Тип урока: урок формирования умений и навыков в процессе обучения написания сочинения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Цели урока:
- Образовательный аспект: учить анализировать содержание исходного текста, отработать умения и навыки учащихся в подготовке написания экзаменационного сочинения, руководствуясь критериями проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.
- Развивающий аспект: формировать умения владения русской речью, русским письмом, в определении проблематики текста, авторской позиции, идеи, темы, стиля, типа речи; создание аргументации (фонового материала); стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся.
- Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к близким людям, формирование чувства патриотизма.
Оформление урока:
- Эпиграф к уроку: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, необходимую правду, для того чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней». В.П.Астафьев
- Презентация (Приложение 1)
- Раздаточный материал на партах: исходный текст (Приложение 2), таблица пошагового оценивания сочинения
- Компьютер, мультимедийная установка
ХОД УРОКА
Организационный момент
Запись темы урока.
– Перед вами текст рассказа Виктора Петровича Астафьева «Шинель без хлястика». И сегодня мы обращаемся к произведению, тема которого связана с Великой Отечественной войной. Нет в живых автора – участника этой страшной войны, но он успел показать, какой жестокой она была. На войне погибли более двадцати миллионов людей. Не осталось в живых почти целого поколения 1924-1926 годов рождения. Из четырех человек этого поколения в живых остался только один. Остался в живых и солдат Великой Отечественной Виктор Петрович Астафьев, 1924 года рождения. Он ушел на войну осенью 1942 года, на фронте воевал связистом. Был тяжело ранен на Днепровском плацдарме в боях за Украину, демобилизовался из армии осенью 1945 года.
– Как вы думаете, мог ли писатель Астафьев не писать о войне?
(Не мог, потому что сам воевал, сам пережил войну)
– В рассказе «Шинель без хлястика «Астафьев не описывает военных действий, но говорит о войне через предметно-художественные детали («шинель», «ранняя седина матери», «сынишка, укутанный в бязевые портянки»)
– Определим стиль. Какие стили русской речи вы знаете?
– Каков стиль данного текста? (художественный)
– Каковы его основные признаки? Докажите, что стиль текста художественный.
– Назовите в тексте языковые средства, характерные для этого стиля
(Метафоры – «шинель без хлястика», «есть груз на душе», «седина пропахала», «теплота, которая покоряла людей»; эпитеты: «в улыбке матери что-то девчоночье…юное, безвозвратно-ушедшее», «она заморенная»; стилистические приемы: параллелизм – «Он знал…», «Она рассказывала…», «Они жили…»; инверсия – «Была вечеринка»; лексические повторы – «…была грусть…грусть…»)
– Определите тип речи. Какие типы речи вы знаете?
(Повествование, описание, рассуждение)
– К какому типу речи относится данный текст?
– Какова композиция произведения? («Кольцевая «композиция: рассказ в рассказе).
– Как вы думаете, почему автор использовал такой композиционный прием? (Подобная форма повествования придает произведению характер достоверности; этот прием дает читателю возможность понять, что мать и сын будут постоянно возвращаться к воспоминаниям о войне)
– Кто главные герои произведения? (Мать и сын)
– Почему автор не дает имен героям? (Обобщенный, собирательный образ Матери)
– Определим тему и идею произведения
(Рассказ не столько о войне, страшном испытании человека на прочность не столько физическую, сколько нравственную. Это рассказ о большой, жертвенной любви матери, о сыновней благодарности и душевном взрослении семнадцатилетнего юноши).
– Каковы отношении матери и сына? (Доверительные)
– С каким историческим событием связано прошлое героини? (С Великой Отечественной войной)
– Каков послевоенный быт женщины? Через какие трудности ей пришлось пройти? (Героиня вернулась с войны без орденов, с шинелью без хлястика, но с ребенком на руках. У нее не было ничего: ни угла, ни родных, ни работы, ни денег. Жизнь ее после войны – борьба за физическое выживание: жизнь на одну студенческую стипендию да редкие профсоюзные пайки, частая смена квартир, поиски дешевого жилья, слабенький малыш, назойливое внимание мужчин, ненависть многих женщин…)
– Какие нравственные качества помогли героине преодолеть их?
(Сила духа, терпение, вера в возвращение любимого, гордость, чувство собственного достоинства, любовь к сыну, доброта, ответственность. Оставшись одна, героиня не спилась, не попрошайничала, не бросила ребенка. Она нашла в себе силы с отличием закончить университет и там преподавать, кроме этого, она сумела вырастить сына, родного человека, друга, которому можно довериться и у которого можно найти понимание. Она перестала плакать и выработала в себе силу характера. И в этом ее второй не менее героический подвиг. Это достойно уважения и восхищения).
– О чем жалеет героиня? (О шинели)
– Что значила для нее шинель? Почему была дорога? (Память о юности, о любви, о войне: в этой шинели она ползала по передовой, вынесла на ней отца своего будущего ребенка, под ней она спала, мучилась и родила своего сына…)
– Трудно ли ей было продать шинель? (Да, потому что на рынке продавалось много шинелей и много было новых, с хлястиками)
– Почему рассказ называется «Шинель без хлястика»? (Именно шинель помогла выжить ребенку, она являлась самой ценной вещью для матери)
– Почему мать не рассказала сыну о себе раньше? (Ждала душевного взросления сына, чтобы он мог понять и разделить с ней боль и тревоги)
– Каковы отношения между матерью и сыном? (Теплые доверительные отношения между ними: мать не только приготовила угощение для его друзей, но и проводит с ними время, танцует с сыном)
– Каким было возвращение с войны молодой женщины? (Ни букетов цветов, ни улыбок и светлых лиц родных. Рядом с героиней не было мужа, любимого человека, на плечо которого можно было бы опереться).
– Известный белорусский писатель Светлана Алексиевич сказала в своем романе: «У войны не женское лицо», или женщина и война-вещи несовместимые. Как этот вопрос рассматривает Астафьев? (Автор не говорит прямо об ужасах войны, но, рассказывая о ее фронтовой жизни, ёмко, в двух предложениях показывает, как ей тяжело приходилось на войне: она была на передовой, где регулярно шли сражения с врагом; там же она любила и родила сына. Все это противоестественно. Так не должно быть, но, к сожалению, было).
– Какими показывает автор отношения между матерью и сыном после того, как мать рассказала о прошлом? (После рассказа героини они стали еще большими друзьями: мать крепко сжала его руку, «как это делают настоящие друзья»)
– О чем думает сын? (Он не мог заснуть и думал о том, что должен прожить очень долгую жизнь и много в ней успеть сделать, «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика»).
– Что такое проблема текста? Попробуем определить проблематику текста (чтобы определить, надо помнить, что если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте)
– Итак, 1-ая проблема – взаимоотношения матери и сына (на чем основываются взаимоотношения матери и взрослого сына?)
Найдите ключевые слова, соответствующие этой проблеме.
– 2-ая проблема – участие женщины на войне (почему женщина на войне – противоестественно?)
Найдите ключевые слова, соответствующие этой проблеме.
– 3-я проблема – адаптация фронтовиков в послевоенное время (почему людям, пришедшим с войны, непросто было в мирное время?)
Найдите ключевые слова, соответствующие этой проблеме.
– Сформулировали все проблемы, но необходимо остановиться на одной. (Большинство ребят выбрало проблему участия женщины в войне.)
– Теперь определим авторскую позицию (Автор считает участие женщины на войне противоестественным)
– Прежде чем прокомментировать проблему, вспомним, что такое комментарий. (Это рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо. Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор).
Комментирование проблемы.
– Как, на каком материале автор рассматривает проблему? На чем акцентирует внимание? Какие чувства автора выражены в тексте и какие языковые средства использованы им?
– Приступаем к аргументации собственного мнения. В каких произведениях рассматривается подобная проблема?
– Итогом совместной работы становится следующая работа
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1. Проблема взаимоотношения матери и сына (На чем основываются взаимоотношения матери и взрослого сына?) |
1. Взаимоотношения матери и сына должны быть основаны на взаимном доверии, уважении и любви. |
2. Проблемы участия женщины в войне (Почему участие женщины на войне противоестественно?) |
2. Участие женщины в войне противоестественно: она должна дарить жизнь, быть хранительницей семейного очага |
3. Проблема адаптации фронтовиков в послевоенное время. |
3. Вернувшимся с войны было непросто адаптироваться к мирной жизни, так как у многих не оставалось в живых близких людей, а значит не было поддержки; быт не был налажен, зачастую сказывалось недоброжелательное отношение окружающих. |
Сочинение по тексту В.П. Астафьева
Война. Сколько судеб искалечила она! Отняла отцов у детей, мужей у жен, разрушила семьи. На фронт уходили не только мужчины. Женщине, призвание которой давать жизнь, а не отнимать ее, на фронте было тяжело вдвойне. Об этом пишет в рассказе «Шинель без хлястика» В.П.Астафьев.
Размышляя об участии женщины на войне, автор рассказывает о героине, которая была на фронте на самом опасном участке – передовой. Она выносила раненых с поля боя, спасала тяжелораненых бойцов; там же она пережила любовь и рождение ребенка. Возвращаясь с войны, сыночка она закутала в бязевые портянки. Ей трудно было одной без поддержки мужа и родных заново начинать мирную жизнь.
Автор считает, что женщине не место на войне. Она должна быть матерью, хранительницей семейного очага. Война сломала многие женские судьбы, и только сильные духом женщины смогли выстоять, реализовать себя в послевоенное время.
О том, как трудно было женщине на войне, рассказывается в повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Читая произведение, мы узнаем, что свыше 800 тысяч женщин ушли на фронт, чтобы защитить страну от врага. О страшном героическом времени повествуют нам бывшие медсестры, санитарки, снайперы, зенитчицы и участницы партизанского движения. Трудно сейчас представить, как они едут в прокуренных солдатами теплушках, одетые не по размеру в солдатскую форму и кирзовые сапоги. Но это было. Они не могли не откликнуться на общее горе.
Ольге Омельченко, санинструктору, было 19 лет, когда она на фронте выносила с поля боя раненых, намного превышавших вес девушки.
Мария Божок – медсестра прифронтового госпиталя – помогала оперировать докторам; она, по ее воспоминаниям, долго не могла привыкнуть к ампутациям ног и рук.
Много женщин погибло на войне, но и вернувшиеся в мирную жизнь часто были больны нравственно и физически. Бывший снайпер вспоминает, что нечеловеческие условия на войне подорвали их здоровье, поэтому они остались все простуженные и больные. С сожалением она говорит, что война не только молодость забрала, но и «материнство у них вырвала. Лишила девочек самого великого счастья». А по ночам не давали спать воспоминания о войне.
О том, что на войне не место женщине, повествует и Н.С.Евдокимов в рассказе «Степка, мой сын». Рассказчик говорит о том, что прошло 20 лет со Дня Победы, и все эти годы живет в нем память о погибшей любимой Анке. Она была санинструктором, он солдатом. Ей 19 лет, ему 20. Так сложилось, что у молодых людей первая и последняя любовь пришлась на войну. Ни война, ни смерть кругом не могли им помешать любить. Глаза Анки светились от счастья. Она мечтала о сыне, для которого уже придумала имя – Степка. Но война безжалостна. Во время артобстрела Анка погибает. Рассказчик теряет не только любимую, но и неродившегося сына. Так звучит мысль о противоестественности войны для женщины, для той, которой природой предназначено продолжать род человеческий, а не воевать, отбирать жизнь у людей.
В этом году исполняется 70 лет со Дня Великой Победы. Все меньше остается тех, кому пришлось испытать ужасы войны. Хочется верить в то, что нашим женщинам никогда не придется брать оружие в руки – они будут растить детей, любить и быть любимыми.