Проектная деятельность по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста "Поможем птицам перезимовать"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

В ходе беседы с детьми, мы выяснили, что у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой, они мало наблюдают в природе. А так же недостаточно информации в развивающей среде.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребёнка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта: Расширение и обогащения знаний о зимующих птицах, изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

  • Закрепить ранее полученные знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Воспитывать у детей и их родителей желание помогать птицам в трудное для них время.
  • Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
  • Развитие умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной).
  • Пополнить развивающую среду по теме проекта.
  • Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу “Как птицам перезимовать?”. Справиться с голодом в суровые снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Целевая группа проекта: проект предназначен детям младшего дошкольного возраста, средней продолжительности.

План мероприятий по реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • определение целей и задач проекта
  • составление плана работы по реализации проекта
  • подготовка развивающей среды
  • подбор иллюстраций, дидактического материала, наглядных пособий
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей с голосами птиц
  • изготовление дидактических игр
  • проведение акции “С каждого по зёрнышку” (сбор корма для птиц)
  • подготовка информации в родительском уголке

Основной этап:

Работа с детьми:

  • беседа “Зимние гости”, “Не дадим птичке умереть от холода и голода”
  • познавательный рассказ: “Поможем птицам зимой”.
  • рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимующих птиц.
  • компьютерная презентация “Зимующие птицы”
  • ежедневное наблюдение за птицами: “Какие птицы прилетают на кормушку?”, “Птицы большие и маленькие”, “Птичьи следы на снегу”
  • чтение художественной литературы: А. Прокофьев “Снегири”, В. Стоянов “Воробей”, Р. Бухараев “Кормушка”, А. Барто “Синица”, потешка “Сорока”, “Гули-гули”, В.Орлова “Воробей”
  • дидактические игры: разрезные картинки, пазлы “Собери птицу”, “Какая птица, назови”, “Угадай, кого не стало?”, “Один-много”, игры-вкладыши.
  • сюжетно-ролевая игра “Больница для птиц”, “Птица с птенчиками”
  • пальчиковая гимнастика: “Птички”
  • утренняя разминка: комплекс “Воробушки”.
  • подвижные игры: “Воробушки и кот”, “Вороны”, “Птицы в гнёздышках”, “Воробей”
  • игры-имитации “Мы-птички”
  • музыкально-ритмические движения “Воробушки” муз. И.Арсеева, сл. И.Черницкой
  • слушание: аудиозапись “Голоса птиц”
  • трудовые поручения: развешивание кормушек, подкармливание птиц
  • рисование: раскрашивание силуэтов птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря),
  • “К нам прилетели снегири” - рисование солью, “Пёрышки для воробушка”
  • лепка: “Синичка” - налеп пластилина, “Кормушка с зёрнышками”, “Рябинка для птиц”.
  • аппликация: “Птицы на кормушке”, “Стайка воробьёв”
  • конструирование: “Домик для птички”

Работа с родителями:

  • информационная ширма для родителей “Как сделать кормушки своими руками”.
  • информация в родительский уголок: “Учимся наблюдать”, “Давайте почитаем”.
  • размещение информации на страничке группы Вконтакте “Зимующие птицы нашего двора”
  • консультация для родителей “Чем угостить птиц зимой”.
  • изготовление кормушек.
  • маршрут выходного дня: экскурсия в парк.
  • информационные листы “Птицы зимой”

Заключительный этап:

  • оформление выставки детских работ
  • оформление презентации проекта
  • вечер досуга “Птицы - наши друзья”

Методы и формы реализации проекта.

  • исследовательские: наблюдения
  • словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения
  • наглядные: рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий
  • игровой: сюрпризные моменты, игры
  • технология моделирования
  • творческие: тематические выставки работ, книжки-самоделки

Результаты:

Дети:

  • у детей сформированы представления о зимующих птицах в зимнее время года, появилось желание помогать птицам.
  • развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Педагоги:

  • пополнили уголок книги книгами и иллюстрациями о птицах.
  • оформили картотеки стихов и загадок о птицах.
  • организовывали работу с родителями.
  • стимулировали художественно-эстетическую деятельность детей, а так же развитие творческого воображения

Родители:

  • повысился уровень экологической воспитанности; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе.
  • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
  • приняли участие в выставке и развлечении