С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Поэтому в своей практике я широко использую такой метод обучения как проектный. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А так же направлен на обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
План:
1. Вступление
– Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость.
– Выдвижение проблемы, целей и задач проекта.
2. Основная часть
– Подготовительный этап
– Реализация проекта
– Обобщающий этап
3. Заключительная часть
4. Используемая литература.
5. Приложения.
1. Вступление
Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость.
Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.
Биант Приенский
Я просыпаюсь рано утром и слышу мамины слова «Ты мое солнышко». Она улыбается мне, а я улыбаюсь ей. И мне так тепло и уютно рядом с моей мамочкой. Тогда я и заинтересовался, почему нам в определенные моменты жизни хочется смеяться, и может ли наше настроение влиять на отношение к нам окружающих.
Без сомнения, улыбка красит любого. Она передаётся, как эстафетная палочка: один, второй, третий – и вот уже улыбается целая семья, улица, село… Улыбается весь мир!
К тому же, улыбка и смех – это не просто красота, это хорошее настроение, добрые поступки, это зарядка на весь день, а может и на всю жизнь.
Смех и улыбка – это наше здоровье, они продлевают жизнь, делают её лучше, желанней, комфортней. От улыбки уходит печаль и прячется обида, смягчается горе. Улыбкой можно признаться в любви, выразить радость и расположение к человеку.
Как много значит она для человека. Мы смеёмся, и это значит, что всё у нас хорошо. Это значит, что в жизни нашей всё в порядке: здоровы мы, дети, и родители, на работе у взрослых дела продвигаются хорошо, погода радует нас отличными деньками, душа наша рвётся петь.
Юмор всегда присутствует в жизни человека. Он повсюду, стоит только прислушаться и повнимательней приглядеться. С ним нам не страшны никакие невзгоды.
Выдвижение проблемы, целей и задач проекта.
Проблема:
Правда ли что от нашего настроения зависит настроение окружающих нас людей?
Гипотеза: на мой взгляд, человек радуется, когда у него есть хорошие друзья, интересная работа, если ты к человеку с добром и улыбкой, то и тебе в ответ улыбнутся.
Цель: доказать, что улыбка лучшее средство в общении с человеком.
Задачи:
- Выяснить, что вызывает у нас улыбку, какие ситуации заставляют нас смеяться и радоваться.
- Показать на личных примерах, что хорошее настроение помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка, это признак доброты человека.
- Доказать, что наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей. Что с улыбкой и добрым сердцем прекрасно жить на свете.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Объект исследования: улыбка
По продолжительности – краткосрочный
2. Основная часть
Реализация проекта проходит по трем этапам:
А) Подготовительный этап:
– выбор темы исследования;
– актуализация изучаемой темы;
– составление плана мероприятий (воспитатель–родитель–дети).
Б) Реализация проекта
В течение двух недель совместно со всеми участниками проекта изучаем выбранный объект исследования через:
- посещение библиотеки и сбора информации об определении понятия «улыбка»;
- чтение художественных произведений во время непосредственно образовательной деятельности и вне ее;
- на занятиях по художественно-эстетическому развитию знакомимся с песнями по данной тематике;
- дома, вместе с родителями, используя интернет-ресурсы, находим стихи, пословицы, поговорки об улыбке;
- составление детской галереи «Такие разные улыбки» (Собрать коллекцию улыбок).
- конкурс рисунков «Придумай свой смайлик»
В) Обобщающий этап:
На данном этапе происходят:
– анализ проделанной работы, соотнесение результата с поставленной целью;
– обобщение собранных текстовых, аудио-, видео-, фотоматериалов;
– проведение акции и оформление с помощью взрослого презентации «Дарю улыбку всем людям».
На первом этапе проекта:
Работа над проектом начинается с обращения к воспитателю и родителям, помочь узнать больше о таком физическом явлении как улыбка и ее влиянии на настроение человека. Взрослый мотивирует на проведение исследований в проекте, определяется тема исследования, ставится проблема и пути ее решения.
Прежде чем говорить о влиянии улыбки на человека, необходимо дать определение данному понятию.
Д.Н. Ушаков в своем «Большом толковом словаре современного русского языка» отмечает, что:
Улыбка – мимика лица, губ языка или глаз, показывающая расположение к смеху или выражающая привет, удовольствие либо иронию, насмешку.
Задавая вопросы воспитателю, я узнал, что Улыбка – одно из лучших упражнений для мозга:
– улучшается кратковременная и долговременная память,
– повышается настроение,
– активируются творческие способности,
– увеличивается работоспособность.
Самое замечательное в улыбке – ее заразительность.
Когда мы улыбаемся кому-либо, то этот человек обязательно улыбнется нам в ответ. Смех и улыбка, помогает человеку находить друзей.
На втором этапе проекта:
При посещении библиотеки, совместно с родителями, читая в энциклопедии и других журналах, выясняем:
Существует 19 различных типов улыбок: Блаженная улыбка. Насмешливая улыбка. Широкая улыбка. Лукавая улыбка (коварная, игривая, кокетливо – хитрая). Кислая улыбка. Ехидная улыбка. Смущенная улыбка. И др.
Например:
Приветливая улыбка. Та, что нас встречает. Улыбка-приветствие, или улыбка вежливости, способна сделать так, чтобы мы вдруг почувствовали себя другом, даже если ничто не связывает нас с человеком, который нам улыбается.
Защитная улыбка. Это та, которая нас охраняет. В ситуации неизвестности помогает нейтрализовать страх, который может испытывать по отношению к нам другой человек.
Отважная улыбка. Придает нам уверенности в себе. Заставляя себя улыбаться, мы тем самым запоминаем наши успехи, а не поражения.
Заговорщицкая улыбка. Объединяет нас. Такая улыбка говорит о том, что у людей есть общее прошлое, что они пережили нечто важное вместе.
Кривая улыбка – означает нервозность, негативные эмоции, говорит, что человеку не нравится услышанное.
Полезно также знать, что:
– улыбка при приподнятых бровях говорит о готовности подчиниться.
– улыбка при опущенных бровях выказывает превосходство.
– улыбка без подъема нижних век говорит о неискренности.
– радость: губы искривлены, уголки оттянуты назад, вокруг глаз мелкие морщинки
– интерес: брови приподняты или опущены, тогда как веки расширены или сужены
– счастье: уголки губ приподняты и отведены назад, а глаза при этом спокойные
– приятное удивление: поднятые брови образуют морщинки на лбу, глаза расширены, рот приоткрыт и имеет округлую форму
– о самой "опасной" улыбке: будьте очень осторожны с человеком, у которого при улыбке расширяются глаза и он при этом не моргает. Это ни что иное, как явная угроза, опасность.
Все эти разновидности улыбок я вместе с друзьями постарался повторить перед зеркалом.
Из медицинской энциклопедии я узнал, что человек рождается с уже заложенной в него способностью улыбаться. Это было неопровержимо доказано, когда ученые установили, что с самых первых дней жизни улыбаются во сне даже слепые от рождения дети. Смех оказывает позитивное воздействие на все органы тела. От смеха учащается дыхание, разрабатывается диафрагма, шея, живот, лицо и плечи, ослабляется стрессовое состояние, укрепляется иммунитет. Смех увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает кровообращение и расширяет кровеносные сосуды, прилегающие к поверхности кожи. Вот почему от смеха у людей краснеет лицо. Смех уменьшает частоту сердцебиения, расширяет артерии, стимулирует аппетит и сжигает калории.
В художественных произведениях и интернете мы нашли:
Пословицы про улыбку:
- Где слова привета, там улыбка для ответа.
- Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
- Счастье, что солнышко: и улыбнется и скроется.
- Набьет улыбка оскоминку.
- На улыбку нет запрета.
- Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься.
- От улыбки станет всем светлей.
- Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза.
- Смех — это неуправляемая улыбка.
Стихи:
Люди мира,
Не стесняйтесь,
А почаще
Улыбайтесь!
Чтоб улыбкой помогать,
И любовь — передавать!
Делитесь улыбками, люди,
Пусть мир этот радостней будет,
И не останется тени
От мрачного настроения.
Если даже на небе тучи,
Вам в ответ улыбнется случай,
Вам в ответ улыбнется счастье.
Улыбайтесь, друзья, почаще.
Слушали песни про улыбку (В.Шаинского «Улыбка», «Улыбка ребенка», Д.Воскресенского «Мамина улыбка» и др.)
Вместе с воспитателем читали смешные произведения (Н.Носов «Живая шляпа», «Мишкина каша», Г.Остер «Вредные советы» и др.), которые заставляли нас смеяться всей группой, а затем обсуждали смешные ситуации.
В группе организовали игру «Придумай и расскажи смешные и забавные истории»
Мы попробовали в группе провести элементы смехотерапии. Слушали записи со смехом, записывали свой смех.
Во время всех этих занятий я ощущаю прилив сил. После шутки настроение на весь день улучшается. После прослушивания смехатерапии, мне хочется бегать, прыгать и скакать.
От воспитателя я узнал, что 7 октября отмечается Всемирный день улыбки. Этот замечательный праздник обязан американскому художнику Харви Бэллу. К нему обратились представители одной страховой компании с просьбой придумать какой-нибудь яркий и запоминающийся символ — визитную карточку компании. Харви не долго думал и предложил заказчикам то, что сейчас все без исключения пользователи интернета называют «смайликом». Заказчики приняли работу, изготовили значки с этой рожицей и раздали всему персоналу компании. Успех такой "визитки" превзошел все ожидания. Буквально через несколько месяцев было выпущено более десяти тысяч значков! Всемирный день улыбки первый раз отмечался в 1999 году. Художник считал, что этот день должен быть посвящен хорошему настроению. Вместе со своими друзьями я нарисовал смайлики и подарил их всем сотрудникам детского сада.
А еще мы составили выставку из фотографий «Такие разные улыбки», на которых изображены мои друзья с улыбкой на лице.
На третьем этапе проекта:
Совместно с родителями изготавливаем буклет под названием «Хорошего Вам настроения», проводим акцию «Дарю улыбку всем людям» (где во время экскурсии по улицам села дарим встречающимся нам людям шарик с улыбкой) и в последствие созданием презентацию.
Заключительная часть
В процессе работы над проектом я и мои друзья, а так же и родители ближе познакомились с такой особенностью человека, как умение шутить, улыбаться.
Изучив всю полученную информацию, я сделал вывод:
Улыбка возникает спонтанно, когда ты видишь или слышишь или чувствуешь то, что тебе доставляет радость: музыка, кино, картина, общение с приятными тебе людьми, теплые и нежные мамины руки. Следовательно, человек улыбается, когда ему хорошо. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. Улыбка, признак доброты характера человека. Улыбкой можно делиться с другими, она помогает приобрести друзей. Улыбкой можно лечить. Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей. От улыбки мир становиться светлей.
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Улыбайтесь, смейтесь, всегда радуйтесь, и жизнь покажется вам намного приятнее. Дарите улыбки! Дарите смех и радость, и пусть в вашем доме поселятся улыбки, рядом с ними обязательно будут радость, мир и счастье.
Используемая литература:
- Большая медицинская энциклопедия
- http://narodstory.net/pesenki_detskie.php?id=43
- http://www.vitamarg.com/
- http://russian7.ru/
- Стихи про улыбку на сайте http://detsadi-spb.ru/