой диктант»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

С родителями

Анкетирование родителей

Матова М.В.

Семинар-практикум «Профилактика ошибок на письме и чтении»

Матова М.В.

Приобретение демонстрационного алфавита

родители

3

С детьми

Чтение и обсуждение стихотворения В.Лифшиц «Петя и буквы»

Прялкова Е.В.

Игры с буквами «Чудесный мешочек», «Узнай букву на ощупь», «Выложи букву из палочек», «Допиши букву», «Распутай буквы», «Лодочки»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

С родителями

Наглядная агитация «Что такое дисграфия и дислексия?»

Матова М.В.

Подбор и оформление пословиц и поговорок об учении

родители

4

С детьми

Чтение и обсуждение стихов о буквах

Прялкова Е.В.

Разучивание пословиц и поговорок об учении

Прялкова Е.В.

Фотосессия для альбома «Узнай букву»

Прялкова Е.В.

Игры с буквами «Подчеркни неправильную букву», «Пишем буквы на спине», «Покажи букву»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

С родителями

Открытое подгрупповое занятие

Матова М.В.

Поиск стихов к альбому «Узнай букву»

родители, педагоги

Помощь в изготовлении пособия «Сломанные буквы»

родители

5

С детьми

Знакомство с ребусами

Прялкова Е.В.

Знакомство с играми «Сломанные буквы», «Найди букву в геометрической фигуре», «Прочитай по полубукве», «Найди похожие буквы», «Прочитай слово»

Матова М.В.,
Прялкова Е.В.

С родителями

Наглядная агитация «Игры с буквами»

Матова М.В.

Оформление ребусов

родители

Февраль

1

С детьми

Знакомство с играми «Найди буквы разного шрифта», «Выложи буквы из 2-х (3-х, 4-х) палочек», «Живые буквы»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

Знакомство с кроссвордами

Прялкова Е.В.

С родителями

Наглядная агитация «Чтение без принуждения»

Матова М.В.

Подбор фотографий и иллюстраций к альбому «Фото загадки: буквы вокруг нас»

родители

2

С детьми

Знакомство с играми «Реконструирование букв», «Лесенка слов», «Распутай слово»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

Знакомство с изографами

Матова М.В.

С родителями

Оформление кроссвордов по лексическим темам

родители

3

С детьми

Знакомство с играми «Что где находится», «Семицветик», «Читай-ка»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

С родителями

Помощь в изготовлении альбома «Изографы»

родители

4

С детьми и родителями

КВН «Буратино в гостях у детей»

Матова М.В., Прялкова Е.В.

С родителями

Анкетирование

Матова М.В.

Продукты проекта:

1. Фотоальбом «Узнай букву».
2. Фотоальбом «Буквы вокруг нас».
3. Слайд-шоу и фотоальбом «Играем с буквами».
4. Игра «Сломанные буквы».
5. Ребусы, кроссворды.
6. Сценарий КВН  «Буратино в гостях у детей».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект может быть реализован не только с детьми группы компенсирующей направленности, но и в общеразвивающих группах нашего  и других дошкольных учреждений города. Знания и навыки, приобретённые детьми, будут способствовать более успешному обучению в школе. Обозначенные проблемы были решены в ходе реализации проекта. Опыт по реализации данного проекта был представлен в образовательных учреждениях города.

Литература:

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1993.
  2. Лалаева Р.И. «Нарушение чтения», С-Пб.: СОЮЗ, 1998.
  3. Парамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция», С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2012.