Актуальность проекта.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
В ходе беседы с детьми, мы выяснили, что у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой, они мало наблюдают в природе. А так же недостаточно информации в развивающей среде.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребёнка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта: Расширение и обогащения знаний о зимующих птицах, изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Задачи проекта:
- Закрепить ранее полученные знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Воспитывать у детей и их родителей желание помогать птицам в трудное для них время.
- Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
- Развитие умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной).
- Пополнить развивающую среду по теме проекта.
- Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу “Как птицам перезимовать?”. Справиться с голодом в суровые снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Целевая группа проекта: проект предназначен детям младшего дошкольного возраста, средней продолжительности.
План мероприятий по реализации проекта:
Подготовительный этап:
- определение целей и задач проекта
- составление плана работы по реализации проекта
- подготовка развивающей среды
- подбор иллюстраций, дидактического материала, наглядных пособий
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей с голосами птиц
- изготовление дидактических игр
- проведение акции “С каждого по зёрнышку” (сбор корма для птиц)
- подготовка информации в родительском уголке
Основной этап:
Работа с детьми:
- беседа “Зимние гости”, “Не дадим птичке умереть от холода и голода”
- познавательный рассказ: “Поможем птицам зимой”.
- рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимующих птиц.
- компьютерная презентация “Зимующие птицы”
- ежедневное наблюдение за птицами: “Какие птицы прилетают на кормушку?”, “Птицы большие и маленькие”, “Птичьи следы на снегу”
- чтение художественной литературы: А. Прокофьев “Снегири”, В. Стоянов “Воробей”, Р. Бухараев “Кормушка”, А. Барто “Синица”, потешка “Сорока”, “Гули-гули”, В.Орлова “Воробей”
- дидактические игры: разрезные картинки, пазлы “Собери птицу”, “Какая птица, назови”, “Угадай, кого не стало?”, “Один-много”, игры-вкладыши.
- сюжетно-ролевая игра “Больница для птиц”, “Птица с птенчиками”
- пальчиковая гимнастика: “Птички”
- утренняя разминка: комплекс “Воробушки”.
- подвижные игры: “Воробушки и кот”, “Вороны”, “Птицы в гнёздышках”, “Воробей”
- игры-имитации “Мы-птички”
- музыкально-ритмические движения “Воробушки” муз. И.Арсеева, сл. И.Черницкой
- слушание: аудиозапись “Голоса птиц”
- трудовые поручения: развешивание кормушек, подкармливание птиц
- рисование: раскрашивание силуэтов птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря),
- “К нам прилетели снегири” - рисование солью, “Пёрышки для воробушка”
- лепка: “Синичка” - налеп пластилина, “Кормушка с зёрнышками”, “Рябинка для птиц”.
- аппликация: “Птицы на кормушке”, “Стайка воробьёв”
- конструирование: “Домик для птички”
Работа с родителями:
- информационная ширма для родителей “Как сделать кормушки своими руками”.
- информация в родительский уголок: “Учимся наблюдать”, “Давайте почитаем”.
- размещение информации на страничке группы Вконтакте “Зимующие птицы нашего двора”
- консультация для родителей “Чем угостить птиц зимой”.
- изготовление кормушек.
- маршрут выходного дня: экскурсия в парк.
- информационные листы “Птицы зимой”
Заключительный этап:
- оформление выставки детских работ
- оформление презентации проекта
- вечер досуга “Птицы - наши друзья”
Методы и формы реализации проекта.
- исследовательские: наблюдения
- словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения
- наглядные: рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий
- игровой: сюрпризные моменты, игры
- технология моделирования
- творческие: тематические выставки работ, книжки-самоделки
Результаты:
Дети:
- у детей сформированы представления о зимующих птицах в зимнее время года, появилось желание помогать птицам.
- развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Педагоги:
- пополнили уголок книги книгами и иллюстрациями о птицах.
- оформили картотеки стихов и загадок о птицах.
- организовывали работу с родителями.
- стимулировали художественно-эстетическую деятельность детей, а так же развитие творческого воображения
Родители:
- повысился уровень экологической воспитанности; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе.
- родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
- приняли участие в выставке и развлечении