Образовательные задачи:
- звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, побуждать различать и произносить изолированно звук [ж] в игровых упражнениях («песенка жука), отрабатывать навыки правильного произношения твёрдого звука [ж] изолированно, в словах, во фразовой речи, учить произносить звук длительно, на одном выдохе, отчётливо проговаривать слова; совершенствовать умение делить слова на слоги;
- словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу прилагательные и глаголы, согласовывать прилагательные в роде и числе;
- связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, при описании животных называть их признаки, действия.
Развивающие задачи:
- развивать умение понимать поставленную задачу;
- развивать слух и речевой аппарат детей;
- развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
- развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка;
- развивать графические навыки (рисование жёлудей).
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал для занятия:
- демонстрационный: картинки с изображением жирафа, жабы, журавля, жаворонка, жеребёнка, снежинки, зайца, лисы, ножниц, ежа; сказочный герой Светофорик;
- раздаточный: пособие Е.В. Колесниковой «От слова к звуку», цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Введение в игровую ситуацию
– Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте посмотрим, что в нем?
(Открываю письмо.) В письме стихотворение:
– Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
– Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
– Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
– Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н. Френкель
– Полетайте, как жук и спойте его песенку «ж-ж-ж».
II. «Открытие» нового знания
Педагог: В письме есть загадки. Давайте их отгадаем и найдём картинки-отгадки:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
– Назовите слова-отгадки, выделяя голосом «песенку жука» (Ж-ж-жираф, ж-ж-жёлудь, ж-ж-жук.)
– Какой звук слышится в начале каждого слова? (Звук [ж].)
– Какой это звук? (Согласный твёрдый.)
III. Воспроизведение знаний в типовой ситуации
1. Дидактическая игра «Узнайте звук»
– Поиграем со звуками. Если услышите песенку комара – звук [з] – хлопните в ладоши, если [ж] – песенку жука – хлопните в ладоши два раза: жаба, замок, жаворонок, зонт, абажур, журнал, животное и т.д.).
2. Дидактическая игра «Тепло-холодно»
– К нам в гости пришли животные: жираф, жук, жаба, журавль, жаворонок, жеребёнок.
– Какая песенка слышна в названиях этих животных? («Песенка жука» – [ж].)
– Назовите животных, выделяя голосом звук [ж]. (Ж-жираф, ж-жук, ж-жаба, ж-журавль, ж-жаворонок, ж-жеребёнок.).
– Сейчас животные будут от вас прятаться. Чтобы отыскать их, буду подсказывать: тепло-холодно. Закройте глаза. (Прячу жабу.) Откройте глаза. Кто спрятался?
(Вызываю ребёнка. Когда ребёнок отыскивает жабу, он определяет количество слогов в слове. Аналогично обыгрываем другие игрушки.)
IV. Включение в систему знаний и повторение
1. Дидактическая игра «Будь внимательным» (3, с.28)
(На картинке изображены предметы: снежинка, заяц, лиса, ножницы, ёжик.)
– Обведите только те предметы, в названии которых есть «песенка жука».
– Назовите предметы так, чтобы песенка жука была хорошо слышна. (Снеж-жинка, нож-жницы, ёж-жик.)
– Назовите животных, которых не обвели, объясните, почему. (Лису, зайца – потому что в их названии нет звука [ж].)
– Снежинка – какая она? (Белая, холодная, узорчатая, красивая.)
– Зайка какой? (Трусливый, пугливый, быстрый, ушастый, белый.)
– Лиса какая? (Хитрая, рыжая, пушистая, длиннохвостая.)
– Ёж какой? (Колючий, трудолюбивый.)
– Отгадайте загадку:
Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик.)
– Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
– Чем похожи все иголки? (Они острые, колючие, тонкие.)
– Какой иглой мы шьём и вышиваем? (Швейной.)
– Что шьют швейной иглой? (Одежду.)
– Что делают медицинской иглой? (Укол.)
– Можно ли ежа погладить рукой?
– Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
– У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат … (короткие и тонкие.)
2. Дидактическая игра «Громко-шёпотом», «Быстро-медленно»
– А сейчас мы поиграем в игру «Громко-тихо, быстро-медленно»:
Лежит ёжик у ёлки, а у ежа – иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
(Дети произносят скороговорки сначала вместе, а потом индивидуально с разной силой звука: громко-тихо-шепотом и в различном темпе: быстро-медленно.)
3. Слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенко
– Послушайте отрывок из стихотворения:
Вышла девочка на лыжах,
А за ней котёнок рыжий.
– На чём катается девочка? (Девочка катается на лыжах.)
– Какого цвета котёнок? (Котёнок рыжий.)
– Какого цвета у девочки шапка и шарф? (Жёлтого цвета.)
– Какого цвета лыжи? (Жёлтого.)
– Чья песенка слышится в названии предметов, которые вы назвали? («Песенка жука».)
– Послушайте ещё раз стихотворение и постарайтесь его запомнить.
– Прочитайте стихотворение весело (ласково).
4. Практическое задание «Рисуем жёлуди» на развитие мелкой моторики рук (3, с.29).
– Отгадайте загадку:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь.)
– Чья песенка слышна в слове?
– Нарисуйте жёлуди как показано на рисунке.
V. Итог занятия
– Ребята, вам понравилась занятие?
– Что было самым интересным? А самым трудным?
– Как звучит «песенка жука»?
– Назовите слова со звуком [ж].
VI. Самоконтроль и самооценка
– На странице в нашем пособии (3, стр.29) закрасьте шарик в правом нижнем углу зелёным цветом, если вы сумели назвать слова со звуком [ж] без помощи взрослого; если вам трудно назвать 3-4 слова с этими звуками, закрасьте шарик жёлтым цветом; а если вы совсем не смогли назвать такие слова, закрасьте красным цветом.
– Эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зелёный – все в порядке, жёлтый – попроси помощи у взрослого, красный – постарайся выполнить задания ещё раз и будь внимательным.
Источники:
1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1995. – 384 с.
4. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет /Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учеб.-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2013. – 80 с.
6. Колесникова. Е.В. Слова, слоги, звуки. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Слова, слоги, звуки» для занятий с детьми 4-5 лет. – М.:Ювента, 2013. – 48 с.
7. Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 68 с.
8. Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 80 с.
9. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 272 с.