Цели:
- Способствовать формированию у учащихся основ правильного питания, представлений об основных принципах гигиены питания, сформировать у учащихся представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.
- Воспитывать культуру питания, гигиеническую культуру.
Оборудование: учебник “Окружающий мир.1 класс” Н.Ф. Виноградовой, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, презентация
Ход урока
I. Орг. момент
Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на урок сегодня пришел.
Зима улыбается пусть нам в окно,
Но в классе у нас уютно и светло.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Организация дисциплины в классе, проверка готовности к уроку.
II. Введение в проблему. Слайд 1
Сценка Нюша и Совунья (разыгрывают дети, заранее подготовленные из класса)
Совунья
Здравствуй, Нюша!
Как дела?
Что-то очень ты бледна?
Нюша
Мне сегодня очень плохо,
А виновник – аппетит.
Я всё ела,ела,ела,
И теперь живот болит!
Совунья
А знаком ли тебе Нюша Барабек,
Тот, что скушал целых сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
“У меня живот болит”.
Нюша
Я не знаю Барабека, я не ела человека.
Ела я, что любят дети,
Что всего вкусней на свете!
Вот... (протягивает пакет с фантиками)
- Ребята, почему заболел живот у Нюши и у Робина Бобина? (Они переели, съели много всего, ели вредные продукты.)
- Верно. Предположим, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О том, что и как нужно есть)
- Проверим наше предположение. Прочтем тему урока. Слайд 1(Читают: “Здоровая пища.
- А что такое здоровая пища? (Предположения учащихся.)
- Итак, сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое здоровая пища.
III. Целеполагание:
Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой:
Какая пища полезная и какая вредная?
Как правильно питаться?
IV. Основной этап. Реализация целей
Мельница живёт водою, а человек едою. Слайд 2
Как вы понимаете пословицу?
– Для чего человек ест? (Для роста, движения, работы).
– Вы правильно определили, зачем человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Человек – около 30 дней, змеи несколько месяцев Еда человеку необходима в течение всей жизни.Слайд 3
Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужна почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае – означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как всё время расходуем нашу энергию.
Почему продукты, которые съела Нюша вредные?
Рассказ и показ этикеток.
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
– Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
Игра “Вредно – полезно” на интерактивной доске
Почему продукты, которые вы выбрали полезные? Как вы думаете какие вещества содержатся в продуктах? Где об этом можно найти информацию? (на упаковке)
Рассматриваем упаковку козинаки. (у детей раздаточный материал): читаем состав продукта.
Белки, жиры, углеводы Слайд 4
Все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Послушайте, для чего они нужны нам.
Расширение кругозора учащихся.
Сообщение “Белки” – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Чтобы вырасти, ты, мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Ешь он и тебе поможет.
Сообщение “Углеводы” – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Сообщение “Жиры” – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего. Строительный материал для мозга и нервной системы.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
На интерактивной доске игра “Белки, углеводы жиры”
IV. Физминутка
Пирамида питания Слайд 5
Вы видите пирамиду питания, рекомендованную Всемирной
Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит.
(На доске плакат “Пирамида питания” в виде равнобедренного треугольника, разделенного горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне - овощи и фрукты; на третьем - молочные продукты, мясо, рыба; на четвертом (вершина пирамиды) - сахар, соль, сладости).
– Может ли человек питаться однообразной пищей?
Какие продукты надо есть? (все)
– Питание должно быть разнообразным.
Витамины - греческое слово. Слайд 7-12 В переводе оно означает " носители жизни".
Известно около 30 витаминов. Их обозначают
латинскими буквами. Каждый витамин выполняет в
организме вполне определённую задачу.
Организм человека не способен запасать витамины
впрок и поэтому должен получать их регулярно в
полном наборе и количествах. Недостаток
витаминов сказывается на снижении
сопротивляемости заболеваниям, ухудшении
зрения, ослаблении костей и мышц. ( Рекомендуем
посмотреть отрывок из мультфильма “Смешарики.
Исправительное питание – отрывок про витамины)
Цель 1 реализована: Мы разобрались: какая пища полезная, какая вредная!
Какую цель ещё поставили: Как правильно питаться?
Главное не переедать (Помните Нюша очень много съела)
Режим питания (по часам)
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим.
Советы от Совуньи
- Питайся разнообразной пищей.
- Меньше ешь сладостей и булочек
- Не ешьте много жирной пищей.
- Всегда полезны овощи, фрукты.
- Старайтесь есть в одно и то же время.
V. Итог урока
Здоровое питание слайд 13
1. Разнообразное.
2. Регулярное.
3. Умеренное.
Следуя этим советам, давайте составим меню на день. Что же такое меню? Где вы встречали это слово?
Менюм — перечень блюд и напитков. Попробуйте нарисовать меню для школьников (Работа в парах)
VI. Рефлексия:
Слайд 14-15
Что мне этот урок дал для жизни?
Мне показалось важным...
Совунья
Поняла теперь ты, Нюша
Что и сколько надо кушать.
Нюша
Поняла, нетрудно это
Выполнить твои советы.
Врачи утверждают, что в рационе каждого второго школьника не хватает витамина С, а каждого третьего – витаминов А и Е. В конце урока детям предлагаются фрукты и овощи на выбор (мандарин, яблоко, морковь, банан, киви) содержащие полезные витамины