Изучение темы «Металлы» по программе О.С. Габриеляна приходится на 1 полугодие. Объём темы небольшой и позволяет достаточно полно сформировать основные предметные умения. Известно, что большинству обучающихся сложно удерживать учебный материал, держать его на контроле. Поэтому в ходе изучения темы, постоянно акцентирую внимание учащихся на ключевые элементы знаний и умений с ними связанные, обусловленные требованиями программы.
Перед изучением темы рассказываю учащимся о структуре материала, периоде изучения, количестве проверочных, самостоятельных и практических работ, требованиях к знаниям и умениям. Указываю примерную дату зачета по теме, знакомлю со структурой зачета в общих чертах и технологией.
Зачет провожу в форме «Вертушки» по станциям и с привлечением старшеклассников-рефери. Предварительно провожу с ними консультацию по оцениванию ответов.
Для оптимизации процесса и экономии времени можно задания распечатать и учащимся достаточно внести необходимые ответы. Это значительно сократит время и позволит максимально полно выполнить задания и оценить ответ. Лучше провести зачет на спаренном уроке.
Задания 1-й и 2-й станций можно выполнить устно. На станции 3,4, и 5 учащиеся получают задания, выполняют самостоятельно и сдают на проверку. Проверить их можно на уроке или после зачета. Станцией «Экспериментальной» заведует учитель.
№ | название станции | Содержание деятельности, время. | содержание заданий |
1 | «Теоретическая» | Дать характеристику одного из металлов по плану( устно). 5 мин. | Приложение 1 |
2 | «Формульная» | 1. Дать название, указать класс вещества(не менее половины). 2 мин. | Приложение 2 |
2. Записать формулы веществ по тривиальным названиям (не менее половины). 2 мин | Приложение 3 | ||
3. | «Превращения» | 3. Записать уравнения реакций по названию превращения (не менее половины). 5 мин. | Приложение 4 |
4. Составить уравнения реакций по схеме (по одному из каждого блока). 5-7 мин. | Приложение 5 | ||
5. Дописать уравнения реакций. 3-5 мин. | Приложение 6 | ||
4 | «Взаимосвязь» | Дифференцированное задание по уровню сложности. Необходимо выполнить одно превращение. 10 мин. | Приложение 7 |
5 | «Расчетная» | Расчетные задачи разного уровня сложности. Решить одну задачу. 8-10 мин. | Приложение 8 |
6. | «Экспериментальная» | Выполнить один эксперимент. 3-5 мин. | Приложение 9 |
Каждый учащийся получает маршрутный оценочный лист (Приложение 10), куда вносится оценка(отметка). Итоговая оценка по зачету выставляется как средняя.
После зачета провожу контрольную работу в виде теста – формат ГИА.
Такой зачет полезен не только девятиклассников, но и позволяет актуализировать знания старшеклассникам.