Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи), родители, педагоги: Матова Марина Валерьяновна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №19», Прялкова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №19».
Паспорт проекта (по типологии Полат Е.С.)
- по доминирующему методу: практико-ориентированный;
- по характеру содержания: включает ребенка и его семью;
- по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется в пределах одной возрастной группы;
- по количеству участников: групповой и фронтальный;
- по продолжительности: 2 месяца.
Актуальность
Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования. Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письма и чтения. «Дисграфия» начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которые неизбежно проявятся у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.
Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза затрудняет дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, а значит, приводит к появлению оптической дисграфии.
Распространенность предпосылок оптической дисграфии у дошкольников (по данным обследования детей подготовительных групп) составляет 45,8%. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что половина детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения, а значит заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Изменить положение дел может только совместная работа логопеда, педагогов и родителей.
Профилактика оптической дисграфии должна заключаться, прежде всего в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно – пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв. Это:
– понимание и называние пространственных предлогов (ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ и др.);
– ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;
– представление о форме и величине предметов;
– узнавание предметов в усложненных условиях;
Состояние зрительного анализа и синтеза:
– знание букв и узнавание их в усложненных условиях.
Группы компенсирующей направленности посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, и поэтому выбранная тема проекта актуальна.
Проблема: дети допускают ошибки при печатании букв.
Обоснование проблемы:
1. Недоразвитие зрительно-пространственной сферы
2. Непонимание некоторых пространственных предлогов
2. Неумение различать схожие по начертанию буквы по зрительному образу
3. Недостаточность зрительного анализа и синтеза
4. Несформированность оптического образа букв
5. Не проявляют интерес к чтению, к играм с буквами
6. Недостаточно развита мелкая моторика (неправильно держат карандаш)
7. Допускают много ошибок при печатании букв
Цель проекта: профилактика нарушений письменной речи.
Задачи:
- совершенствовать пространственную ориентировку;
- учить узнавать буквы в усложнённых условиях;
- учить правильно печатать буквы;
- развивать зрительное внимание;
- развивать мышление;
- развивать тактильные ощущения;
- развивать умение конструировать буквы из элементов;
- развивать мелкую моторику;
- развивать интерес к играм с буквами;
- воспитывать интерес к чтению.
Ресурсы и условия реализации проекта
- Материально-технические ресурсы:
- информационно-деловое оснащение проекта;
- наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки и пособия, картотека и др., литература;
- материал для детской продуктивной деятельности.
- Финансовые ресурсы: финансирование проекта производится за счёт средств ДОУ.
- Кадровые ресурсы: для работы в проекте привлекаются учитель-логопед, воспитатели группы.
№ |
Этапы |
Деятельность детей, родителей, педагогов |
Деятельность педагогов |
Сроки |
1 |
Выявление проблемы, вхождение в ситуацию |
– Участвуют в игровой ситуации «Научим Буратино правильно печатать буквы»; |
– Вводят детей, родителей, педагогов в создавшуюся ситуацию; |
II неделя |
2 |
Практическая деятельность по решению проблемы |
План мероприятий проекта |
III неделя января |
|
3 |
Презентация продуктов деятельности |
КВН «Буратино в гостях у детей» |
Разработка сценария и проведение КВН «Буратино в гостях у детей» |
IV неделя февраля |
План мероприятий проекта
Месяц |
Неделя |
Действия, направленные на реализацию проекта |
Ответственный |
январь |
2 |
С детьми |
|
- Беседа на тему «Как хорошо уметь читать» |
Прялкова Е.В. |
||
Чтение художественной литературы Драгунский В.И. «Заколдованная буква» |
Прялкова Е.В. |
||
Игры «Электронная муха», «Направо — налево», «Лабиринты», «Слуховой диктант» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
С родителями |
|||
Анкетирование родителей |
Матова М.В. |
||
Семинар-практикум «Профилактика ошибок на письме и чтении» |
Матова М.В. |
||
Приобретение демонстрационного алфавита |
родители |
||
3 |
С детьми |
||
Чтение и обсуждение стихотворения В.Лифшиц «Петя и буквы» |
Прялкова Е.В. |
||
Игры с буквами «Чудесный мешочек», «Узнай букву на ощупь», «Выложи букву из палочек», «Допиши букву», «Распутай буквы», «Лодочки» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
С родителями |
|||
Наглядная агитация «Что такое дисграфия и дислексия?» |
Матова М.В. |
||
Подбор и оформление пословиц и поговорок об учении |
родители |
||
4 |
С детьми |
||
Чтение и обсуждение стихов о буквах |
Прялкова Е.В. |
||
Разучивание пословиц и поговорок об учении |
Прялкова Е.В. |
||
Фотосессия для альбома «Узнай букву» |
Прялкова Е.В. |
||
Игры с буквами «Подчеркни неправильную букву», «Пишем буквы на спине», «Покажи букву» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
С родителями |
|||
Открытое подгрупповое занятие |
Матова М.В. |
||
Поиск стихов к альбому «Узнай букву» |
родители, педагоги |
||
Помощь в изготовлении пособия «Сломанные буквы» |
родители |
||
5 |
С детьми |
||
Знакомство с ребусами |
Прялкова Е.В. |
||
Знакомство с играми «Сломанные буквы», «Найди букву в геометрической фигуре», «Прочитай по полубукве», «Найди похожие буквы», «Прочитай слово» |
Матова М.В., |
||
С родителями |
|||
Наглядная агитация «Игры с буквами» |
Матова М.В. |
||
Оформление ребусов |
родители |
||
Февраль |
1 |
С детьми |
|
Знакомство с играми «Найди буквы разного шрифта», «Выложи буквы из 2-х (3-х, 4-х) палочек», «Живые буквы» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
Знакомство с кроссвордами |
Прялкова Е.В. |
||
С родителями |
|||
Наглядная агитация «Чтение без принуждения» |
Матова М.В. |
||
Подбор фотографий и иллюстраций к альбому «Фото загадки: буквы вокруг нас» |
родители |
||
2 |
С детьми |
||
Знакомство с играми «Реконструирование букв», «Лесенка слов», «Распутай слово» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
Знакомство с изографами |
Матова М.В. |
||
С родителями |
|||
Оформление кроссвордов по лексическим темам |
родители |
||
3 |
С детьми |
||
Знакомство с играми «Что где находится», «Семицветик», «Читай-ка» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
С родителями |
|||
Помощь в изготовлении альбома «Изографы» |
родители |
||
4 |
С детьми и родителями |
||
КВН «Буратино в гостях у детей» |
Матова М.В., Прялкова Е.В. |
||
С родителями |
|||
Анкетирование |
Матова М.В. |
Продукты проекта:
1. Фотоальбом «Узнай букву».
2. Фотоальбом «Буквы вокруг нас».
3. Слайд-шоу и фотоальбом «Играем с буквами».
4. Игра «Сломанные буквы».
5. Ребусы, кроссворды.
6. Сценарий КВН «Буратино в гостях у детей».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект может быть реализован не только с детьми группы компенсирующей направленности, но и в общеразвивающих группах нашего и других дошкольных учреждений города. Знания и навыки, приобретённые детьми, будут способствовать более успешному обучению в школе. Обозначенные проблемы были решены в ходе реализации проекта. Опыт по реализации данного проекта был представлен в образовательных учреждениях города.
Литература:
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1993.
- Лалаева Р.И. «Нарушение чтения», С-Пб.: СОЮЗ, 1998.
- Парамонова Л.Г. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция», С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2012.