Игра «Экскурсия в виртуальный музей «Планета Земля» (по материалам уроков природоведения. 5-й класс, I полугодие)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цель:

обучающий аспект:

  • знать строение Солнечной системы и место Земли в ней (познавательные УУД);
  • знать внутреннее строение Земли, классификацию горных пород, материки и их особенности (познавательные УУД);
  • знать процессы в атмосфере (познавательные УУД);
  • знать понятия “вещество” и “явление” (познавательные УУД);

развивающий аспект:

  • развивать логическое мышление (анализ, синтез) при составлении логических цепочек для повторения сфер Земли (познавательные УУД);
  • развивать речь при определение географических объектов в конкурсе “Географический крокодил” (коммуникативные УУД);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру общения и сотрудничества в формах группового взаимодействия (коммуникативные УУД);
  • сплочение коллективов внутри параллелей в 5х классах (коммуникативные УУД).

Форма проведения: Экскурсия в виртуальный музей “Планета Земля”, игра.

Участники игры: учащиеся 5-х классов.

Учащиеся (два класса) по жеребьёвке делятся на 2 команды. Путешествуя по залам музея “Планета Земля” учащиеся закрепляют материал, пройденный на уроках географии в первом полугодии. Для того чтобы перейти из зала в зал, необходимо выполнить ряд заданий, организованных в виде конкурсов. На мероприятии так же присутствует счётная комиссия, задачей которой является в течение всего конкурса фиксировать и подсчитывать баллы, зарабатываемые командами в ходе выполнения заданий. Результаты объявляются только по итогам игры, чтобы не отвлекать детей от экскурсионной программы, но при этом балльная система является стимулом для активного участия детей в игре.

Материалы в залах музея представлены в виде мини фильмов (2 – 3 минуты), повествующих о той области географии, которая заявлена в названии музейного зала.

Ход мероприятия

- Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас в интерактивном музее “Планета Земля”.

- Да, вы не ошиблись. Наша Земля действительно должна стать для нас своего рода музеем, потому что нам необходимо сохранить её и всё, что на ней существует для наших потомков. А где ещё можно сохранить всё для будущего как не в музее.

- На Земле есть много всего и прекрасные горы, и бескрайние моря, и глубокие реки, и богатые недра, растения и животные, которые требуют того, чтобы быть сохранёнными в своём первозданном виде.

- В нашем музее существует огромное количество залов, которые покажут нам все богатства и красоты нашей Земли. Но, конечно же, за один раз все залы нам посетить не удастся. Сегодня в нашей экскурсионной программе всего 5 залов.

- Но, просто переходить из зала в зал может быть скучновато, поэтому, чтобы попасть в каждый следующий зал, необходимо выполнить какое-нибудь задание. За выполнение заданий командам будут начисляться баллы. Но результаты вы узнаете только в самом конце экскурсии.

- Итак, мы отправляемся!

Зал № 1 “Геология”

Видеоролик.

Конкурс №1 “Географическая разминка”

Каждой команде даётся возможность выбрать 5 вопросов. За правильный ответ команда получает от 1 до 4 баллов в зависимости от номера вопроса. Если команда не может дать ответ, то право ответа переходит ко второй команде и даёт ей возможность заработать дополнительный балл.

Темы и варианты вопросов и ответов:

Как возникла Земля:

  1. Научное предположение – это (Земля)
  2. Учёный, который предположил, что Земля возникла в результате столкновения Солнца с кометой (Жорж Бюффон)
  3. В чём суть гипотезы Джеймса Джинса? (Пролетающая мимо Солнца звезда высвободила из него часть вещества)
  4. Какие учёные предложили гипотезы о том, что Земля образовалась из газово-пылевого облака? Назовите 3 фамилии (Кант, Лаплас, Шмидт)

Суша:

  1. Большой участок суши, омывающийся со всех сторон водой (материк)
  2. Сколько материков на Земле? Перечислите их. (Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида)
  3. Сколько частей света? Перечислите их. (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Океания, Антарктида)
  4. На каком материке расположена самая протяжённая горна цепь? Как она называется? (Южная Америка. Анды)

Землетрясения и вулканы:

  1. Назовите опасные природные явления, связанные с движением литосферных плит (землетрясение, извержение вулканов)
  2. Как называется то место, где происходит смещение горных пород? (очаг землетрясения)
  3. Какие бывают вулканы по внешнему строению? (конические и щитовые)
  4. Прибор, измеряющий силу землетрясения (сейсмограф)

Вещества и явления:

  1. Вещество + Вещество = (Тело)
  2. Железо, стекло, вода – это (вещество)
  3. Как называются вещества без примесей? Приведите пример. (Чистые. Таких не существует)
  4. Из каких веществ состоит гранит (Кварц, полевой шпат, слюда)

Обе команды поработали отлично! И для нас открылся вход в следующий зал.

Зал № 2 “Планеты Солнечной системы””

Видеоролик.

Конкурс №2 “Геопазлы”.

- Что такое пазлы, вы знаете прекрасно. Нужно из разрозненных частей собрать целую картинку. А ваша задача состоит в том, чтобы этот пазл разобрать. Удаляя части пазла, вы должны будете отгадать, что за картинка скрыта под этим пазлом. Но задача осложнена тем, что открыть вы можете не более трёх фрагментов пазла и только по диагонали или через один. За правильный ответ 5 баллов. Если команда не в состоянии ответить на вопрос, ответ переходит вашим оппонентам. Для каждой команды подготовили 3 варианта пазлов. Значит, вы можете заработать по 15 баллов.

Итак, мы отправляемся в следующий зал нашего музея, а счётная комиссия фиксирует набранные вами баллы.

Зал № 3 “В Земные глубины”

Видеоролик.

Конкурс №3 “Логическая цепочка”.

- Как мы уже поняли из названия, следуя от понятия к понятию, вы должны отгадать, какое главное понятие загадано для вашей команды. Получив 5 подсказок, вы должны назвать географическое понятие, термин, объект, который мы для вас загадали. Правильный ответ равен 5 баллам.

Например:

Жёлтый – фрукт – цитрус – кислый = ЛИМОН

Для каждой команды подготовлено 3 задания. И у вас будет возможность заработать дополнительные баллы, если команда противников не сможет дать правильный ответ.

Итак, мы начинаем:

  1. Граница – Земная кора – Линия – Соприкосновение = Линия Мохо
  2. Атмосфера – Стратосфера – Фреон – Разрушение = Озоновая дыра
  3. Солнечная система – Планета Земной группы – Форма рельефа – Рекорд = вулкан Олимп
  4. Земная кора – Ископаемое – Метро – Магматическое = Гранит
  5. Отлив – Индонезия – Землетрясение – Разрушения = Цунами
  6. Большой – Тёплый – Бурный – Магеллан = Тихий океан.

- Спасибо за успешное прохождение очередного этапа и нам открывается проход в следующий зал.

Зал № 4 “Воздушный океан”

Видеоролик.

Конкурс №4 “Найди пару”.

- Обратите внимание на экран. Сейчас на нём появятся географические понятия, а во втором столбце будут расположены определения этих понятий. Вам необходимо сопоставить понятие и его определение. И на лежащих перед вами копиях стрелками соединить, то есть найти пару. На выполнение задания командам даётся 3 минуты и 1 балл за правильную пару.

- По истечении отведённого времени вы сдадите свои бланки в счётную комиссию, а правильность ваших ответов мы проверим на экране.

- Итак, мы начинаем (на экране высвечивается рабочий материал). Можно фоном пустить приятную музыку на 3 минуты.

- Время истекло, сдаём рабочие материалы и проверяем (На экране высвечивается правильный вариант соединения стрелками и ведущий озвучивает его).

- Спасибо, и держим путь в следующий зал.

Зал № 5 “Вода – ты жизнь”

Видеоролик.

- Для того чтобы покинуть наш музей, чтобы перед вами распахнулись двери музея, необходимо выполнить задания последнего конкурса

Конкурс №5 “Географический крокодил”.

- От каждой команды по очереди будет выходить 1 представитель, и вытягивать карточку с каким-либо названием, понятием, термином. Его задача – показать то, что написано на карточке. 5 баллов получает та команда, которая правильно дала ответ.

Варианты карточек:

  1. Осадки
  2. Облака
  3. Море
  4. Вулкан
  5. Река
  6. Галактика
  7. Метеор
  8. Антарктида
  9. Суша

- Спасибо всем участникам нашей экскурсионной программы. Надеемся, что вам было интересно сегодня. А насколько вам было интересно в нашем музее мы сейчас и увидим. Возьмите, пожалуйста, ваши эмблемки и поместите их на ту планету, которая отображает ваше настроение после прошедшего нашего мероприятия. Планеты размещены на стенде в конце нашего зала.

- Спасибо, а теперь мы с нетерпением выслушаем нашу счётную комиссию, получим свои честно заработанные баллы и награды.

(Выступает представитель счётной комиссии, проходит награждение детей за первое и второе места).

Приложение.